Героическое начало в произведениях этого стиля рождается из правдивости в передаче суровых трудовых будней (отсюда и название стиля). Оно раскрывается не прямым действием героев, а самим эмоциональным строем картины, не описанием, а авторской позицией, высказанной в произведении (Н. Андронов «Плотогоны», 1959–1961; П. Никонов «Наши будни», 1960; В. Попков «Строители Братской ГЭС», 1961; бр. Смолины «Полярники», 1961; позже «Стачка», 1964; Т. Салахов «Ремонтники», 1963). Вокруг некоторых из этих работ, представленных на выставке 30-летия МОСХа («Наши будни» Никонова, «Плотогоны» Андронова), развернулась жесткая полемика, и искусство этих художников несправедливо получило резко отрицательную официальную оценку не только руководителя государства Хрущева, но и в специальном постановлении пленума ЦК КПСС от 1963 года.
Архитектура.
В начале 50-х гг. произошли изменения в практике градостроительства и архитектуры зданий. В Москве было построено несколько высотных зданий (в их числе в 1949-1953 гг. здание МГУ на Ленинских горах, архитектор Л. Руднев).
Продолжалось строительство Московского метрополитена; в отделке его станций принимали участие архитекторы А.В. Щусев, В.Д. Кокорин и др. В 1954-1956 гг. был сооружен Центральный стадион им. В.И. Ленина в Лужниках (архитекторы А.Власов, Н.Уллас и др.). В 1961 г. по проекту М. Посохина был построен Кремлевский Дворец съездов, 1965-1967 гг. - здание СЭВ в Москве. В 1956-1957 гг. осуществлен проект планировки квартала в жилом районе Новые Черемушки (под руководством архитектора Н. Остермана), где помимо жилых домов предусматривалось строительство предприятий культурно-бытового обслуживания. Дальнейший жилищный бум привел к застройке городов тысячами стандартных жилых комплексов из крупно-панельных блоков.
В 50-е гг. значительных успехов достигло музыкальное искусство. В эти годы были написаны Десятая и Одиннадцатая симфонии Д. Шостаковича, балеты СпартакА. Хачатуряна, Тропою громаК. Караева. Мировое признание получили советские пианисты С. Рихтер, Э. Гилельс, скрипач Д. Ойстрах.
Кинематограф.
В 50-60-е гг. отечественное кино переживало новый этап своего развития (распространилось цветное кино). В эти годы вышли фильмы с новым типом киногероя (близкого и понятного зрителям): М. Хуциева Весна на Заречной улице;А. Зархи Высота (с Н. Рыбниковым в главной роли); А. Хейфица Большая семья, Дорогой мой человек (с А. Баталовым в главной роли).
По новому звучала тема Великой Отечественной войны в фильмах Летят журавли (М. Калатозова), Баллада о солдата (С. Чухрая), Судьба человека (С. Бондарчука), в которых утверждалась окопная правда. На эти годы приходится начало творческой деятельности таких режиссеров, как Г.Данелия, Г.Панфилов, В.Наумов, А.Кончаловский и др.
Расширился выпуск хроникально-документальных и научно-популярных фильмов.
Новое идеологическое наступлениена интеллигенцию
В конце 50-х гг. произошел поворот официальных властей к жесткой политике в области культуры и искусства. В ходе встреч руководителей КПСС с различными творческими союзами и интеллигенцией звучал призыв к их активной деятельности на благо коммунистического строительства. При этом Н.С. Хрущев проявлял некомпетентность и категоричность в оценках творчества деятелей культуры.
Своеобразным рубежом стало дело Пастернака. В 1958 г. за роман Доктор Живаго, запрещенный в СССР и опубликованный за рубежом, Б.Пастернак был удостоен Нобелевской премии по литературе. Тогда же Пастернак был исключен из Союза писателей и был вынужден отказаться от Нобелевской премии.
В 1962 г. после посещения Н.С. Хрущевым выставки альтернативного искусства в Академии художеств состоялась очередная проработка деятелей культуры, а левые течения получили осуждение как формальные и абстрактные. В том же году на встрече в Кремле с деятелями литературы и искусства Хрущев подверг критике творчество Э.Неизвестного, И.Эренбурга (за книгу Люди,годы, жизнь), М.Хуциева (за фильм Застава Ильича). В феврале 1964 г. в Ленинграде прошло слушение дела по обвинению И.Бродского в злостном тунеядстве.
Массовая культура.
Параллельно с официальной культурой в послевоенный период зарождается так называемая массовая культура, которая была враждебна элитарности, для нее была характерна простота и демократизм. Она стала своеобразной системой адаптации людей к происходившим изменениям. Это направление возникло также из-за обострившейся в послевоенные годы ситуации отчуждения в обществе и потребности в ее преодолении, то есть в стремлении уйти из зоны напряженной общественной и государственной жизни на ее периферию.
Одной из форм этого вида культуры стала авторская песня, получившая необычайную популярность. В этом жанре выступали поэты-барды- Б.Окуджава, А. Галич, В. Высоцкий, Ю. Визбор и др. Важным каналом общей демократизации культуры становится также кино, телевидение, спорт (в зрительской части).
Народное искусство и художественные промыслы.
Продолжало развиваться устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство, связанное с различными художественными промыслами по обработке дерева, металла, кости. Здесь существовали исторически сложившиеся направления. Абрамцевское художественно-промышленное училище (Московская обл.) готовило резчиков по дереву на основе кудринской и богородской резьбы. Благодаря этому промыслу существовал и развивался в г.Сергиев-Посад (тогда г.Загорск) центр русской деревянной игрушки. Не прекращали своей деятельности ростовские мастера финифти (в 1960 г. артель ростовских мастеров была преобразована в фабрику Ростовская финифть), артели, специализировавшиеся в области искусства черни по серебру (г.Великий Устюг, где работала фабрика Северная чернь). Север традиционно славился изделиями из бересты и художественной резьбой по кости. Достойное место в русском народном искусстве занимала палехская лаковая миниатюра.
Важное место в народной культуре занимало песенное и устное народное творчество. Многие коллективы народные хоры и ансамбли, сложившиеся еще в 30-50-е гг. во время деревенских гулянок и посиделок, являлись одной из форм бытования традиционного фольклора. В 50-60-е гг. происходило возрождение собирательской деятельности по различным районам России - песенного фольклора, свадебных обрядов, заговоров, быличек и других жанров.
Заключение
Развитие культуры в период хрущевской оттепели также носило противоречивый характер.
С одной стороны, был дан глубокий импульс для развития отечественного образования, науки, искусства, происходило расширение международных связей с зарубежной общественностью.
С другой - в условиях существования жесткой административно-государственной власти деятели советской культуры находилось в определенных идеологических рамках и под постоянным контролем партийно-правительственного аппарата. Партийная бюрократия не допускала свободы творчества, направляя усилия интеллигенции в строгое русло идеологической работы. В разные периоды существования государства неугодные творческие работники подвергались преследованиям, репрессиям или забвению.
Интеллигенция не смогла открыто противостоять давлению со стороны властей, что в дальнейшем привело к духовному кризису в обществе.
Список литературы:
1. Аронов А.А. «Оттепель » в истории отечественной культуры-«Эконом-информ»,2008-304стр
2. Кудашева Н.А. «Материальная и духовная культура России. Юнита 2 :Русская культура 18-20 ввеков», СГУ,2000-68стр.
3. Энциклопедия «Аванта+» «Литература второй половины XX века»
гл.редактор М.Аксенова., Москва 2000 год.
4. Энциклопедия «Аванта+» «Искусство: музыка,театр,кино» гл.редактор В.Володин, Москва 2001 год.
5. Энциклопедия «Аванта+» «История России XX век». Гл.редактор Измайлова С., Москва 1995год
6. Энциклопедия «Аванта+» «Искусство:архитектура,изобразительное
искусство XVII-XX век» гл.редактор Аксенова М., Москва 1999 год.