Смекни!
smekni.com

Советская страна в середине 60-х середине 80-х годов (стр. 2 из 4)

-неподкрепленность экономическими мерами, и в частности ценовой политикой, огромных задач, которые ставились перед сельским хозяйством;

-низкий уровень культуры земледелия, отсутствие государственной политики повышения плодородия почв.

Из этого анализа следовали и решениями Пленума: снизить план закупки зерна в 1965 г. и определить этот план как неизменный до 1970 г.

Стабильный план должен был облегчить условия хозяйствования, избавить сельское хозяйство от постоянных «шараханий».

Предполагался и рост инвестиций в сельское хозяйство. В 8-ой пятилетке (1965-1970) в сельское хозяйство и связанные с ним отрасли был запланирован 71 млрд. руб. капиталовложений, в том числе на производственные объекты, сельхозтехнику, развитие энергетической системы для села, мелиорацию[4].

Брежнев не скупился на критику «волюнтаристских методов» Хрущева, однако необходимо отметить, что понимание необходимости изменений в экономике страны стало вызревать уже в последние годы правления Хрущева. Брежневское руководство сохранило преемственность в признании необходимости инвестиций в сельское хозяйство.

Меры, направленные на подъем сельского хозяйства, привели и к неожиданным последствиям. Крупным достижением брежневских мероприятий по поддержанию сельского хозяйства стало введение гарантированной зарплаты для колхозников. Однако сама гарантированность оплаты разрушила связь между трудовыми усилиями и экономической эффективностью, с одной стороны, и оплатой труда - с другой. Приведем в этой связи, что в 1962 г. плата за продукцию рабочих совхозов состояла только 4-6% их общего заработка[5]. Заработная плата колхозников меняла свою суть, превращаясь скорее в форму социального вспомоществования. Колхозник, таким образом, отчуждался от результатов своей деятельности.

Были сняты наиболее одиозные ограничения на развитие личных подсобных хозяйств колхозников, рабочих и служащих. Более того, в официальной пропаганде в середине 60-х гг. появились публикации, защищавшие экономическую целесообразность подсобных хозяйств[6]. Однако воспользоваться продукцией, производимой в личных подсобных хозяйствах, для решения общегосударственных задач, как это удалось Маленкову в середине 50-х гг. через 10 лет оказалось нереальным. Благим пожеланиям властей уже не верили. Желающих воспользоваться льготами, предоставленными личным хозяйствам, оказалось очень мало.

1.3 Экономические реформы

Необходимость реформирования экономики осознавалась высшим руководством СССР. На сентябрьском (1965 г.) Пленуме ЦК КПСС с докладом выступил А.Н.Косыгин. В докладе содержались призывы к пересмотру системы управления, отказу от совнархозов и восстановлению отраслевого принципа управлению. Главным показателем для промышленных предприятий должен был стать объем выпускаемой продукции. Советская экономическая реформа хотя и предусматривала значительное расширение сферы «низового» планирования (на уровне предприятий и хозяйственных объединений), но ни в коей мере не означала отказа от централизованного планирования, задачей которого оставалось установление основных направлений, пропорций и темпов экономического развития.[7]

2-3 октября 1965 г. приняты законы об изменении органов управления и созданы 29 общесоюзных и союзно-республиканских министерств. В 1965 г. был осуществлен переход от территориального к отраслевому принципу управления. Было создано 11 общесоюзных и 17 союзно-республиканских министерств.[8]

Сентябрьский пленум стал началом экономической реформы. Переводили прежде всего те предприятия, где был более высок уровень рентабельности, поэтому реформа начиналась в легкой и пищевой промышленности.[9]

Однако проведение реформы вскоре столкнулось с противоречиями между экономическими закономерностями и политическими установками. Уже с первых ее шагов стали очевидны несообразности с ценообразованием.

Вместе с тем представляется вполне обоснованной оценка реформ бывшим Председателем совета Министров СССР Н.И.Рыжковым:

«Косыгинская» экономическая реформа 1965г. дала заметный толчок народному хозяйству. Только за восьмое пятилетие объем промышленного производства вырос в полтора раза, производительность труда – на одну треть. Темпы роста средств производства, которым всегда отдавалось предпочтение»[10]

Отказ от проведения экономических реформ был зафиксирован в решениях декабрьского (1969 г.) Пленума ЦК КПСС. Там содержались привычные требования – об улучшении использования резервов производства и усилении режима экономии в народном хозяйстве. На место экономических рычагов управления вновь выходят командные методы, призывы к борьбе с нарушителями государственной и трудовой дисциплины, против бесхозяйственности, к усилению контроля за соблюдением дисциплины.

Страна получила мощный и, по сути, неожиданный источник валютных поступлений. Страна все более оказывалась в зависимости от экспорта нефти и газа. В период с 1970 по 1980 гг. добыча нефти в Западной Сибири выросла с 31 млн. до 312 млн.т; добыча газа за этот период – с9,5 млрд. до 156 млрд.куб.м.[11]

Кризисные явления в сельском хозяйстве СССР, определившие общий экономический кризис в стране, вынудили политическое руководство закупать продовольствие за рубежом. Для этой цели расходовались запасы золота и валютные ресурсы страны. (См. табл.1)

Таблица 1

Сведения об использовании золотого запаса

страны на закупку продовольствия (в т)*

Год Общее количество Экспорт В том числе за закупку продовольствия
1965 577,1 335,6 335,3
1966 739,2 5,2
1967 864,4 50,2 50,2
1972 1243,7 458,6 458,2
1973 1032,0 382,5 382,5
1975 1221,0 141,0
1976 1001,4 362,8 362,8
1977 774,4 390,0 390,0
1979 510,0 168,0 158,0
1980 502,0 156,0 156,0
1982 576,0 30,0 30,0

* Подсчеты подведены по данным Архива Политбюро ЦК КПСС А.В.Коротковым и А.С.Степановым

Зависимость страны от закупок продовольствия за рубежом становилась все более очевидной и опасной. Наблюдается практически постоянный рост экспорта хлебофуражных продуктов: в 1973 г. было закуплено 13, 2% зерна от его производства СССР, в 1975 г. – 23,9%, 1981 г. – 41,4%[12]

К концу 70-х гг. многочисленные проблемы в экономике становились очевидными. Громадные инвестиции в строительство промышленных предприятий не отдавали отдачи, нарастал «долгострой», в промышленности широко использовался ручной и неквалифицированный труд, что приводило к нехватке трудовых ресурсов.

Кроме так называемых макроэкономических характеристик в экономике есть простые и понятные каждому человеку критерии, эквивалентные содержанию его кошелька и его холодильника. Со второй половины 70-х гг. ухудшилось продовольственное снабжение населения. Росло недовольство промышленных рабочих размерами оплаты труда. Следствием этого недовольства стали поистине чрезвычайные для тогдашнего СССР события – забастовки. Это вынудило Секретариат ЦК КПСС принять в октябре 1980 г. специальное постановление, в котором сообщалось, что прошли забастовки рабочих в Свердловске, Литве, Челябинской области, на Украине, в Севастополе, Краснодарском крае.[13]

1.4 Политические реформы

Вторая половина 70-х гг. стала временем принятия новой Конституции СССР.

Еще на XXII съезде партии Н.С. Хрущев заявил о необходимости подготовить новую конституцию, отражающую переход СССР к коммунизму и создание в СССР “общенародного государства”. В 1962 году была создана Конституционная комиссия. Но только через 15 лет появился готовый текст новой Конституции. Ее основное содержание взяли из Конституции 1936 года. К этому времени советские руководители успели отказаться от мифа о скором переходе к коммунизму и отмирании государства, введя понятие “развитого социализма”.

Конституция 1977 года (брежневская) более решительно утверждала ведущую роль коммунистической партии. Она и узаконила формально КПСС как руководящую и направляющую силу советского общества, ядро его политической системы, государственных и общественных организаций.

Подчеркивая важность участия общества в управлении страной и утверждая принцип коммунистического самоуправления посредством развития подлинной демократии (участие трудовых коллективов в обсуждении и решении государственных и общественных дел), Конституция признавала возрастание роли общественных организаций.

Проект конституции дважды обсуждался на Пленуме ЦК партии (майском 1977 года и октябрьском 1977 года) и 7 октября 1977 года был утвержден внеочередной сессией Верховного Совета СССР.

Исходные позиции новой Конституции в самом начале не учитывали в полной мере реальности общественного развития и не соответствовали им.

В Конституции 1977 года было записано, что “все партийные организации действуют в рамках конституции СССР”. Это ставило партию в юридическом плане в положение подзаконной общественно-политической организации. Это еще больше способствовало распространению в обществе командно-приказных методов партийного руководства, деятельностью Советов, органов государственного и хозяйственного управления.

В тексте Конституции СССР 1977 года, в соответствии с концепцией общенародного государства, говорилось, что “вся власть принадлежит народу”.

Нужно отметить, что в новой Конституции проблему прав, свобод и обязанностей личности, взаимоотношений государства и личности выделили в особую главу. Это был шаг вперед на пути признания прав человека. Но эффективный механизм реализации этих прав так и не появился.