4. «Ночь печали» и падение Теночтитлана
Альварадо в отсутствие Кортеса проводил весьма жёсткую политику, без видимых причин перебив множество представителей ацтекской аристократии во время религиозного праздника. Традиционная версия — грабёж — не выдерживает критики. Ацтеки выбрали нового тлатоани — Куитлауака, и стали готовиться к войне с испанцами. 24 июня 1520 г. в город вернулся Кортес. В разгар кризиса при невыясненных обстоятельствах, погиб Монтесума (27 или 30 июня 1520 г.). Испанцы утверждали, что Монтесума был убит восставшими индейцами, индейские источники и современные авторы полагают, что Монтесума, более не нужный испанцам как заложник, был убит ими самими.
Кровавое отступление испанцев в ночь на 1 июля получило название «Ночь печали». Была потеряна вся артиллерия, всё золото, награбленное в Теночтитлане. Точный масштаб потерь установить трудно: максимальные цифры приводил Берналь Диас — погибло около 1000 испанцев, по Кортесу — не более 150 человек. Кортес очень мало пишет о «Ночи печали» в своём отчете: создаётся впечатление, что ему было неприятно вспоминать эти события. Особый героизм проявил лейтенант Альварадо.
Весьма спорным моментом конкисты является т. н. «Битва при Отумбе» 7 июля 1520 г., которую современные историки склонны относить к мифологии конкисты. По официальной версии ацтеки организовали погоню, но испанцы разгромили индейскую армию. Обескровленный отряд Кортеса был радушно принят в Тласкале, где началась подготовка правильной осады Теночтитлана. Положение испанцев сильно упрочили эпидемии гриппа и оспы, завезённых испанцами в Мексику. От оспы скончался Куитлауак, и последним правителем ацтеков был избран Куаутемок (Нисходящий Орел — науатль). В Тласкале к Кортесу прибыло с Кубы подкрепление, появилась артиллерия, а также началось строительство флота. Корабли в разобранном виде доставлялись индейскими носильщиками к побережью озера Тескоко. В мае 1521 г. началась осада Теночтитлана, отрезанного от поставок продовольствия и источников пресной воды. Неоценимую роль сыграла помощь индейских союзников из Тлашкалы, Тескоко, Уэшоцинко, Чолулы и других мест: сам Кортес указывает в «Третьем письме-сообщении», что их численность достигала 150 тысяч: «Нас было около девятисот испанцев, а их более ста пятидесяти тысяч человек». Одновременно были подчинены союзные ацтекам города-государства долины Мехико. В этот период Кортес раскрыл заговор Вильяфаны, который был вынужден повеситься. В августе 1521 г. начался штурм города. 13 августа, после захвата последнего тлатоани — Куаутемока, ацтекское государство пало. До 1524 г. Кортес единолично управлял Мексикой.
5. Правитель Мексики
В посланиях Кортеса и биографии, написанной с его слов Гомарой, встречаются многочисленные жалобы на несправедливость короля и окружения, которые, якобы, недооценивали Кортеса. В действительности, Кортес в этот период желал единоличной власти, и сильно испортил отношения со своими спутниками.
В результате ожесточённой борьбы с Веласкесом и его покровителем епископом Фонсекой Кортес выиграл, и в октябре 1522 г. был пожалован званием генерал-капитана вновь образуемой колонии Новая Испания Моря-Океана (соответствующие документы, подписанные в Вальядолиде, были оглашены на Кубе в мае следующего года). Вместе с королевским указом летом 1523 г. прибыли четверо королевских чиновников, призванных устроить административную систему, и ограничивать амбиции Кортеса. В этот период Кортес руководил обширным строительством: на руинах Теночтитлана строился новый город Мехико, ставший главным центром испанских владений в Новом Свете. Велось большое церковное строительство: по слухам, передаваемым Гомарой, Кортес дал обет построить на руинах языческих пирамид 365 храмов, чтобы ими можно было пользоваться круглый год. Кортес стал рассылать своих офицеров на завоевание других народов и государств Центральной Америки: так, Альварадо был им послан в Гватемалу. Кортес положил начало производству тростникового сахара в Мексике и стал ввозить африканских негров для работы на плантациях.
В 1523 г. король отправил Хуана де Гарая на завоевание Северной Мексики, не поставив об этом Кортеса в известность. Кортес заставил Гарая отказаться от завоеваний (во время переговоров с Кортесом в Мехико в декабре 1523 г. Гарай умер, будто бы от пневмонии, хотя в этом убийстве обвиняли Кортеса), тем не менее, Кортес решился оставить Мехико, отправившись в экспедицию для наказания Кристобаля де Олида, который был отправлен ранее Кортесом для завоевания Гондураса, но, сговорившись с кубинским губернатором Веласкесом, вышел из подчинения Кортесу (1524—1526). Из-за постоянной военной опасности и заговоров, возникающих в среде его ближайшего окружения, Кортес проявлял всё большую жестокость. Он приказал в 1525 г. подвегнуть пыткам и казнить Куаутемока, последнего правителя ацтеков, а также намеревался совершить поход на Кубу и расправиться с Веласкесом (тот скончался в 1524 г.). Такие непродуманные решения побудили короля Карла V снять Кортеса с должности, и всего через месяц после возвращения из похода в Гондурас, в конце июня 1526 г. в Мехико прибыл Хуан Понсе де Леон II (сын первооткрывателя Флориды), ранее обличавший преступления Кортеса, который в свое время выхлопотал назначение на должность губернатора Новой Испании. Впрочем, через очень короткое время новый губернатор умер (в дальнейшем Кортеса обвиняли в его отравлении), следующие правители, Маркос де Агиляр и Алонсо де Эстрада также относились к Кортесу неприязненно, и в конце 1527 г. Кортес был вынужден оставить Мексику, чтобы отправиться в Испанию и отчитаться в своей деятельности.
6. Визит в Испанию и возвращение в Мексику
Кортес в 1528 г. предстал перед судом короля и блестяще оправдался. Главные аргументы его противников строились на том, что золота и серебра из Мексики он отсылал много меньше, чем требовалось при выплате королевской пятины. Король удостоил Кортеса аудиенции и пожаловал членством в рыцарском ордене Сант Яго де Компостела. В 1529 г. Кортесу и его потомкам был пожалован титул маркиза Оахаки, который существовал до 1811 г. Кортесу было пожаловано право держать в Оахаке 23 000 вассалов, но при этом его не восстановили в губернаторской должности, и не дали никакой другой взамен.
В отсутствие Кортеса, в Мексике произошёл серьёзный политический кризис: члены Аудиенсии делили власть, а главнокомандующий Нуньо де Гусман разорял индейцев. В 1528 г. в Испанию прибыла индейская делегация с жалобами на колонистов, и Кортес встал на их сторону! В 1530 г. Кортес был назначен военным губернатором Мексики, ему пришлось делить власть с доном Антонио де Мендоса, назначенным губернатором гражданским. Вскоре Кортес вновь предстал перед судом, обвиняясь с заговоре с целью захвата власти и убийстве своей первой жены. Материалы суда были засекречены, и не сохранились, поэтому неизвестно, какой вердикт был вынесен. До 1541 г. Кортес жил в своём имении в Куэрнаваке (в 48 км к югу от Мехико). В 1536 г. он предпринял экспедицию в Калифорнию, рассчитывая приумножить владения испанской короны, а также найти проход из Атлантического океана в Тихий (которого он так и не нашёл в Гондурасе). Этот поход, несмотря на большие затраты, так не принёс ему богатства и власти.
В 1539 г. де Ульоа назвал Калифорнийский залив Морем Кортеса, но это название не утвердилось.
7. Возвращение в Европу. Последние годы жизни
В 1541 г. очередной судебный процесс, связанный с превышением полномочий, вынудил Кортеса возвратиться в Испанию. Положение его изменилось: ему едва удалось добиться королевской аудиенции. Легенда гласит, что затёртый в толпе придворных, Кортес прорвался, и повис на подножке королевского экипажа. На возмущённый вопрос короля: «Кто вы такой?», Кортес ответил: «Я — человек, который подарил Вашему Величеству больше стран, чем ваши предки оставили вам городов!»
В 1541 г. по приказу короля Кортес присоединился к походу генуэзского адмирала Андреа Дориа для покорения Алжира. Кортес попытался захватить алжирского пашу Хайретдина Барбароссу, но сильный шторм едва не погубил весь испанский отряд. Поход оказался крайне неудачным в военном отношении, и оставил Кортесу много долгов, ибо он снаряжал экспедицию на собственные средства. В 1544 г. Кортес даже подал иск королевскому казначейству, но судебные разбирательства тянулись до 1547 г. и не дали результатов. Кортес пытался вернуться в Мексику, но заразился дизентерией, и скончался близ Севильи, 2 декабря 1547 г. в городке Кастильеха-де-ла-Куэста в возрасте приблизительно 62 лет. Все эти годы Кортеса сопровождал священник Франсиско Лопес де Гомара, ставший его духовником, и записывавшим воспоминания завоевателя и гостей, навещавших его.
В завещании, Кортес просил похоронить его в Мексике, а также изъявлял желание придать законный статус его детям-метисам от индейских наложниц, включая первенца — Мартина Кортеса, рождённого от Малинче. Это было исполнено.
8. Личная жизнь
Кортес имел множество романов в Испании, и многих индейских наложниц в Мексике. Отношения его с Малинче были сильно романтизированы в XIX в.
Кортес официально был женат дважды: на Кубе он женился на Каталине Суарес Марсайда, умершей в 1522 г. в Койоакане. Их брак был бездетен. В 1529 г. Кортес женился на донье Хуане Рамирес де Орельяно де Суньига, дочери Карлоса Рамиреса де Орельяно, второго графа Агильяра. В этом браке у него было шестеро детей:
· Дон Луис Кортес-и-Рамирес де Орельяно, умер в младенчестве в 1530 г.
· Донья Каталина Кортес де Суньига, умерла после рождения в 1531 г.