Смекни!
smekni.com

Оттепель в литературе и искусстве (стр. 4 из 4)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Первое послесталинское десятилетие было ознаменовано серьезными переменами в духовной жизни. Известный советский писатель И. Эренбург назвал этот период "оттепелью", наступившей после долгой и суровой сталинской "зимы". И в то же время это была не "весна" с ее полноводным и свободным "разливом" мыслей и чувств, а именно "оттепель", за которой мог вновь последовать и "легкий морозец".
На перемены, начавшиеся в обществе, первыми откликнулись представители литературы. Еще до XX съезда КПСС появились публицистические и литературные произведения, обозначившие рождение нового направления в советской литературе - обновленческого. Одной из первых таких работ стала опубликованная в 1953 г. в "Новом мире" статья В. Померанцева "Об искренности в литературе", где он впервые поставил вопрос о том, что "честно писать - это значит не думать о выражении лиц высоких и невысоких читателей". Здесь же поднимался и вопрос о жизненной необходимости существования различных литературных школ и направлений.
В "Новом мире" появились написанные в новом ключе статьи В. Овечкина, Ф. Абрамова, М. Лифшица, а также ставшие широко известными произведения И. Эренбурга ("Оттепель"), В. Пановой ("Времена года"), Ф. Панферова ("Волга-матушка река") и др. В них авторы отошли от традиционной лакировки реальной жизни людей в социалистическом обществе. Впервые за многие годы здесь был поставлен вопрос о губительности для интеллигенции той атмосферы, которая сложилась в стране. Однако власть признала публикацию этих работ "вредной" и отстранила А. Твардовского от руководства журналом.
В ходе начавшейся реабилитации жертв политических репрессий были возвращены читателю книги М. Кольцова, И. Бабеля, А. Веселого, И. Катаева и др.
Сама жизнь поставила вопрос о необходимости изменения стиля руководства Союзом писателей и отношений его с ЦК КПСС. Попытки А. Фадеева добиться этого через изъятие у Министерства культуры идеологических функций привели к его опале, а затем и к гибели. В своем предсмертном письме он отмечал, что искусство в СССР "загублено самоуверенно-невежественным руководством партии", а литераторов, даже самых признанных, низвели до положения мальчиков, уничтожали, "идеологически ругали и называли это партийностью". Об этом же говорили в своих произведениях В. Дудинцев ("Не хлебом единым"), Д. Гранин ("Искатели"), Е. Дорош ("Деревенский дневник".)
Невозможность действовать репрессивными методами вынуждала партийное руководство искать новые приемы воздействия на интеллигенцию. С 1957 г. регулярными стали встречи руководства ЦК с деятелями литературы и искусства. Личные вкусы Н. С. Хрущева, выступавшего на этих встречах с многочисленными речами, приобретали характер официальных оценок. Подобное бесцеремонное вмешательство не находило поддержки не только у большинства самих участников этих встреч и у интеллигенции в целом, но и у самых широких слоев населения. В письме, адресованном Хрущеву, Л. Семенова из Владимира писала: "Вам не следовало выступать на этом совещании. Ведь Вы не специалист в области искусства... Но хуже всего то, что высказанная Вами оценка принимается как обязательная в силу Вашего общественного положения. А в искусстве декретирование даже абсолютно правильных положений вредно".
На этих встречах откровенно говорилось и о том, что, с точки зрения власти, хороши лишь те работники культуры, которые в "политике партии, в ее идеологии находят неисчерпаемый источник творческого вдохновения".
После XX съезда КПСС было несколько ослаблено идеологическое давление и в области музыкального искусства, живописи, кинематографии. Ответственность за "перегибы" прежних лет была возложена на Сталина, Берию, Жданова, Молотова, Маленкова и др.
В мае 1958 г. ЦК КПСС издал постановление "Об исправлении ошибок в оценке опер "Великая дружба", "Богдан Хмельницкий" и "От всего сердца", в котором признавались бездоказательными и несправедливыми прежние оценки Д. Шостаковича, С. Прокофьева, А. Хачатуряна, В. Шебалина, Г. Попова, Н. Мясковского и др. Таким образом, с выдающихся представителей отечественного музыкального искусства было снято сталинское клеймо представителей "антинародного формалистического направления".
В то же время в ответ на призывы в среде интеллигенции отменить и другие постановления 40-х гг. по идеологическим вопросам заявлялось, что они "сыграли огромную роль в развитии художественного творчества по пути социалистического реализма" и в своем "основном содержании сохраняют актуальное значение". Это свидетельствовало о том, что, несмотря на появление новых произведений, в которых пробивались ростки свободомыслия, в целом политика "оттепели" в духовной жизни имела вполне определенные границы. Говоря о них на одной из последних своих встреч с литераторами, Хрущев заявил, что достигнутое в последние годы "вовсе не означает, что теперь, после осуждения культа личности, наступила пора самотека... Партия проводила и будет последовательно и твердо проводить... ленинский курс, непримиримо выступая против любых идейных шатаний".
Одним из ярких примеров допустимых пределов "оттепели" в духовной жизни стало "дело Пастернака". Публикация на Западе его запрещенного властями романа "Доктор Живаго" и присуждение ему Нобелевской премии поставили писателя буквально вне закона. В октябре 1958 г. он был исключен из Союза писателей и вынужден отказаться от Нобелевской премии, чтобы избежать высылки из страны. Настоящим потрясением для миллионов людей стал выход в свет произведений А. И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича", "Матренин двор", в полный рост поставивших проблемы преодоления сталинского наследия в повседневной жизни советских людей.
Стремясь предотвратить массовый характер антисталинских публикаций, что било не только по сталинизму, но и по всей тоталитарной системе, Хрущев специально в своих выступлениях обращал внимание писателей на то, что "это очень опасная тема и трудный материал" и заниматься им надо, "соблюдая чувство меры". Официальные "ограничители" действовали и в других сферах культуры. Резкой критике за "идеологическую сомнительность", "недооценку руководящей роли партии", "формализм" и т. п. регулярно подвергались не только писатели и поэты (А. Вознесенский, Д. Гранин, В. Дудинцев, Е. Евтушенко, С. Кирсанов, К. Паустовский и др.), но и скульпторы, художники, режиссеры (Э. Неизвестный, Р. Фальк, М. Хуциев), философы, историки.
Все это оказывало сдерживающее влияние на развитие отечественной литературы и искусства, показывало пределы и истинный смысл "оттепели" в духовной жизни, создавало нервозную обстановку среди творческих работников, рождало недоверие к политике партии в области культуры.

Особенности развития культуры:

"+"

  1. Появление новых журналов "Юность","Иностранная литература", "Молодая гвардия"
  2. разрешение печатать Твардовского, Солженицына
  3. Появление новых театров: "Современник", театр на Таганке
  4. Приоткрытие железного занавеса
  5. Появление определенных свободы творчества в рамках государственного социализма.

"-"

  1. Контроль партийного аппарата за деятельностью творческой интеллигенции
  2. Низкий художественный вкус власти
  3. Гонения на Пастернака, Эрнеста Неизвестного
  4. Возобновление арестов за антисоветскую деятельность

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Верт Н. История Советского государства. 1900-1991. -М., 1998.

История. Справочник абитуриента / С. В. Новиков -М.: Филол. общество "Слово", 1997.
Левандовский А. А., Щетинов Ю. А. Россия в ХХ веке. -М.: Просвещение, 1998.
Новейшая история Отечества. ХХ век / под ред. А. Ф. Киселева -М.: ВЛАДОС, 1998.
Островский В. П., Уткин А. И. История России. ХХ век. -М.: Дрофа, 1998.