План
Введение
1 От Цзиньтяньского восстания до Тайпин Тяньго
1.1 Цзиньтяньское восстание и создание правительства Тайпин Тяньго
1.2 Принципы организации тайпинской армии
1.3 Прорыв к Янцзы и создание Тайпинского государства
2 Наивысший подъём восстания
2.1 Тайпинское государство
2.2 Влияние тайпинских успехов на внутреннее положение Китая
2.3 Создание частных китайских войск
2.4 Северный поход тайпинов
2.5 Западный поход тайпинов
2.6 Цепная реакция восстаний вокруг Государства тайпинов
3 Международная ситуация
4 Раскол в среде тайпинов
4.1 Междоусобная борьба в тайпинском руководстве
4.2 Новые тайпинские полководцы
4.3 Судьба армии Ши Дакая
5 Стратегический перелом
5.1 Экономические трудности тайпинов
5.2 Отрицательная роль религиозного фактора
5.3 Ликвидация блокады Нанкина
5.4 Восточный поход тайпинов
5.5 В борьбу с тайпинами вступают западные державы
5.6 Усиление китайских армий
6 Крушение Тайпинского государства
6.1 Второй Западный поход тайпинов
6.2 Продолжение Восточного похода тайпинов
6.3 Кольцо вокруг Нанкина сжимается
6.4 Деградация тайпинского государства
6.5 Падение Нанкина
6.6 Добивание остатков тайпинов
Введение
Фаза подъёма
Цзиньтяньское восстание – Взятие Нанкина – Северный поход – 1-й Западный поход – Нанкин (1)
Междоусобная борьба
Инцидент в Небесном городе – Саньхэ
Стратегический перелом
Южнобережный лагерь – Восточный поход – Шанхай
Крушение Тайпин Тяньго
2-й Западный поход – Цыси – Падение Нанкина
Войны против хо
Тайпинское восстание (1850—1864) — крестьянская война в Китае против маньчжурской империи Цин, в состав которой входил Китай, и иностранных колонизаторов. Лидером восстания был христианин Хун Сюцюань, который создал Тайпинское Небесное Царство (кит. 太平天囯, пиньинь Tàipíng Tiān Guó, палл. Тайпин тянь го) - независимое китайское государство, существовавшее одновременно с маньчжурской империей Цин. Само название «Тайпин» означает «Великое Спокойствие» и перекликается с раннедаосской школой Тайпиндао времён Ханьской империи. Тайпинское государство занимало значительную часть южного Китая, под его юрисдикцией находилось около 30 миллионов человек. Тайпины пытались проводить радикальные социальные преобразования, замену традиционных китайских религий на специфическое «христианство», при этом Хун Сюцюань считался младшим братом Иисуса Христа. Тайпинов называли «длинноволосыми» (кит. 長毛, пиньинь cháng máo, палл. чан мао), так как они отвергали косы, принятые в государстве Цин маньчжурами, их также называли волосатыми бандитами (кит. 髮賊, пиньинь Fà Zéi, палл. фа цзэй).
Тайпинское восстание вызвало череду местных восстаний в других частях империи Цин, которые боролись против манчжурских властей, нередко провозглашая собственные государства. В войну ввязались также иностранные государства. Положение в стране стало катастрофическим. Тайпины заняли крупные города (Нанькин и Ухань), сочувствующие тайпинам восставшие заняли Шанхай, предпринимались походы на Пекин и в другие части страны.
Тайпины были подавлены цинской армией при поддержке англичан и французов. Война привела к огромному количеству жертв — по оценкам, от 20 до 30 миллионов человек. Мао Цзэдун рассматривал тайпинов как революционеров-героев, поднявшихся против коррумпированной феодальной системы. Материалы и свидетельства тайпинского восстания собраны в Музее истории тайпинов в Нанкине.
Тайпинское восстание.
Хун Сюцюань, руководитель восстания тайпинов
1. От Цзиньтяньского восстания до Тайпин Тяньго
Тайпинское восстание вспыхнуло в провинции Гуанси летом 1850. Идейным вождём восставших был сельский учитель Хун Сюцюань, организовавший религиозно-политическое «Общество поклонения Небесному Владыке» (Байшандихуэй). В его основе лежала смесь христианства, конфуцианства, даосизма и буддизма. Из всего этого он вывел идею всеобщего братства и равенства людей, выраженную в форме создания «небесного государства великого благоденствия» — Тайпин тяньго (отсюда название восстания).
1.1. Цзиньтяньское восстание и создание правительства Тайпин Тяньго
Летом 1850 года Хун Сюцюань счёл обстановку в стране благоприятной для восстания, и приказал 10 тысячам своих последователей сконцентрироваться в районе села Цзиньтянь уезда Гуйпин на юге провинции Гуанси. Сюда прибыли отряды Ян Сюцина, Сяо Чаогуя и Вэй Чанхуэя. Данное событие известно как Цзиньтяньское восстание. Оно послужило началом Крестьянской войны 1850—1868 годов. В августе в район Цзиньтянь пробился с четырёхтысячным отрядом Ши Дакай.
К ноябрю 1850 Хун Сюцюань и его соратники Ян Сюцин, Ши Дакай, Фэн Юньшань, Сяо Чаогуй, Вэй Чанхуэй и другие собрали 20-тысячное войско и начали военные действия против правительственных войск под лозунгом борьбы за равенство. Последователи Хун Сюцюаня продавали своё имущество, а вырученные деньги сдавали в «священные кладовые» в Цзиньтяне. Отсюда повстанцы и члены их семей получали продовольствие и одежду по общим нормам. Была установлена строгая дисциплина и создана военная организация, тем самым религиозная секта превратилась в повстанческую армию. Мужчины и женщины жили в отдельных лагерях, и общение между ними не допускалось. Повстанцы носили красные повязки на головах и в знак неповиновения маньчжурам отпускали длинные волосы. Силы повстанцев быстро росли, и в конце 1850 года они нанесли несколько поражений цинским войскам. 11 января 1851 года, в день рождения Хун Сюцюаня, в Цзиньтяне было объявлено о вооружённом выступлении против Маньчжурской династии для создания Небесного государства Великого благоденствия. Хун Сюцюаня стали именовать Тянь-ван («Небесный князь»).
В 1851 году тайпины отбили новые атаки правительственных войск и двинулись на север Гуанси. 27 августа 1851 повстанцы штурмом овладели крупным городом Юнъань, где создали своё правительство. Реальную власть сконцентрировал в своих руках Ян Сюцин, принявший титул Дун-ван («Восточный князь»); он возглавил армию и административное управление. Сяо Чаогуй получил титул Си-ван («Западный князь»), Фэн Юньшань — Нань-ван («Южный князь»), Вэй Чанхуэй — Бэй-ван («Северный князь»), Ши Дакай — И-ван («Князь-помощник»). Высокие военные и чиновничьи ранги получили рудокоп Цинь Жиган, шэньши Ху Ихуан, речной пират Ло Даган и другие лидеры повстанцев.
1.2. Принципы организации тайпинской армии
Тайпины создали сильную армию с железной дисциплиной. Её бойцы строго следовали приказам командиров и десяти христианским заповедям. Тайпинскую армию отличали гуманное отношение к местному населению, отсутствие грабежей, жестокости и произвола по отношению к простолюдинам. В «христианской» армии тон задавали религиозные фанатики и аскеты. Они запрещали сношения мужчин с женщинами, азартные игры, вино, курение опиума и проституцию. Тайпинская армия, опираясь на поддержку населения, разбила немало соединений цинских войск и частично вооружилась за счёт военных трофеев; позже тайпины организовали собственное производство оружия и снаряжения.
На всём пути повстанцы громили правительственные учреждения, убивали всех маньчжуров и крупных чиновников-китайцев, а также тех, кто активно выступал против повстанцев. Последователи Хун Сюцюаня конфисковывали их имущество, облагали контрибуцией «богачей», сурово наказывая тех, кто не хотел её платить. Тайпины стремились заручиться поддержкой простого люда и карали за попытки грабить его. Нередко они выделяли крестьянам продовольствие и часть имущества, конфискованные у своих врагов и «богачей», обещали освободить население на три года от налоговых тягот, поэтому крестьянство и городская беднота поначалу поддерживали тайпинов.
1.3. Прорыв к Янцзы и создание Тайпинского государства
Сорокатысячная цинская армия блокировала район Юнъаня. В апреле 1852 тайпины вырвались из окружения и двинулись на север. Правительственные войска смогли отстоять лишь Гуйлинь — главный город провинции Гуанси. Развивая наступление, повстанцы вступили в провинцию Хунань, где к ним примкнуло до 50 тысяч новых бойцов. В декабре тайпины без боя взяли Юэчжоу, где захватили арсеналы с оружием. Выйдя здесь к Янцзы, они создали свой речной флот. На судах по Янцзы и по её берегу армия Хун Сюцюаня направилась на восток — в провинцию Хубэй, обрастая тысячами новых добровольцев.
В конце 1852 — начале 1853 года тайпины вошли в Ханьян, и после ожесточённых боёв овладели Ханькоу и Учаном, заняв таким образом всё трёхградье Ухань. Эта блестящая победа подняла на борьбу хубэйскую бедноту. Численность тайпинской армии составила полмиллиона человек, а флот насчитывал 10 тысяч джонок. Успехи повстанцев, и особенно занятие ими Уханя, вызвали растерянность цинского правительства. Однако вожди тайпинов не использовали благоприятного момента для организации наступления на север — на Пекин, вместо этого их армия в феврале продолжала наступление на восток. По суше и по Янцзы победители двинулись далее — в провинцию Аньхой. Взяв без боя Аньцин — главный город этой провинции — они стали обладателями богатых боевых трофеев. 19-20 марта 1853 года войска Хун Сюцюаня победоносно штурмовали Нанкин, где вырезали около 20 тысяч маньчжуров и членов их семей. К моменту взятия Нанкина силы повстанцев составляли 1 миллион солдат. Вскоре тайпины вступили в Чжэньцзян и Янчжоу, перерезав тем самым Великий канал. Нанкин был переименован в Тяньцзинь («Небесная столица») и превращён в главный город Тайпин Тяньго.
2. Наивысший подъём восстания
2.1. Тайпинское государство
Номинальной главой Небесного государства и абсолютным монархом являлся Хун Сюцюань. По прибытии в Нанкин он удалился от мирских дел, занимался только религиозными вопросами и безвыездно пребывал в своём роскошном дворце. Ещё до обоснования в Нанкине он передал всю военную и административную власть Ян Сюцину. Считалось, что Ян Сюцин обладал даром «воплощать дух божий» и изрекать волю Бога. Ему были подчинены остальные князья, лишённые права непосредственно сноситься с Хун Сюцюанем. Встав у кормила правления, Ян Сюцин показал себя энергичным, умным и волевым правителем, но с замашками заносчивого самодержца.