С 1864 года началось проведение судебной реформы , согласно которой был утвержден бессословный и гласный суд , с принятием участия в нем присяжных заседателей, а также адвокатов и противоборства сторон. На основании всеобщего равенства перед законом была сформирована единая система судебных учреждений .
Реформа образования была проведена в 1860 годы . Стали создаваться в городах начальные народные училища , а также начали свою деятельность реальные училища , уделявшие большее внимание изучению естественных наук, математики и приобретению навыков в технической практике. В данных учебных заведениях готовили учащихся к поступлению в технические заведения, и не предоставляли право поступать в университеты.
1863 год создан университетский устав , закреплявший частичную автономию университетов и правила выборов ректоров и деканов и др. Были образованы первые женские учебные заведения в 1869 году .
Военная реформы была проведена в период с 1860 по 1870 годы . Она была необходима вследствие поражения в Крымской войне. Был снижен срок военной службы до 12 лет, а затем отменили телесные наказания. Было сформировано 15 военных округов, во главе каждого стояло свое управление, которое подчинялось только министерству. Одновременно с проведением реформ в военных учебных заведениях, стали создаваться юнкерские училища, готовящие младших офицеров, и военные академии , которые подготавливали средний и высший командный состав.
Был отмен в 1874 г. рекрутский набор и введена бессословная общая воинская повинность, охватывающая все мужское население, которое достигло 20 лет. В сухопутных войсках срок военной службы составлял 6 лет и 9 лет нахождения в запасе, на флоте соответственно 7 и 3 г. От уровня образования зависел срок действительной воинской службы, так получившим высшее образование он был равен полугоду, окончивших гимназию 1, 5 г., начальную школу – 4 г. Ни одна задуманная и проводимая реформа в стране не была доведена до полного завершения. Многие реформы Александра II остались незавершенными, но они были названы Великими реформами.
29. Первый этап освободительного движения (дворянский). Восстание декабристов.
Русский радикализм развивается под флагом «освободительного движения» и проходит через три основных этапа: дворянский, народнический и марксистский. Дворянский этап ознаменовывается выступлением декабристов на Сенатской площади Санкт-Петербурга. Дворянские революционеры еще не имеют единой политической программы: одни из них выступают за конституционное ограничение монархии и федерализм, другие - за установление республиканской системы и унитаризм.
среди декабристов ключевые фигуры это Н.М.Муравьев и П.И.Пестель
Революция и государство в идеологии декабристов. Как известно, дворянские революционеры менее всего рассчитывали на поддержку народа, и ориентировалась на «военную революцию». Они разделяли мнение Радищева, что непросвещенный, находящийся в «рабстве» народ, пробужденный к восстанию, обратит свободу «в своеволие, худшее крайнего произвола».
Вместе с тем дворянские революционеры по-разному представляли себе цели и задачи «ограниченной» революции. Противоположные позиции отразились в программных документах декабристского движения - «Проекте конституции» Н.М.Муравьева (1795-1843) и «Русской правде» П.И.Пестеля (1793-1826).
Муравьев выступает за конституционную монархию. Ссылаясь на «опыт всех народов и времен», он утверждает, что «власть самодержавная равно гибельна для правителей и для общества», и кроме того, «она не согласна ни с правилами святой веры нашей, ни с началами здравого рассудка».
Согласно Муравьеву, для России наиболее приемлемо «федеральное или союзное правление», опирающееся на верховную власть народа и ограничивающее власть монарха отправлением чисто исполнительных функций. Таким образом, в революции Муравьев видит средство реализации конституционно-монархического идеала.
Для Пестеля оказывалась неприемлемой ни федеративная, ни конституционная тенденция муравьевского «Проекта».
Документ П. И. Пестеля коренным образом отличается. Во-первых, Пестель видел Россию единой и неделимой с сильной централизованной властью. Во-вторых, страна должна была стать республикой. В-третьих, полковник считал, что предназначавшуюся для крестьян землю не следует разделять по дворам, а необходимо оставить в общинной собственности.
Декабристы — участники российского дворянского оппозиционного движения, члены различных тайных обществ второй половины 1810-х — первой половины 1820-х, организовавшие антиправительственное восстание в декабре 1825 и получившие название по месяцу восстания.
Восстание декабристов — попытка государственного переворота, состоявшаяся в Петербурге, столице Российской империи, 14 (26) декабря1825 года. Восстание было совершено группой дворян (при поддержке военных частей) и ставило целью либерализацию российского общественно-политического строя и недопущение вступления на тронНиколая I. Восстание отличалось от заговоров эпохи дворцовых переворотов своей революционной направленностью и имело сильный резонанс в российском обществе.
Началось междуцарствие, продолжавшееся по 14 декабря1825 года.
Среди этих обстоятельств стали обнаруживаться нити заговора, покрывшего почти всю Российскую империю. Генерал-адъютант барон Дибич, как начальник Главного штаба, принял на себя исполнение необходимых распоряжений; он отправил в Тульчин ген. адъютанта Чернышева для ареста главнейших деятелей Южного общества. Между тем в Петербурге члены Северного общества решились воспользоваться междуцарствием для достижения своей цели водворения республики при помощи военного мятежа.
Отречение от престола цесаревича Константина и новая присяга при восшествии на престол императора Николая признаны были заговорщиками удобным случаем для открытого восстания. Чтобы избежать разномыслия, постоянно замедлявшего действия общества князь Оболенский, Александр Бестужев и другие назначили князя Трубецкого диктатором. План Трубецкого состоял в том, чтобы внушить гвардии сомнение в отречении цесаревича и вести первый отказавшийся от присяги полк к другому полку, увлекая постепенно за собой войска, а потом, собрав их вместе, объявить солдатам, будто бы есть завещание почившего императора — убавить срок службы нижним чинам и что надо требовать, чтобы завещание это было исполнено, но на одни слова не полагаться, а утвердиться крепко и не расходиться. Мятежники были убеждены, что если солдатам честно рассказать о целях восстания, то их никто не поддержит. Трубецкой был уверен, что полки на полки не пойдут, что в России не может возгореться междоусобие и что сам государь не захочет кровопролития и согласится отказаться от самодержавной власти.
Настал день 14 (26) декабря1825; начался мятеж, который был в тот же день подавлен. При этом погибло 1 271 человек.
30. Консервативно - охранительное и либеральное направления Общественно-политической мысли в XIX в.
Поражение декабристов породило у некоторой части общества пессимизм и отчаяние. Заметное оживление идейной жизни русского общества происходит на рубеже 30-40-х годов XIX века. К этому времени уже четко обозначились течения общественно-политической мыли, как охранительно - консервативное, либерально-оппозиционное и положено начало революционно-демократическому.
Идейным выражением охранительно-консервативного направления была теория «официальной народности». Принципы ее были сформулированы в 1832 году С.С. Уваровым как «православие, самодержавие, народность». Консервативно-охранительное направление в условиях пробуждения национального самосознания русского народа тоже апеллировало к «народности». Но «народность» трактовалась им как приверженность народных масс к «исконно русским началам» - самодержавию и православию.
Социальная задача «официальной народности» заключалась в доказательстве исконности и законности самодержавно-крепостнических порядков в России. Главным вдохновителем и дирижером теории «официальной народности» был Николай I, а министр народного просвещения, консервативные профессора и журналисты выступали в роли ее усердных проводников. Теоретики «официальной народности» доказывали, что в России господствует наилучший порядок вещей, согласный с требованиями православной религии и «политической мудрости».
«Официальная народность» как официально признанная идеология поддерживалась всей мощью правительства, проповедовалась через церковь, царские манифесты, официальную печать, системную народного образования.
Либералы
30-40-х годах славянофилы и западники.
Славянофилы - представители либерально настроенной дворянской интеллигенции. Учение о самобытности и национальной исключительности русского народа, неприятия им западно-европейского пути развития, даже противопоставление России Западу , защита самодержавия, православия. Славянофильство - оппозиционное течение в русской общественной мысли, оно имело множество точек соприкосновения с противостоящим ему западничеством, нежели с теоретиками «официальной народности». Исходной датой оформления славянофильства следуют считать 1839 год. Основоположниками этого течения были Алексей Хомяков и Иван Киреевский. Основной тезис славянофилов - доказательство самобытного пути развития России. Они выдвинули тезис: «Сила власти-царю, сила мнения - народу». Это означало, что русский народ не должен вмешиваться в политику, предоставив монарху всю полноту власти. Николаевскую политическую систему с ее немецкой «бюрократией» славянофилы рассматривали как логическое следствие отрицательных сторон петровских преобразований.
Западничество возникло на рубеже 30-40-х годов XIX века. К западникам принадлежали литераторы и публицисты - П.В. Анненков, В.П.Боткин, В.Г.Белинский и другие. Они доказывали общность исторического развития Запада и России, утверждали, что Россия хоть и запоздала, но идет по тому же пути, что и другие страны, ратовали за европеизацию. Западники выступали за конституционно-монархическую форму правления западноевропейского образца. В противоположность славянофилам западники были рационалистами, и решающее значение придавали разуму, а не примату веры. Они утверждали самоценность человеческой жизни как носителя разума. Для пропаганды своих воззрений западники использовали университетские кафедры и московские литературные салоны.