Олег и его преемники на киевском престоле при включении земель племенных княжеств в состав молодого государства прежде всего заботились о собирании дани и стремились воспрепятствовать ее стягиванию. Настойчивая деятельность Олега по созданию государства дала позитивные следствия: в последние годы его правления в Киеве власти князя покорились славянские, а также неславянские племенные объединения. Киевская Русь начала складываться и развивалась как полиэтническое государство. Вместе с русскими людьми в Киевской Руси жило свыше 20 разных народов. Неславянские народы влились в состав Киевской Руси в большинстве своем мирным путем.
Однако Древнерусское государство времен Олега оставалось не полностью консолидированным. Власть киевского князя в землях племенных княжеств была еще слабой, а системы управления, стягивания дани и судопроизводства – примитивными. Они действовали время от времени, когда приезжали княжеские дружинники с Киева.
Благодаря победному походу Руси на Константинополь Олег сразу же подписал выгодный для своего государства мир с императором. Византийскому правительству пришлось уплатить большую дань и предоставить особенные льготы русским купцам и послам. В 911 г. русско-грецкий договор был существенно дополнен. В нем были очерчены правовые нормы взаимоотношений, правила решения конфликтов, которые возникали. Договора 907 и 911 гг. отражали реальность исторического и политического существования нового восточноевропейского государства, способного отстаивать свои интересы в международных отношениях. Походы Руси на Византию продолжались почти до середины XI в.
Другим важным направлением внешнеполитической деятельности Киевского государства конца IX – начала X вв. было восточное направление. Было совершено несколько походов Руси в арабские земли на юго-западном побережье Каспийского моря.
Во времена княжения Олега оживилось экономическое развитие общества. Однако восточнославянское этнокультурное сообщество оставалось не достаточно сгруппировано политически. Строительство государства было продолжено преемником Олега – Игорем. На протяжении первой половины X в. киевские князья усердно и последовательно сгруппировывали в общем государстве племенные княжества восточных славян. На 40-е гг. X в. пришлась новая вспышка военной активности древнерусской господствующей верхушки. Киевский князь распространил свою власть на восточный Крым и Тамань, где было создано Тмутараканское княжество. Большие и маленькие войны приносили славу и богатство князьям и старшим дружинникам. Они отрывали от мирного труда много народа, в войнах погибали тысячи людей, – это ослабляло экономику государства. Главным источником обеспечения войска оружием, едой, лошадьми оставалось собирание дани, которую князья пытались все время увеличить. В 944 г. из-за этого вспыхнуло восстание древлян, где был убит князь Игорь. С его смертью закончился первый этап в развитии государственности на Руси.
Сын Игоря Святослав был еще ребенком, и на княжеский престол села его супруга Ольга. Она показала себя умным, энергичным и дальнозорким государственным деятелем. Во времена Ольги Киев развивался и укреплялся.
С княжением Ольги можно связывать наступление второго этапа в развитии древнерусской государственности. Было заключено союзное русско-византийское соглашение.
3. Концепции возникновения государства.
Вопрос о роли скандинавов-норманнов в становлении и развитии древнерусского государства обсуждается в отечественной исторической науке уже в течение двух с половиной столетий, хотя для мировой науки эта роль всегда оставалась бесспорной.
Еще профессор Санкт-Петербургской Академии Наук Т.З. Байер высказал мнение, что древнерусское слово из летописей – «варяги» – это название скандинавов, давших государственность Руси. Однако в древне-северных языках Байер нашел лишь одно приближенно напоминавшее «варяг» слово «вэрингьяр». Это слово упоминается в источниках для обозначения «наемных телохранителей византийских императоров», как правило, называвших себя «русами» по происхождению, а не «норманнами» или «свеями», т.е. прямо никак не свидетельствовали о своей причастности к Скандинавии.
Тем не менее, именно Байер заложил основу так называемой норманнской теории происхождения государственности на Руси.
Гипотеза Байера нашла поддержку и в XVIIIв., и в последующие два с половиной столетия. Профессора поддерживали как германоязычные ученые (Г.Ф. Миллер, А.Л. Шлёцер, И.Э. Тунман, Х.Ф. Хольманн, К.Х. Ранф, А.А. Куник, А. Стендер-Петерсен), так и русскоязычные (Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, М.Н. Погодин, А.Л. Погодин, А.А. Шахматов, В.А. Брим, А.А. Васильев, Н.Г. Беляев, В.А. Мошин). А патриотический запал М.В. Ломоносова, С.П. Крашенинникова и др. дали повод норманистам обвинять антинорманистов в том, что их сочинения – всего лишь плод патриотических настроений.
В ходе дискуссий сформировалось две позиции, два лагеря, так называемых норманистов – сторонников скандинавского происхождения Рюрика, и антинорманистов, выводивших Рюрика откуда угодно, но только не из Скандинавии.
Особняком стоит позиция советских историков, которые с конца 1940-х годов вообще пришли к отрицанию Рюрика как такового и понятия «династия Рюриковичей», «держава Рюриковичей», на которых стояла вся российская историография, вообще перестали употреблять. Причем, надо заметить, что эта позиция не была марксистской – сам К. Маркс признавал не только наличие Рюрика-скандинава, но и «норманнский период» в истории Руси.
Современная наука, освободившаяся от идеологического давления, на вопрос о роли норманнов в образовании древнерусского государства отвечает следующим образом.
1. Рюрик – вполне реальная личность, и известие летописи о нем не легенда, оно имеет достоверные основания, подтвержденные другими источниками. Присутствие скандинавов на русской земле доказано археологами, проводившими раскопки в Ладоге, Изборске, Новгороде и обнаружившими относительно IX-X вв. огромный «варяжский» культурный пласт (оружие, предметы быта, культа и пр.). С помощью литературных памятников Древней Скандинавии найден и прототип Рюрика – датский конунг, предводитель викингов, Рерик Ютландский. Таким образом, скандинавы дали Руси княжескую династию.
2. Предполагается, что скандинавы, обосновавшись уже в VIII в. в указанных опорных пунктах северо-западной Руси (Ладоге), в землях словен, установили тесные контакты с местной родоплеменной знатью. Отсюда они проложили путь на юг, в Византию («из варяг в греки») и в страны арабского Востока, совершая походы, бывшие своеобразным смешением разбойничьих набегов с торговыми предприятиями.
3. Скандинавы осуществляли в этих землях еще один вид деятельности – наемную военную службу у знати и местных князей. Рюрик тоже пришел в Новгородскую землю с дружиной и родом своим. «Призвание» князя соответствует позднейшей новгородской традиции – приглашать на княжение князей из других земель, передавая в их руки военные функции и оставляя всю остальную власть в руках вечевой администрации.
4. С приходом Рюрика приток скандинавских дружин на Русь усилился, потомки Рюрика широко использовали их военную силу, силу нейтральную, для борьбы с родоплеменной знатью, объединяя под своей властью разноэтнические территории. Скандинавские дружины использовались русскими князьями в походах на Византию.
5. Скандинавы привлекались на дипломатическую службу. В качестве русских послов они появлялись не только в Константинополе, но и в столице императора франков.
6. Из них формировался аппарат государственного управления, в том числе в системе взимания податей. Они дали начало поместному землевладению, получая за свою службу земельные пожалования князей. Миллер на этот счет так писал в «Известии о дворянах российских»: «Еще Владимир, как о том пишет Нестор, овладев с помощью варяг киевским престолом, «избра из них мужей добрых и смысленых, и храбрых, и раздая им грады». Сие было начало русского дворянства, или паче сказать, российских поместий».
Одновременно шел и процесс ославянивания норманнов. Дружинная верхушка постепенно сливалась с древними кланами новгородской знати, скандинавский язык растворялся в славянском языке. Ибо именно славяне составляли большинство народонаселения страны, богослужение со времени принятия христианства велось на славянском языке, поэтому он «при всем смешении народов сохранился в чистоте» (Г.Ф. Миллер).
В формировании государственности восточных славян приняли участие разные этносы.
Само это формирование представляется в виде двустороннего процесса. Главную роль играли внутренние обстоятельства (образование социальной неоднородности, складывание института частной собственности, необходимость подавлять межплеменные раздоры, осуществлять военно-организаторские функции и пр.) Но немаловажен и внешний компонент: завоевания, призвание, договор.
Киевская Русь IX-X вв. еще не знала классового устройства. Поэтому восточнославянская государственность родилась в обществе, которое оставалось родоплеменным. Власть в государстве не только отделилась от массы народа (один из основных признаков государственности), но и поднялась над самой верхушкой, приобрела индивидуальный характер и стала наследоваться. Древнерусское государство было организовано по территориальному принципу.