Смекни!
smekni.com

Особенности расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними (стр. 9 из 13)

– специальное повторение допроса. Из-за повышенной способности подростков к внушению и самовнушению в литературе встречаются утверждения, что повторный допрос несовершеннолетних нежелателен [39. Волгоград С. 61]. Однако необходимость в повторном допросе может возникнуть и по не зависящим от следователя причинам, например в связи с выявлением новых обстоятельств. Повторный допрос в ряде случаев оказывается более результативным, так как несовершеннолетний иногда сообщает сведения, о которых побоялся сообщить ранее или которые забыл. Наконец, к повторному допросу следователь всегда лучше подготовлен, поскольку располагает не только результатами первого допроса, но и, как правило, новыми дополнительными данными;

– предложение несовершеннолетнему составить план (схему) места совершения преступления;

– пресечение лжи, использование проговорок и другое.

При рассмотрении вопроса о планировании расследования по делам о групповых преступлениях несовершеннолетних указывалось на необходимость мероприятий, направленных на дезорганизацию рефлексивных связей между участниками группы. В качестве таких мероприятий могут служить:

– избрание в отношении членов группы несовершеннолетних, участвовавших в совершении преступлений, различных мер пресечения;

компрометация организатора в глазах остальных членов преступной группы;

– оглашение показаний одного подозреваемого (обвиняемого) другим.

При допросе участников группы несовершеннолетних следователь должен использовать борьбу, происходящую в сознании обвиняемых (подозреваемых). С одной стороны, каждый из них боится признаться первым, чтобы не прослыть «предателем» и не навлечь на себя гнев своих товарищей, а с другой – не без оснований опасается, что кто-то признается раньше и изложит обстоятельства в невыгодном для него свете. Поэтому следователь может предупредить обвиняемого (подозреваемого), что он рискует «опоздать» с правдивыми показаниями. Если один из соучастников признался, о данном факте можно сообщить другим, но не указывая конкретного подростка, чтобы на него не могло быть оказано нежелательное влияние. При этом следователь может рассчитывать не только на устранение у обвиняемого (подозреваемого) опасения стать первым из рассказавших правду, но и на свойственную несовершеннолетним склонность к подражанию.

В данной ситуации большое значение приобретает устранение утечки информации о том, кто первым признался в совершении преступлений. Если раскаяние искреннее, то подросток подвергнется в силу правил, действующих в группе, мести со стороны ее членов. Она может быть выражена в «дружном топлении», то есть представить его самым активным участником группы. Поэтому если члены группы неожиданно начинают давать показания на одного или нескольких подростков, рисуя его (их) самым авторитетным (особенно когда они признались в числе первых), необходимо установить источник утечки следственной информации. Представляется, что в этих случаях целесообразно проговорить с подростком линию его поведения, посоветовав такую модель, которая обеспечила бы его безопасность. Кроме того, следует отказаться в такой ситуации от проведения очных ставок с его участием.

Необходимо иметь в виду, что некоторые участники группы (обычно младшие по возрасту) могут, по согласованию с другими участниками или по собственной инициативе, приписывать себе инициативу и активную роль в подготовке и совершении преступлений, которые фактически принадлежат не им. В таких случаях применяются общие правила изобличения во лжи.

Довольно часто жертвами посягательств становятся подростки. Это, как правило, происходит при совершении грабежей и разбойных нападений.

С большой осторожностью следует решать вопрос об участии в допросе несовершеннолетнего потерпевшего его близких родственников (законных представителей). Допускать их можно на допрос при твердой уверенности, что они не помешают получению достоверных сведений. Для этого необходимо предварительно провести с ними небольшую беседу, предупредив их о недопустимости излишне эмоциональных восклицаний в ходе допроса, которые могут направить подростка в сторону более «цветистого расписывания» пережитых им «ужасов».

Несовершеннолетние потерпевшие обычно дают правдивые показания. Однако в них могут вкрасться ошибки, обусловленные объективными и субъективными факторами восприятия событий. Следователю необходимо выяснить, в какой обстановке происходило это восприятие и что могло сказаться на его полноте и точности.

Чаще всего на восприятие потерпевшего накладывает отпечаток состояние страха, переживания, связанные с совершенным в отношении его преступлением. Поэтому несовершеннолетние потерпевшие нередко преувеличивают грозившую им опасность. Некоторые обстоятельства содеянного могут вызвать у них чувство стыда, боязни огласки. Нужно установить с потерпевшим доверительные отношения, разъяснить ему, что сведения, содержащиеся в уголовном деле, не подлежат разглашению. Иногда потерпевший боится расправы со стороны обвиняемого либо его близких за дачу правдивых показаний. Необходимо успокоить его и принять меры к недопущению или нейтрализации нежелательного воздействия на потерпевшего.

Сложное психическое состояние, возникающее у несовершеннолетних потерпевших, отражается на их первоначальных показаниях. Волнение, сильное эмоциональное напряжение затрудняют воспроизведение многих важных деталей происшедшего. Показания, особенно сразу же после совершенного преступления, оказываются недостаточно конкретными, не редка путаница в сообщаемых сведениях. Поэтому тактика допроса должна обязательно включать приемы, направленные на создание благоприятной психологической атмосферы допроса, способствующей припоминанию и воспроизведению запечатленного материала.

Нередко несовершеннолетние потерпевшие являются знакомыми несовершеннолетних правонарушителей или их друзей и могут знать о других преступлениях данных лиц. Поэтому при допросе каждого несовершеннолетнего потерпевшего следует выяснить, не известны ли ему факты других преступлений указанных лиц.

Учитывая возможность последующего изменения потерпевшим своей позиции и показаний под воздействием заинтересованных лиц, целесообразно использовать в процессе допроса звуко- или видеозапись.

На допросе свидетелей из числа друзей обвиняемого, а также его соучастников, освобожденных по различным основаниям от привлечения к уголовной ответственности, нередко возникают конфликтные ситуации. Свидетели этой категории склонны скрывать подлинные обстоятельства совершения преступления, не желая прослыть предателями либо опасаясь собственного привлечения к уголовной ответственности. Допрос таких свидетелей по своим тактическим особенностям похож на допрос обвиняемых. Если дело касается групповых преступлений прежде всего необходимо выделить две группы таких свидетелей:

1) участники группы несовершеннолетних, не достигшие возраста, с которого возможно привлечение к уголовной ответственности;

2) «прилипалы», то есть те, кто пользовался благами от преступных действий своих приятелей.

Большие сложности возникают при допросе малолетних свидетелей и потерпевших. Допрос должен проходить в привычной для них обстановке и проводиться в форме беседы. Желательно участие в допросе близких лиц допрашиваемого. Они по просьбе и с помощью следователя могут расспрашивать малолетнего свидетеля или потерпевшего. Вопросы должны быть короткими и по своей формулировке соответствовать уровню развития допрашиваемого.

2.2 Допрос родителей

При допросе родителей и других родственников несовершеннолетнего обвиняемого надо иметь в виду, что они заинтересованы в результатах расследования, часто дают искаженную информацию о личности подростка, преувеличивая его достоинства, сообщают о заболеваниях, которыми якобы страдает подросток. Поэтому их показания необходимо проверить, используя другие источники информации.

Допросами указанной категории лиц выясняются условия жизни и воспитания подростка, определяются черты его личности. В ходе допросов могут быть установлены обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, определившие мотивацию преступного поведения, внушившие подростку представления о его безнаказанности.

Допрос лиц, ответственных за воспитание подростка, должен охватывать вопросы его физического и психического развития, условий быта, учебы, труда; сведения о его ближайшем окружении, увлечениях, интересах, времяпрепровождении.

По результатам допросов и иных следственных действий может быть поставлен вопрос об ответственности родителей, педагогов за ненадлежащее воспитание несовершеннолетнего, в отношении родителей – за укрывательство, в отношении взрослых лиц – за вовлечение в преступную деятельность, в антиобщественную деятельность, пьянство, в занятие проституцией, склонение к употреблению наркотиков.

В первую очередь из числа указанных лиц следователь вступает в контакт с родителями, в особенности если подозреваемый несовершеннолетний задержан и заключен под стражу. Если нет возможности допросить родителей по всем вопросам в полном объеме, необходимо хотя бы побеседовать с ними, объяснить, за совершение каких действий задержан подросток, заверить их в объективности проводимого следствия и разъяснить, как важны их правдивые показания, в частности, чтобы установить причины совершенного преступления и определить меры дальнейшего воспитания.

Допрашивать следует обоих родителей, так как они могут по-разному относиться к проблеме воспитания их ребенка, быть неодинаково информированы о его жизни.

Для обеспечения полноты допроса лиц, ответственных за воспитание несовершеннолетнего, целесообразно последовательно касаться вопросов, связанных со сведениями: о составе семьи, условиях для учебы и отдыха подростка, его успеваемости; круге товарищей, как и с кем он проводит свободное время; как родители контролируют свободное время подростка; как он учится и ведет себя в учебном заведении, по месту работы, по месту жительства; выпивает ли, как давно, кем приучен к спиртному; другие потребности и интересы, проступки, совершенные ранее и 'принимаемые меры в школе, другом учебном заведении, дома; убегал ли из дома, уходили ли на ночь, как реагировали родители; отношения подростка с коллективом (школы, работы); отношения родителей друг к другу и к подростку; какой информацией они располагают о совершенном преступлении; содержание разговоров с подростком по этому поводу; времяпрепровождение в день, когда было совершено преступление, поведение подростка после этого (если он не был задержан).