Другой крупной категорией крестьянского населения было черносошное крестьянство. Оно проживало на окраинах страны (Поморский Север, Урал, Сибирь, Юг), объединялось в общины. Черносошные крестьяне не имели права покидать свои земли, если не находили себе смену. Они несли тягло в пользу государства. Их положение было легче, чем у частновладельческих. "Черные земли" можно было продавать, закладывать, передавать по наследству.
Среднее положение между черносошными и частновладельческими крестьянами занимали крестьяне дворцовые, обслуживавшие хозяйственные потребности царского двора. Они имели самоуправление и подчинялись дворцовым приказчикам.
Верхушку городского населения составляли купцы. Самые богатые из них (в Москве XVII в. таких было примерно 30 человек) царским повелением объявлялись "гостями". Многие состоятельные купцы объединялись в двух московских сотнях - "гостинной" и "суконной".
Основная масса городского населения называлась посадскими людьми. Они объединялись в тягловую общину. Буржуазия в городах еще не сложилась. Во многих городах России среди жителей преобладали военные чины и их семьи, а решающую роль в городской жизни играли крупные землевладельцы.
Городские ремесленники объединялись по профессиональному признаку в слободы и сотни. Они несли тягло - повинности в пользу государства, выбирали своих старост и сотских (черные слободы). Кроме них, в городах были белые слободы, принадлежавшие боярам, монастырям, епископам. Эти слободы "обелялись" (освобождались) от несения городского тягла в пользу государства.
До петровских времен как в юродах, так и в сельской местности жило значительное число рабов - холопов. Полные холопы являлись наследственной собственностью своих господ. Слой кабальных холопов формировался из числа попавших в рабское состояние (кабала - расписка или долговое обязательство) ранее свободных людей. Кабальные
113
холопы служили до смерти кредитора, если добровольно не принимали на себя новую кабалу в пользу наследника умершего.
Особое сословие составляло духовенство. В него входили архиереи и монахи - черное духовенство и священники - белое духовенство. Соборное Уложение 1649 г. запретило монастырям приобретать новые вотчины.
Вольные и гулящие люди (вольные казаки, дети священников, служилых и посадских людей, наемные рабочие, бродячие музыканты и скоморохи, нищие, бродяги) не попали в вотчины, поместья или городские общины и не несли государственного тягла. Из их числа набирались служилые люди по прибору. Однако государство всячески стремилось поставить их под свой контроль.
2.Восстановление страны после опричнины и смуты было завершено только к середине века в основном за счёт роста поместного землевладения. Новая династия Романовых щедро раздавала земли, в результате чего в центре страны практически не осталось черносошных земель. Экстенсивные методы (освоение Поволжья и в конце века
Сибири) давали возможность достигать высоких урожаев. Появляются районы, где начинается производство товарного хлеба. Однако в целом в стране продолжает господствовать натуральное хозяйство.
Установление крепостного права законсервировало дальнейшее развитие этих районов. Крестьянское хозяйство продолжало производить не только продукты питания, но и одежду, обувь, мебель, орудия труда
3.
4. Заключение
Принятие Соборного уложения 1649 г. — было значительным шагом вперед
по сравнению с предыдущим законодательством. В этом законе регулировались
не отдельные группы общественных отношений, а все стороны общественно-
политической жизни того времени. В связи с этим в Соборном уложении 1649
г. нашли отражение правовые нормы различных отраслей права. Система
изложения этих норм, однако, была недостаточно четкой. Нормы разных
отраслей права часто объединялись в одной и той же главе.
Соборное Уложение 1649 г. во многих отношениях отличается от
предшествующих ему законодательных памятников. Судебники XV-XVI вв.
представляли собой свод постановлений преимущественно процедурного,
процессуального свойства.
Уложение 1649 г. значительно превосходит предшествующие памятники
русского права прежде всего своим содержанием, широтой охвата различных
сторон действительности того времени - экономики, форм землевладения,
классово-сословного строя, положения зависимых и не зависимых слоев
населения, государственно-политического строя, судопроизводства,
материального, процессуального и уголовного прав.
Второе отличие - структурное. В Уложении дана довольно определенная
систематика норм права по предметам, которые расположены таким образом,
что легко могут быть объединены по разновидностям права - государственное
военное, правовое положение отдельных категорий населения, поместное и
вотчинное, судопроизводство, гражданские правонарушения и уголовные
преступления.
Третье отличие, как прямое следствие первых двух, состоит в
неизмеримо большом объеме Уложения в сравнении с другими памятниками.
Наконец, Уложению принадлежит особая роль в развитии русского право
вообще. И Русская Правда и судебники прекратили свое существование, оказав
на Уложение в сравнении с другими его источниками (например, указными
книгами приказов) довольно скромное влияние, Уложение же как действующий
кодекс, хотя и дополняемое многими новыми установлениями, просуществовало
свыше двухсот лет[20].
5.Начало XVII в. для России, ее армии было сопряжено с тяжелейшими испытаниями. «Смута» в стране в период борьбы боярских кланов за власть, крестьянское восстание под руководством И.Болотникова (1605—1607 гг.), польское нашествие (1604—1612 гг.), нападение на границы России со стороны Швеции (1610—1617 гг.) разорили страну, значительно ослабили ее военный потенциал.
«Бунташным веком» ознаменован период русской истории первой четверти XVII в. После смерти Ивана IV в 1584 г. и его сына Федора в 1598 г. прекратилась старая династия легендарных Рюриковичей. Началась борьба за власть между боярскими кланами. Она сопровождалась усилением эксплуатации населения и закрепощением крестьянства — отмена в 90-е годы права перехода крестьян от неугодного им феодала в Юрьев день — 26 ноября. Наступление на их права вызывало открытое возмущение. Последней каплей, переполнившей чашу терпения народа, явились неурожайные годы, поразившие обширные области в центре государства в 1601—1603 гг. Волна восстания всколыхнула страну и широко разлилась не только в центре, но и на окраинах — Северской Украине, юго-западных областях (Путивль, Кромы), граничащих с шляхетской Речью Посполитой. В этой сложной обстановке на Украине появился человек, называвший себя царевичем Дмитрием, сыном Ивана IV, якобы чудом спасшимся от смерти. Это был беглый монах Московского Чудового монастыря Григорий Отрепьев. Он-то и открыл печальный перечень самозванцев на Руси, пытавшихся использовать народный гнев с целью осуществления не только личных корыстных интересов, но и выполнение захватнических намерений стоящих за ними сил. За фигурами самозванцев-авантюристов маячили польские феодалы и католические иерархи во главе с Папой Римским. Польские магнаты и верхушка католической церкви зорко следили за событиями, развивавшимися в Московии. Они выжидали благоприятного момента, когда можно было бы без особого риска вторгнуться на Русь, упрочить свое положение не только на Украине и в Белоруссии, но и отторгнуть смоленские и черниговские земли, распространив на них католическую религию. Но демагогические посулы самозванцев, защищающих чуждые интересы, не нашли отклика у русского народа.
В этой противоречивой ситуации проходила крестьянская война 1605—1607 гг. под руководством И.И.Болотникова. Народные массы, вначале стремившиеся удовлетворить свои чаяния под лозунгом борьбы за справедливого и доброго царя, вскоре раскрыли лживость обещаний приспешников иноземных захватчиков, под прикрытием самозванцев проводивших беззастенчивое разграбление исконно русских земель. Шляхта вела себя в чужой стране как в собственной. На русский народ надевалось еще одно ярмо — чужеземное. Оскорблялось национальное достоинство, нарушались древние традиции, подвергалась поруганию православная вера.
Русский народ быстро начал избавляться от иллюзий, сообразив, что за многообещающими лозунгами новоявленных «избавителей-царьков» грядет еще более жестокое закабаление и попрание даже тех небольших привилегий, которыми еще обладал простой трудовой люд. По всей стране нарастала волна негодования против захватчиков и самозванных «освободителей». Торжество временщиков было непродолжительным.
В борьбе с иностранной интервенцией русский народ и население Поволжья (татары, марийцы, чуваши и другие) проявили подлинный патриотизм. Вожди народного ополчения Д.Пожарский и К.Минин не только восстановили военную организацию государства — приказы, но и освободили в 1612 г. Москву, изгнали захватчиков из России. Национальную независимость и целостность своего Отечества русскому народу и его войску удалось отстоять. Однако это было достигнуто дорогой ценой.
В 1617 г. в деревне Столбово был заключен мирный договор со Швецией. За ней остались Нева с Ижорской землей, города Корела и Орешек. По Деулинскому перемирию с Польшей в 1618 г. от России отторгались Смоленская и Чернигово-Северские земли. Опасность извне для России сохранилась. А это требовало дальнейших усилий по укреплению российского государства и войска.
Правительство царя Михаила Романова (годы царствования 1613— 1645) энергично приступило к восстановлению государственного строя. Как и прежде при царе функционировала Боярская дума, в которой число членов непрерывно возрастало. В середине XVII в. в ней было около 40 чел., в 1653 г. — 61. а в 1678 г. уже 98 думных чинов. Пожалование думными чинами являлось прерогативой царя, что значительно повысило его властную роль. Хотя аристократы по-прежнему находились в большинстве, но удельный рост неродовитого дворянства был значительным. Они попадали в высшие властные структуры «по уму». Такими являлись А.Л.Ордин-Нащокин, Ф.М.Ртищев и другие. Служебные проступки думных чинов строго наказывались царем не взирая даже на родовитость думного боярина.
С усложнением государственных задач возникали новые приказы. Наряду с Разрядным, Поместным, Посольским и другими возникали Московский, Владимирский (управление), Челобитный (судный), Разбойный приказы.
Значительно возросла роль военных ведомств. Наряду со старыми приказами, восстановленными Д.Пожарским и К.Мининым еще при создании и организации Второго ополчения (Нижегородского), таким как: Стрелецкий, Пушкарский, началось формирование новых управленческих структур — других военных приказов.
В трудных условиях послевоенной разрухи постепенно совершенствовалась военная организация государства. Страна испытывала экономические и финансовые трудности. Поскольку на содержание войска требовались деньги и хлебное продовольствие, правительство вводило чрезвычайные налоги в виде стрелецких, ямских и других «денег» с посадского населения, а также ржи, овса с крестьянских подворий. Пришлось затратить много усилий, чтобы привести в порядок систему раздачи земельных наделов служилому дворянству. И тем не менее, несмотря на количественный рост русского войска — стрельцов и дворянской конницы, явно обозначился переход от старой системы комплектования войск за счет служилых людей «по отечеству» (бояре, дворяне, дети боярские) и «по набору» (стрельцы, пушкари) к совершенно иным началам. Распространение воинской повинности на посадское население (горожан) и крестьян стало суровой необходимостью.
Правительство учитывало то, что в период отражения польской и шведской интервенции дворянская конница показала низкую боеспособность по сравнению со стрельцами. Стрельцы же проявили не только моральную устойчивость, но и умение в штурме городов-крепостей. Опыт войн учил, что возникла необходимость создания обученного пешего и конного войска. В 1630 г. в наиболее крупные города России отослали грамоты о наборе людей в «ратное научение», что знаменовало начало комплектования и формирования полков «нового строя».
Во второй половине XVII в. полки «нового строя» в русских вооруженных силах утвердились окончательно. В отличие от стран Западной Европы (за исключением Швеции), в которых процветало наемничество, в России наметилась система обязательной военной службы всех социальных слоев коренного населения. В военное время все ратники полков «нового строя» получали жалованье, одежду и вооружение. Они оставались на содержании государства и после окончания военных действий, если не распускались по домам.
Задачи обороны государства от внешних врагов, укрепление власти самодержавия, его защиты от крестьянских выступлений требовали создания послушной, дисциплинированной армии. В своде законов (Соборное Уложение 1649 г.) была установлена военно-уголовная ответственность всех ратных людей за нарушение дисциплины.