5.4. Препятствия беженцам
Еврейские беженцы на борту парохода «Сент-Луис»
Многие страны, опасаясь наплыва беженцев, чинили препятствия и не давали им разрешений на въезд. Даже известия о массовых убийствах евреев нацистами не стали основанием для пересмотра антииммиграционной политики.
Наиболее известным примером антииммиграционной политики по отношению к еврейским беженцам стала судьба парохода «Сент-Луис», который 13 мая 1939 года вышел из Гамбурга на Кубу имея на борту 936 пассажиров, в том числе 930 евреев. Несмотря на то, что за билеты и гарантию возврата в случае отказа в приёме были заплачены большие деньги, а у большинства имелась кубинская виза, евреям не удалось высадиться на Кубе. Кубой было принято лишь 27 пассажиров «Сен-Луис». Пассажирам парохода не удалось высадиться так же ни в США, ни в странах Латинской Америки. Не помогли в том числе прямые обращения к президенту США Рузвельту с просьбой спасти хотя часть пассажиров, среди которых было более 400 женщин и детей. Еврейский распределительный комитет Джойнт предпринимал гигантские усилия, нанимая адвокатов и предлагая большие деньги в качестве гарантий, но всё было напрасно. Судно двинулось назад в Европу. В июне к моменту его прибытия была достигнута договорённость, что 2/3 беженцев примут Бельгия, Голландия и Франция, а 1/3 — Великобритания. Причем было подчёркнуто, что данный прецедент не будет основой для принятия решений на будущее. В результате, по оценкам, из пассажиров «Сен-Луис» Холокост и войну пережило лишь около 680 человек — 288 из высадившихся в Англии и 392 из высадившихся в Антверпене и принятых Францией, Бельгией и Голландией.[96][99][134][135]
Белая книга министра колоний Великобритании Малькольма Макдональда (англ.) была опубликована 7 мая 1939 года после провала Сент-Джеймсской конференции относительно дальнейшей судьбы палестинского мандата. В ней указывалось, что «целью правительства Его Величества является основание в течение десяти лет независимого палестинского государства». В течение последующих пяти лет количество иммигрантов-евреев не должно было превышать 75 000 человек, и еврейское население должно было составить не более 1/3 населения Палестины. Через 5 лет въезд евреев в страну запрещался, «если арабы Палестины будут возражать против иммиграции», а покупка евреями земли запрещалась либо ограничивалась.[136] При этом арабская иммиграция не ограничивалась[137].
К 1944 году из 75 тысяч иммиграционных виз было использовано только 51 тысяча. Ограничения были незначительно ослаблены и Великобритания разрешила въезд в Палестину еврейских беженцев в количестве до 18 тысяч человек в год.[138]
В то же время в годы второй мировой войны и до неё происходила нелегальная иммиграция евреев в Палестину. Так с 1934 по 1945 год в Палестину нелегально иммигрировало около 75 тысяч человек. Британцы перехватывали корабли с иммигрантами и размещали их в концлагерях, созданных на Маврикии, а в последующем на Кипре. Количество выявленных нелегальных иммигрантов, попавших в страну, вычитали из разрешённой квоты. В то же время иммигранты редко высылались в страны, из которых они бежали. Хагана и другие подпольные еврейские группировки в Палестине пытались препятствовать иммиграционной политики британских властей. Так, в ноябре 1940 года на рейде Хайфы подрывники Хаганы взорвали корабль «Патриа», на котором было 1700 иммигрантов из Европы, в расчёте воспрепятствовать насильственной отправке беженцев на Маврикий.По утверждениям организаторов взрыва, планировалось повредить взрывом один из отсеков, однако пробоина получилась слишком большой и 250 беженцев утонули.[139]
Аналогичную политику против еврейской иммиграции проводили США — за 10—летний период, с 1933 по 1943 годы, общее число неиспользованных квот в Соединённых Штатах составило 1 244 858.[94] Американский историк Джозеф Телушкин отмечает, что согласно опросам общественного мнения «большинство американцев были против доступа в страну значительного количества еврейских беженцев». Отношение в США к проблеме еврейских беженцев перед вступлением в войну охарактеризовал Хаим Вейцман в книге «Испытания и ошибки», опубликованной в 1949 году:[140]
Это был сущий кошмар, тем более ужасный, что приходилось молчать. Говорить об опасности, в которой находились европейские евреи, на публике, означало «вести пропаганду»
Квинтэссенцией иммиграционной политики Канады считается высказывание одного из сотрудников этого ведомства — в ответ на вопрос сколько евреев сможет принять Канада он ответил «Ни одного, и так слишком много» (англ. None is Too Many). В результате Канада приняла меньше беженцев, чем любая другая западная страна.[141]
Множество беженцев, особенно из Германии и Австрии стремилось попасть в нейтральную Швейцарию. Однако швейцарские власти опасаясь наплыва беженцев уже во второй половине 1930-х годов запретили иммиграцию и разрешили лишь транзит. С октября 1938 года в паспорта уезжающих евреев по просьбе швейцарского правительства пограничники Третьего рейха ставили штамп «J» — «Jude» (еврей). В августе 1942 года федеральная полиция Швейцарии издала инструкцию, согласно которой «беженцы, ставшие таковыми исключительно из-за преследований на расовой почве, не могут считаться политическими эмигрантами». Множество немецких, австрийских и французских евреев было выдано нацистам или депортировано обратно.[47]
Кроме приёма еврейских беженцев существовала также проблема репатриации собственных граждан-евреев, оказавшихся под немецкой оккупацией. Испания после 1943 года создавала серьёзные проблемы для репатриации собственных граждан еврейской национальности из Франции и Греции, хотя им угрожала смертельная опасность. Аналогичные проблемы были с репатриацией турецких евреев.[142]
Переправка евреев морем в годы войны часто заканчивалась гибелью кораблей и пассажиров. Так 24 февраля 1942 года в Чёрном море советской подводной лодкой Щ-213 был потоплен болгарский корабль Струма с 769 беженцами на борту, спасся только один пассажир.[143][144] 5 августа 1944 года советской подлодкой на пути в Палестину было потоплено румынское судно Мефкураубрать шаблон с более чем 300 еврейскими беженцами на борту[145][146].
6. 1945—1948 годы
После окончания войны большое число беженцев продолжали стремиться в Палестину. К моменту окончания войны в лагерях беженцев в Европе оказалось более 200 тысяч евреев.[131]В Польше выжившие в Холокосте евреи вновь подверглись гонениям. Нежелание поляков возвращать присвоенное во время войны еврейское имущество и конфликты с новой властью, в рядах которой были в том числе и евреи , стали причинами многочисленных нападений на евреев — с ноября 1944 по декабрь 1945 от таких нападений погиб 351 еврей.[147][148] Крупнейшей из антисемитских акций был погром в Кельце 4 июля 1946 года, в ходе которого было убито по разным данным от 36[149] до 47 евреев и ранено около 50. Погром в Кельце вызвал массовую миграцию евреев из Польши. Если в мае 1946 года из Польши уехало 3500 евреев, в июне — 8000, то после погрома в течение июля — 19 000, в августе 35 000 человек [150]. Из уцелевших во время Холокоста 380 тыс. польских евреев к концу 1946 года в Польше осталось 100 тыс. Впоследствии в результате крупной антисемитской кампании в 1967—1968 годах евреи вновь массово эмигрировали из Польши. К началу 1970-х годов их осталось около 6 тыс.[147]
За указанный период в Палестину прибыло 66 судов с 70 000 нелегальных репатриантов. Из них 64 судна были отправлены из Европы и два — из Северной Африки. Однако Великобритания продолжала проводить жёсткую политику ограничения иммиграции по отношению к выжившим жертвам Холокоста, нелегальные беженцы выдворялись в специальные концлагеря созданные на Кипре и Маврикии.[151] На Кипре было интернировано 51500 человек.[152] Пассажиры судов, перевозивших нелегальных репатриантов, нередко оказывали англичанам ожесточённое сопротивление при депортации, что иногда приводило к жертвам среди беженцев, например трое убитых и 28 раненых при захвате британскими моряками корабля «Исход-1947». Насилие над беженцами и возмущение мировой общественности этими фактами сыграли существенную роль при обсуждении решения о разделе Палестины и создании Государства Израиль.[153]
7. Преследования в мусульманских странах в XX веке
7.1. Исторический статус евреев в мусульманских странах
Традиционно немусульмане, в том числе евреи, в мусульманских странах всегда находились в подчинённом положении. Для этих народов существовал дискриминационный[154] стутус зимми, основанный на законах, которые были разработаны мусульманскими авторитетами во времена Аббасидов.[155] В 1840 году статус зимми был отменён в Оттоманской империи (охватывавшей тогда многие мусульманские страны Ближнего Востока и Северной Африки). В 1864 году это же произошло в Марокко. Несмотря на декларированное равноправие, дискриминация евреев в Оттоманской империи продолжалась до создания Турецкой Республики[156]. Бат Йеор указывает, что до 1913 года часть марокканских евреев оставались в положении крепостных у мусульманских хозяев.[157] А в Йемене статус зимми существовал до 1948 года[154].
7.2. Преследования до решения ООН о разделе Палестины
С началом сионистского движения и еврейской иммиграции в Палестину, резко усилились антиеврейские настроения в арабских странах. По мнению философа Умберто Эко, если бы сионисты приняли решение строить еврейское государство не в Палестине, а в ином месте, то арабского антисемитизма не существовало бы. Эко придерживается мнения, что арабский антисемитизм носит «территориальный», а не теологический или расовый характер как в Европе.[158]
В 1922 году правительство Йемена восстановило древний исламский закон о насильственном обращении в ислам еврейских сирот в возрасте до 12 лет.[159]
В 1934 году нацистами был инспирирован погром в алжирском городе Константине. В ходе погрома 25 евреев погибло и многие были ранены.[159][160]