[12] Буганов В. И. Русь на перепутье. М., 1997. С. 184
[13] ПСРЛ. Т.2. М., 2001. С. 294
[14] Всеволод II (ум. 30.VII.1146), кн. черниг. (1127-39), вел. кн. киев. в 1139-46. Сын Олега Святославича. разжигал и умело использовал княжеские распри для удержания своего вияния. Жестоко угнетал народ, что вызвало после его смерти восситание в Киеве. Рассматривал Киев как наследственное владение, перед смертью заставил киевских бояр и черниговских Давидовичей присягнуть своему брату Игорю. Был женат на дочери кн.городец. Святослава Давидовича, затем на дочери Мстислава Великого Агафье. Имел двух сыновей – Святослава и Ярослава. (Ермолаев И.П. Прошлое России в лицах:Биографический словарь. IX – XVIII в. Казань, 1999 С.47)
[15] В этой истории интересен следующий момент. Для того, чтобы заключить мировую с Всеволодом Вячеслав посылает к нему в качестве посла митрополита. «Вячеслав противу не изииде, не хотя крове пролиати, но сотворися мнии и высла к нему митрополита, река ему тако иди опять» - гласит летопись. Летописец подчеркнуто говорит, что митрополит был именно послан великим князем и что последний проявляет властные полномочия по отношению к первому. Этот факт характеризует определенное подчиненное и зависимое положение главы церкви от великого князя. О том, какого характера была эта зависимость, будет сказано в следующей главе.
[16] Изяслав Мстиславич (ок.1097 – 1154), кн. влад.- волын. (с 1134), переясл. (с 1143), вел. кн. киев. (1146-49, 1151-54), сын Мстислава Владимировича, внук Мономаха. Добился обособления Русской церкви от Византии. (Ермолаев И.П. Прошлое России в лицах: Биографический словарь. IX – XVIII в. Казань, 1999. С. 84)
[17] Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т.1. М., 1959. С. 464
[18] Здесь мы видим, как Андрей Юрьевич впервые открыто проявляет личные княжеские амбиции.
[19] Рапов О.М. Княжеские владения на Руси в X – пер. половине XIII в. М., 1977. С. 150
[20] Цит. по: Рапов О.М. Княжеские владения на Руси в X – пер. половине XIII в. М., 1977. С. 150
[21] Это сказание, по всей видимости, написано духовником Андрея Боголюбского – попом Николаем в 1155 году. (www. rustrana.ru/article.php)
[22] Гейм И. Историческое описание Сеноксарского монастыря. М., 1853. С. 12
[23] Сказание о чудесах Владимирской иконы Божьей Матери. М., 1995. С. 13
[24] Там же. С. 14
[25] Иловайский Д.И. Становление Руси. М., 2003. С.467-68
[26] Сказание о чудесах Владимирской иконы Божьей Матери. М., 1995. С. 14
[27] См.: Погодин И.П. Исследования. М., 1914. Т.5. С.125
[28] Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества в XII – XIII в.в. М., 1982. С. 550
[29] Там же. С. 551
[30] Одним из изгнанных братьев Андрея Боголюбского был Всеволод Юрьевич (будущий «Большое Гнездо»).
Род. 20.10.1154. ум. 13.4.1212. Вел. кн. Влад. (с 1176). Находился в изгнании в Константинополе, где и провел юность. После смерти Андрея Боголюбского (1174) участвует вместе с братом Михаилом в междоусобной борьбе с племянниками Мстиславом и Ярополком Ростиславичами. В ходе этой борьбы В.Ю. сумел укрепиться на владимирском великокняжеском престоле. Успешно боролся с феодальной знатью. Подчинил Киев, Чернигов, Рязань, Новгород. Осуществлял походы на Волжскую Булгарию и мордву (1183, 1186, 1205). Жестоко расправлялся с непокорными. Прекратил соперничество Мономаховичесй с черниговскими Ольговичами. В его правление Суздальская Русь достигла наивысшего расцвета. (Ермолаев И.П. Прошлое России в лицах: Биографический словарь. IX – XVIII в. - Казань, 1999. С. 84)
[31]См. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества в XII – XIII в.в. М., 1982. С. 550
[32] Кожа Александр, свящ. Русская Православная Церковь. Очерки истории. М., 1988. С. 18
[33] Шмурло Е.Ф. Курс Русской истории. СПб., 1996. С.124
[34] Сборник материалов для исторической топографии Киева и его окрестностей. Ч.1. Киев. 1874. С.3
[35] Шмурло Е.Ф. Курс Русской истории. СПб., 1996. С.125
[36] См. напр.: Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVII в. М., 1997.
[37] Хорошую сводку фактов, доказывающих это делает В.Т. Георгиевский в своей книге «Святый благоверный великий князь Андрей Боголюбский». (Владимир, 1894). Хотя автор, быть может, преувеличивает степень сознательности монархической идеи в Андрее Боголюбском, но нельзя сомневаться, что князем всю жизнь руководила именно эта идея, которую он понимал, конечно, с большей ясностью, нежели первые Московские князья, собиратели земли Русской, до самого Иванна III.
[38] ПСРЛ. Т.2. М., 2001. С. 510
[39] Там же.
[40] Карамзин Н.М. Предания веков. М., 1989. С. 212
[41] ПСРЛ. Т.2. М., С. 511
[42] Там же.
[43] Нечволодов А. Сказания о Русской земле. М., 1913. С. 156
[44]www.litopys.narod.ru/lavrlet/lavr.htm.
[45]Цит. по: «Сказание о чудотворных иконах Богоматери и ея милостях роду человеческому». Коломна. 1993. С.732
[46] Карамзин Н.М. Предания веков. М., 1989. С. 223
[47]www.a-nomalia.narod.ru/index.files/6Ln2.htm.
[48] Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. М., 1989. С.113
[49] ПСРЛ. Т.2. М., 2001. С.544.
[50] ПСРЛ. Т.2. М., 2001. С.546
[51] Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества в XII – XIII в.в. М., 1982. С. 551
[52] Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т.1. М., 1959. С. 533
[53] Там же.
[54] ПСРЛ. Т.2. М., С. 570
[55] Там же. С.574
[56] Там же.
[57] Там же. С.578
[58] Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1998. С.116-117
[59] Скрынников Р.Г. История Российская. IX- XVII в.в. М., 1997. С.109
[60] Эта повесть нашла свое наибольшее отражение в Ипатевской летописи.
[61]www.rustrana.ru/article.php
[62] Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. М., 2001. С. 29
[63] Ципин В. А. Церковное право. М., 1996. С. 227
[64] Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. Т.1 М., 1997 С. 338
[65] Так, например, Муром был стольным городом, но в нем не была образована епископская кафедра.
[66] Карташев А.В. Очерки по Истории Русской Церкви. М., 1993. С. 183
[67] Пожалуй единственным исключением здесь можно назвать Послание патриарха Луки Хрисоверга к князю Андрею Боголюбскому.
[68] Напр. Голубинский Е.Е.
[69] Житие св.Исайи, епископа Ростовского// Православный собеседник.Ч.1. 1858. С. 434
[70] Павлов Иннокентий, иером. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви. М., 1988. С.244
[71] Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. Т.1 М., 1997 С. 205
[72] Булгаков Макарий, митр. История Русской Церкви. М., 2001. Т.2. С.462
[73] Булгаков Макарий, митр. История Русской Церкви. М., 2001. Т.2. С. 295
[74] Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. Т.1 М., 1997. С. 330
[75] Будовниц И.У. Общественно-политическая мысль Древней Руси. М., 1960 С.246-248
[76] Воронин НН. Андрей Боголюбский и Лука Хрисоверг (из истории русско-византийских отношений XII века). // Византийский временник. Т.21. М.,1962. С.50
[77] Хорошев А.С. Политическая история русской канонизации (XI-XVI вв.). М.,1986. С.61; Толочко А.П. Князь в Древней Руси: власть, собственность, идеология. Киев, 1992. С.119.
[78] Фроянов И. Я. Древняя Русь. Опыт исследования истории социальной и политической борьбы. М.,1995. С.614-615.
[79] ПСРЛ Т.24. Пг., 1921. С.78
[80] Будовниц И.У. Общественно-политическая мысль Древней Руси. М., 1960 С.247
[81] ПСРЛ Т.24. Пг., 1921. С.78
[82] Лимонов Ю.А. Летописание Владимиро-Суздальской Руси. Л.,1967. С.62
[83] Там же. С.63
[84] ПСРЛ Т. 9. СПб., 1862. С.182,190,204,209 и др.; Т.15. СПб.,1863. Стб.233.
[85] Молдован А.Н. «Слово о Законе и Благодати» Илариона. Киев,1984. С.91
[86] Литаврин Г.Г. Византия и славяне. СПб., 2001. С.473
[87] Воронин Н.Н. «Житие Леонтия Ростовского» и византийско-русские отношения второй половины XII в.// Византийский временник. Т. 23. М., 1963 С.28, 37, 38
[88] Там же. С.37.
[89] Кондаков Н.П. Изображения русской княжеской семьи в миниатюрах XI века.СПб.,1906. С.98.
[90] Забелин И.Е. Следы литературного труда Андрея Боголюбского.// Археологические известия и заметки. М., 1895, N 2-3. С.46-47.
[91] ПСРЛ. Т. 9. СПб., 1862. С.210
[92]www.old-rus.narod.ru/03-51.html
[93] Лебедев А.П. Исторические очерки состояния Византийско-восточной церкви от конца XI до середины XV века. СПб.,1998. С.112-116.
[94] ПСРЛ. Т.9. СПб.,1862. С.220-221.
[95] Вальсамон Феодор, знаменитый византийский канонист. Занимал при императорах Мануиле Комнине (1142-1181) и Исааке Ангеле (1185-1194) важные церковные должности номофилакса и хартофилакса. В 1193 году Вальсамон возводится в антиохийские патриархи, но жить остается в Константинополе, ибо Антиохия находится в это время в руках крестоносцев. Получил от патриарха Михаила Анхиала (1169-1177) поручение написать толкования на Номоканон Фотия. Толкования его имеют огромный исторический интерес. Богатейший исторический материал дают его комментарии по культурной жизни той эпохи.(Христианство: Энциклопедический словарь. Т.1. М., 1993 С.347)
[96] Зонара Иоанн (3-я четверть 11 в.- середина 12 в.), византийский историк и канонист. По смерти жены и детей принял монашество и поселился на необитаемом островке св. Гликерии в Пропонтиде, отдав все свои силы литературным трудам. Первым и особенно важным трудом Зонары был его Комментарии на полный текст церковных правил. Правила изъясняет с трех точек зрения – исторической, догматической и практической. Его толкования сами стали источником права. Другой крупный труд Зонары.- всемирная хроника от сотворения мира до вступления на престол императора Алексея Комнина (1080-1118). Для позднейших византийских хронистов и русских летописцев она служила обильным источником материалов. (Там же. С.561)
[97] Павлов А.С. Курс церковного права. СПб., 1902. С.12,17.
[98] Цит. по: Лебедев А.П. Исторические очерки состояния Византийско-восточной церкви от конца XI до середины XV века. СПб.,1998. С.89-90.
[99] Белевцев Иоанн, прот. Образование Русской Православной Церкви. М.,1988. С.145