«Заповедные лета» - (от слова «заповедь» – запрет) – срок, в течение которого в некоторых районах Московского государства запрещался переход крестьян в осенний Юрьев день. Запрет вводился с 1581 г. еще во времена Ивана IV.
Семибоярщина – правительство в московском государстве в период 1610-1612 гг., его членами были семь бояр из знатных фамилий.
17. Внутренняя политика первых Романовых (Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор Алексеевич).
Михаил Федорович Романов.
Первым царем из рода Романовых стал Михаил Федорович. В 1613 году, после долгих лет Смуты. Выборы Земским собором нового царя были весьма бурными. Несколько боярских партий имели своих кандидатов. За юного Михаила Федоровича помимо придворных выступили казаки, создавшие собственную легенду о передаче власти царем Федором.
Семнадцатилетний Михаил Федорович венчался на царство летом 1613 года. В первые годы своего правления он с большим трудом вывел Россию из состояния войны, заключив мир со Швецией и Польшей. Вскоре в Москву вернулся из плена патриарх Филарет, и в стране началось двоевластие.
Время длительного царствования Михаила Федоровича (1613-1645) отмечено первыми шагами в восстановлении России после полутора десятилетий Смуты и войн. Заботясь об укреплении власти на местах, царь ввел новую систему управления – воеводскую. При нем созывались Земские соборы, основные политические вопросы он решал совместно с думой.
В истории Михаил Федорович остался как кроткий, легко поддающийся влиянию своего окружения монарх. Обычно все успехи его царствования относят на счет энергичного патриарха Филарета. Но последние двенадцать лет Михаил правил сам, и эти годы по важности и сложности решения государственных дел мало чем отличаются от предыдущих. Уклад жизни почти не изменился по сравнению с временами правления прежних царей. Большое место здесь занимали церковь и воспитание детей.
Михаил Федорович и его сын Алексей были религиозными людьми, и для них естественным было стремление жить по законам веры. Члены царской семьи считали своей обязанностью ежедневное посещение богослужений, строгое соблюдение установленных обрядов, поездки на богомолье, участие в публичных церковных церемониях.
Алексей Михайлович Романов.
У Михаила Федоровича было десять детей, но к концу жизни царя из всех наследников в живых остался лишь Алексей. Он и сменил на престоле умершего отца.
Царь Алексей Михайлович (1645- 1676 гг.) начал свое правление в 16 лет. Впервые после длительного перерыва царский трон занял подготовленный к политической деятельности государь. Он знал иностранные языки, разбирался в философии и богословии, в законах, понимал и любил духовную музыку. Говоря о его государственной деятельности, надо помнить, что именно при нем был составлен весьма полный свод законов - Уложение 1649 года.
По воспоминаниям современников, Алексей Михайлович был мягким, добродушным человеком; Тишайшим прослыл он в истории. Но внешняя мягкость его была обманчива: этот государь обладал твердым характером.
В Европе окончательно складывается представление о России как о могучей православной державе, наследнице Византии. Элементы европейской культуры начинают распространяться в высших слоях московского общества.
Алексей Михайлович заботился о том, чтобы его дети получили хорошее образование. Наследники знали один или два современных европейских языка, изучали риторику, философию, читали произведения античных авторов. Обязательными предметами были богословие и духовная музыка. Сыновья царя имели хорошую библиотеку, составленную из русских и иностранных книг.
Федор Алексеевич Романов.
За время царствования Алексея Михайловича не раз возникал вопрос о наследовании престола. В шестнадцать лет умер царевич Алексей Алексеевич. Второму царскому сыну Федору было тогда девять лет, и он не отличался крепким здоровьем.
Федор наследовал престол в четырнадцать лет. Его представления о царской власти во многом были сформированы под влиянием одного из талантливых философов того времени Симеона Полоцкого, бывшего воспитателем и духовным наставником царевича.
Было бы неправомерно полагать, что реформы Петра I явились чем-то совершенно новым для русского общества. Многое из того, что сделал Петр, было подготовлено или начато в краткий период правления его старшего брата царя Федора Алексеевича (1676 - 1682 гг.).
Последние месяцы жизни царя были омрачены большим горем: от родов умерла его жена, на которой он женился по любви вопреки советам бояр. Вместе с матерью умер и новорожденный наследник.
Когда стало очевидно, что Федор Алексеевич долго не проживет, вчерашние фавориты стали искать дружбы у младших братьев царя и их родни.
После смерти Федора Алексеевича на престол вступили оба брата - Иван и Петр. Иван Алексеевич был болезненным человеком и не мог активно помогать младшему брату, но всегда поддерживал его. А Петр I смог создать из Московского государства Российскую империю.
Главной задачей, стоявшей перед Россией, было восстановление разрушенной экономики страны,внутреннего порядка и стабильности. Михаил Федорович пошел по пути закрепления крестьян за и владельцами. В 1619 г. был снова объявлен пятилетний, а в 1637 г. - девятилетний сыск беглых. В 1642 г. был издан указ о десяти летнем сроке сыска беглых и пятнадцатилетнем сыске вывезенных насильно крестьян. Таким образом, продолжилась линия в укрепление крепостных порядков. В Москве заметно увеличилось число иностранцев, приглашенных на русскую службу. Во внешней политике царя Михаила выделяются Смоленская война 1632-1634 гг. и Азовское взятие 1637 г., не приведшие к конкретным результатам. Крупной внешнеполитической проблемой России оставались отношения с Крымом и Османской империей. Султан был недоволен частыми нападениями донских казаков. Россия в свою очередь страдала от крымских вторжений в южные земли. В 1637 г донские казаки по собственной инициативе захватили турецкую крепость Азов в устье Дона. Казаки обратились к царю с просьбой принять Азов под свою власть. Земский собор 1642 г единства по этому поводу не высказал. XVII в. в южных и юго-восточных районах ответом на закрепостнительную политику правительства было бегство крестьян на окраины России. Тысячи беглых селились на засей ной черте, на Дону, Яике, Нижнем Поволжье, на Урале и в Сибири. Правительство предпринимало энергичные меры по сыск беглых. В середине XVII в. вырос налоговый гнет. Казна испытывала потребность в деньгах как на содержание разраставшегося аппарата власти, так и в связи с активной внешней политикой (войны со Швецией, Речью Посполитой). Правительство царя Алексея Михайловича увеличило косвенные налоги, подняв в 1646 г. цены на соль в 4 раза. Оно полагало, что от этого налога никто не сможет уйти. Однако увеличение налога на соль не привело к пополнению казны, так как платежеспособность населения была подорвана. Налог на соль был отменен в 1647 г. Было решено взыскать недоимки за три последних года. Тяжесть новых налогов и платежей ударила, прежде всего, по городским общинам. В городе имелись "белые" слободы, освобожденные от государева тягла, и вся сумма налога падала на население "черных" слобод, что вызывало недовольство горожан. В 1648 г. оно вылилось в открытое восстание в Москве. В 1648-1649 гг. был созван Земский собор, завершившийся принятием "Соборного уложения" царя Алексея Михайловича. В первых трех главах "Уложения" говорилось о преступлениях против церкви и царской власти. Любая критика Бога и церкви каралась сожжением на костре. Лица, обвиняемые в измене и оскорблении чести государя, а также бояр, воевод, подвергались казни. Человек, обнаживший в присутствии царя оружие, наказывался отсечением руки. Важнейшим разделом "Соборного уложения" был "Суд о крестьянах": вводился бессрочный сыск беглых и увезенных крестьян, подтверждался запрет перехода крестьян к новым владельцам в Юрьев день. На юге России постоянно приходилось отражать набеги крымского хана - вассала могущественной Турции, наносившие огромный ущерб южным плодородным землям России. Украина была принята в состав Российского государства. Россия признала выборность гетмана, местный суд и другие органы власти, сложившиеся во время освободительной войны. Царское правительство подтвердило сословие права украинского дворянства. Украина получила право устанавливать дипломатические отношения со всеми странами, кроме Польши и Турции, и иметь реестровые войска до 60 тыс. человек Налоги должны были поступать уже в царскую казну. В 1658 г. было заключено русско-шведское перемирие на три года, а в 1661 г. - Кардисский (близ Тарту) мир. Россия возвращала завоеванные в ходе войны территории. Балтика оставалась за Швецией. Проблема выхода к Балтийскому морю выдвигалась в качестве первоочередной, важнейшей задачи внешней политики. Летом 1662 г. несколько тысяч москвичей, разгромив дворы ненавистных бояр и купцов, двинулись в загородную резиденцию царя - село Коломенское. Царь Алексей Михайлович вышел на крыльцо Коломенского дворца и попытался успокоить толпу, по требовавшую выдать на расправу наиболее ненавистных бояр. Погибло более 7 тыс. москвичей. Восстание в Москве 1662 г. было одним из предвестников новой крестьянской войны. Среди народа распространялись "прелестные письма" Разина, в которых излагались требования восставших: истреблять воевод бояр, дворян, приказных людей. Размах Крестьянской войны стал угрожать существованию бояр и дворян. После Крестьянской войны правительство принудило казаков Дона принять присягу, что они не будут давать приют царским недругам; а в 1676 г. казаки впервые принесли общую для всех подданных присягу на верность царю. Изменения в социально-экономическом и политическом развитии России второй половины XVII века захватили и русскую церковь. Сын мордовского крестьянина Никон (в миру Никита Минов) сделал выдающуюся карьеру. Стремясь превратить русскую церковь в центр мирового православия, властный и крутой патриарх Никон начал реформу по Унификации обрядов и установлению единообразия церковной службы. За образец были взяты греческие правила и обряды. Тысячи крестьян и жителей посада, увлеченные страстными проповедями "расколоучителей", бежали на Поморский Север, в Заволжье, на Урал, в Сибирь, где основывали старообрядческие поселения. Наиболее сильно протест против церковной реформы проявился в Соловецком восстании 1668-1676 гг. Раскол вызвал появление старообрядчества, отколовшегося от официальной церкви. Старообрядчество преследовалось как церковными, так и государственными властями.