Ипатьевская летопись в свою очередь испытала опосредованное влияние владимирских сводов конца XII века. Летопись состоит из трех основных компонентов. Она открывается полным текстом Повести временных лет, доведенным до 1117 г.
Второй компонент Ипатьевской летописи - так называемая Киевская летопись, составленная, как полагают, в 1199 г. игуменом Выдубицкого монастыря (в Киеве) Моисеем.
Третий компонент Летописи - Галицко-Волынская летопись: это самостоятельный, независимый от общерусского летописания памятник, который первоначально не имел даже традиционной для остальных летописей разбивки по годам; даты были проставлены позднее, при включении Галицко-Волынской летописи в состав Л. И. Галицко-Волынская летопись содержит сведения о событиях в Галицком и Волынском княжествах с 1205 по 1292 г., а также международных связях Руси в этот период.
Что касается последней группы перечисленных источников, то они, несмотря на своe более позднее происхождение, имеют фрагменты, подчас более древние, чем параллельные тексты в Лаврентьевской и Ипатьевской летописях.
Летописи, расходясь в деталях, сообщают об интересующих нас событиях в порядке, указанном в первой главе данной работы. В 1155 г. князь Андрей, покинув киевщину вопреки воле своего отца, оказывается во Владимире. Далее. В следующем году из Ростова изгоняется епископ Нестор. В течение трeх последующих лет умирает в Киеве Юрий Долгорукий, закладывается каменная церковь Успения Богородицы во Владимире и изгоняется новый епископ Леон: «Того же лета (6667) выгнаша ростовцы и суздальцы Леона, зане оумножил бяше церкви и попы грабя».[79] В 1162 г. Андрей вновь изгоняет Леона, а вкупе с ним сводных братьев, племянников и «передних мужей отца своего».
Причину такого отношения владимирского князя к епископу И.У. Будовниц видит в следующем: «Происходившие события дают причину думать, что Леон был связан с боярскими кругами, враждебно относившимися к Андрею Боголюбскому. Главой Церкви Андрей пожелал видеть в своем княжестве более послушного и податливого архиерея и наметил для этой роли вполне преданного ему некоего Феодора».[80] Интересный комментарий дают Лаврентьевская и Ипатевская Летописи: «Се же сотвори хотя самовластец быти всеи Суждальской земли».
Примерно в тех же выражениях об изгнании младших Юрьевичей сообщают и некоторые другие летописи. В Тверском сборнике читаем: «хотя един быти властель в всей Суздалской и Ростовской земли».[81]
В том же году Андрей отправляет к константинопольскому патриарху Луке Хрисовергу посла Якова Станиславича с просьбой об учреждении во Владимире отдельной митрополии с небезызвестным Феодором во главе. Патриархом Лукою в этой просьбе было отказано.
Примеров особого отношения к Боголюбскому в летописях довольно много. В частности, Лаврентьевская летопись чрезвычайно подробно повествует о ратных подвигах Андрея в ходе войн Юрия Долгорукого в Южной Руси. Ю.А. Лимонов высказал предположение, что существовал личный летописец Андрея Боголюбского, авторство которого (хотя бы частично) исследователь приписал самому князю: «Заслуживают внимания текстологические особенности фрагмент о подвигах Андрея. Этому фрагменту предшествует отрывок в котором говорится о выступлении войск Юрия к Луцку. Отрывок, следующий за рассказом об Андрее, сообщает, что киевский князь уже осадил Луцк…В данном случае описание подвигов Андрея является вставкой…Все это, а также яркая тенденциозность, текстологические особенности и своеобразие стиля отрывка, дают возможность предположить, что он относится к Летописцу Андрея Боголюбского, героя самого повествования».[82]
И далее: «В летописной статье 1149 года есть еще один отрывок, рассказывающий о позиции Андрея по вопросу о войне с Изяславом. Оказывается Андрей не одобрял жесткой политики Юрия, который хотел окончательно уничтожить своего противника. Характерна тенденциозность в изображении князя - миротворца. Подчеркивается, что «Андрееви же Бог вложи в сердце сущю ему молитву на свой род». Отрывок хорошо выделяется из общего текста, он не связан ни с предыдущим, ни последующим отрывками. Видимо, есть все основания полагать, что указанный фрагмент пренадлежит Летописцу Андрея».[83]
Подобная версия очень смела, но, во всяком случае, автор рассматриваемых летописных текстов действительно имел к владимирскому князю самое прямое отношение.
Однако вышеуказанными вкраплениями чрезвычайное внимание летописцев к личности Боголюбского не исчерпывается. Зачастую встречаются фрагменты, где авторы стремятся передать яркие индивидуальные черты характера этого человека.[84] Складывается мнение, что для современников Андрей Боголюбский (действительно или лишь видимо) резко выделялся из среды тогдашних князей своими нравственными качествами, складом своего ума.
Наконец, политика Андрея нашла очень глубокое отражение практически во всех летописных памятниках, безотносительно места их создания и политических пристрастий авторов. Следовательно, речь идeт и о необычном для Руси характере этой политики.
Для начала вернeмся к комментариям летописцев по поводу изгнания братьев Мстислава, Василия и Михаила Юрьевичей. Необычно здесь то, что термин «самовластецъ» летописцы почти никогда не употребляли по отношению к русским князьям более раннего времени. Можно указать лишь на такие исключения: в «Слове о законе и благодати» Иларион употребляет по отношению к Владимиру Святому титул «великий каган», т.е., как думается «властитель», «единодержец»: «Похвалим же и мы по силе нашей, малыми похвалами велика и дивна сотворившаго нашего учителя и наставника великаго кагана нашея земли Володимера».[85]
Время, к которому относится пример, было ознаменовано острой борьбой Киевской Руси за церковную, а, следовательно, и национальную независимость от Византии. Обычно терминами «самовластец», «единовластец», «самодержец» древнерусские источники называют византийских императоров. Остаeтся согласиться с мнением, что «Термины «единодержец» и «самовластец» являются несомненно кальками греческих титулов «монократор» и «автократор», которые (особенно - второй) носил византийский император, не деливший власти с соправителями…».[86]
Для чего же такая титулатура понадобилась Андрею? Не слишком ли фантастична будет мыль о том, что владимирский князь желал создать государство, по характеру верховной власти подобное Византийской империи? В пользу данного предположения можно найти аргументы и в других источниках.
Как известно, в окружении Андрея Боголюбского в период его княжения шла напряженная литературная, идеологическая работа. Создаeтся целый ряд произведений, представляющих для нашего исследования первостепенную важность - «Слово Андрея Боголюбского о празднике 1 Августа», «Сказание о победе над волжскими булгарами 1164 г. и празднование 1 августа», «Житие св. Леонтия Ростовского», «Слово на Покров». Во всех этих документах сохранились следы некоей идеологической работы определенного направления. Приведем некоторые примеры.
Так, в разных редакциях «Жития Леонтия» княжество Андрея Боголюбского неоднократно называется «державой» и «царствием», а сам князь «благочестивым царeм и князем нашим».[87]
В одном из канонов Леонтию (а именно - втором, по нумерации Н.Н. Воронина), составленных ростовским епископом Иоанном в начале XIII в., есть следующие слова: «Князь убо паче обретению твоему радуется, нежели порфире своей».[88]
Вероятнее всего под «порфирой» здесь следует понимать подобие византийской императорской одежды.[89]
Вслед за победой над волжскими булгарами в 1164 г. устанавливается празднование Спаса, создаeтся «Сказание». В начале этого произведения читаем следующие строки: «Благочестивому и верному царю нашему князю Андрею оуставившоу сие праздновати со царем Маноуилом повелением Лоуки патриарха и митрополита Костянтина всея Руси и Нестера епископа Ростовскаг».[90]
Подобные притязания на равенство с византийским императором встречаем и в некоторых летописных памятниках. При описании того же события (победы над болгарами, описанной здесь, правда, под 1157 г.) в Никоновская летопись говорит: «В Константине убо граде царствующу благоверному и христолюбивому царю Мануилу в Ростове же и Суждале великому князю Андрею Боголюбивому…С сим убо самодержцем обема межи собою в любви мноз живущем» (речь идет об Андрее и императоре Мануиле Комнине).[91] Нас интересует вторая часть этого отрывка, а иммено фраза «С сим убо самодержцем обема межи собою в любви мноз живущем». Она может свидетельствовать в пользу предположения об имперских притязаниях владимирского князя.
Необходимо выяснить и предполагавшийся характер владимирской митрополии. В свете этой проблемы очень интересна следующая цитата из послания патриарха Луки Хрисоверга Андрею Боголюбскому: «Ставим же по временом священным митрополитом всея Руси, еже есть от нас святыя и великия Церкве, ставим и посылаем тамо; а не можем мы того сотворити, занеже яве съвъпрашати сважатися с божественными и священными правилы».[92]
С одной стороны, категорический отказ патриарха Луки (разумеется, согласный воле Мануила Комнина) Андрею в его просьбе об учреждении митрополичьей кафедры объясняется страхом византийцев перед возможной самостоятельностью русской Церкви. В Константинополе ещe было памятно самовольное поставление русскими архиереями киевским митрополитом русина Климента Смолятича. С другой стороны, фраза Луки «еже есть от нас святые и великия Церкве» может свидетельствовать о том, что Андрей Боголюбский намеревается учредить автокефальную митрополию. Это было бы вполне логичным шагом в его политике по укреплению древнерусской государственности. Прямая зависимость в русской Церкви от Константинополя с самого принятия христианства осмысливалась как серьeзное ограничение независимости государственной. Кроме того, византийские императоры не были заинтересованы в политическом единении Руси - потенциально опасного соседа на севере империи. Учреждением же автокефальной митрополии Андрей Юрьевич «убивал бы сразу двух зайцев»: добивался независимости русской Церкви и бесспорного приоритета новой столицы - Владимира. Масштабы замыслов в церковной политике Андрея косвенно подтверждает и полемическое «Слово о слепце и хромце» св. Кирилла Туровского.