Создание централизованного государства послужило одной из предпосылок закрепощения крестьянства. Давно существовало правило, по которому крестьянин мог покидать своего владельца только в течение двух недель в году. Теперь это стало общегосударственной нормой. Судебник 1497 года установил единый срок перехода крестьян: неделя до Юрьева дня осеннего (26 ноября) и неделя после. Эго было первое общегосударственное ограничение крестьянской свободы, но еще не закрепощение крестьян.
Среди феодальных повинностей крестьян господствовал натуральный оброк, хотя местами взимался и денежный. Барщина по-прежнему была слабо развита, а собственную запашку феодала обрабатывали главным образом холопы.
Продолжали развиваться ремесла, главными центрами которых были города. Росла ремесленная специализация, в крупных городах часто существовали слободы, населенные ремесленниками одной специальности (гончарная, кузнечная, бронная в Москве и т. д.). Высокого уровня достигло оружейное дело. В конце XV века в Москве был создан Пушечный двор, где изготовлялись артиллерийские орудия. Развитие ремесла каменщиков позволило провести в Москве работы небывалого масштаба по строительству новых кремлевских стен.
Во второй половине XV —первой трети XVI вв. продолжали развиваться экономические связи между разными областями страны. Этому способствовало создание централизованного государства. Но эти связи было бы неверным преувеличивать. Для развития оживлённой торговли слишком ничтожна была доля городского населения. Натуральное хозяйство сохраняло безраздельное господствующее положение.
Быстрота, с которой произошло политическое объединение русских земель, привела к тому, что старое, связанное с удельными временами, оказывалось живучим и причудливо переплеталось с новым, общегосударственным. Наряду с государем всея Руси сохраняли долю своей власти на местах «государи» рангом пониже, из бывших князей. Некоторые князья из родственников великого князя (обычно его братья) имели даже свои уделы, выдавали жалованные грамоты.
Но политический строй Русского государства рубежа XV— XVI вв. развивался в сторону большей централизации. Великие князья Иван III и Василий III все более проявляли себя как самодержцы. Даже внешний вид государя во время торжественных церемоний должен был показать его отличие от подданных. В руках он держал скипетр и державу, на голове — великокняжеская корона, «шапка Мономаха» — выкованная из золота тюбетейка, отделанная мехом и увенчанная крестом. Предполагалось, что она была подарена Ивану Калите ханом Узбеком. Официальная же московская легенда «Сказание о князьях Владимирских» рассказывала, что это якобы византийская корона, перешедшая к Владимиру Мономаху от его деда — византийского императора Константина Мономаха как знак царского достоинства.
В 1472 году овдовевший Иван III женился на племяннице последнего императора Византии Софье (Зое) Палеолог, после чего великокняжеским гербом стал византийский двуглавый орел. В это же время распространяется идея о Москве как третьем Риме.
Совещательным органом при великом князе была Боярская дума. До середины XV века в ней заседали только люди из старых московских боярских родов, но с образованием централизованного государства в составе бояр оказываются князья прежде независимых княжеств. Формально их «жаловали» в бояре, на деле же переход в боярское звание был знаком их превращения из вассалов в подданных великого князя, то есть снижал их социальный статус. Благодаря тому, что дума была невелика, государь мог делать своими советниками только тех аристократов, на лояльность которых он мог твердо рассчитывать.
Система управления централизованным государством в начале XVI века еще не сложилась и была довольно архаичной, сохранялось ещё много пережитков феодальной раздробленности. В 1497 году был принят Судебник - первый свод законов, централизованного государства. Хотя Судебник и применялся на практике, но все же не получил широкого распространения и, вероятно после смерти Ивана III (1505 г.), был почти забыт: до нас дошел лишь один список этого документа.
В XV столетии в результате длительного процесса развития сложилась великорусская народность с присущим ей языком. На территории Северо-Восточной Руси в связи с наплывом туда населения, переселявшегося из других районов под угрозой внешней опасности, происходило смешение особенностей различных говоров: «аканья», типичного для Юго-Восточных русских земель, и «оканья», характерного для Северо-Западных областей. Ведущее значение в формирующемся русском языке приобрел ростово-суздальский диалект. В дальнейшем стало возрастать диалектное многообразие на расширяющейся территории Русского государства за счет присоединения новых земель.
Яркое выражение процесс образования великорусской народности нашел в подъеме русской культуры, которая, развиваясь на основе культурных традиций древней Руси, приобрела в это время ряд специфических черт.
Таким образом, в результате сложных исторических процессов к началу XVI века сложилось русское централизованное государство. Обстоятельства, в которых проходило его становление, наложили отпечаток на всю дальнейшую историю России.
1. Зимин А. А. Витязь на распутье. М., 1991
2. Кобрин В. В., Юрганов А. Л. Становление деспотического самодержавия в средневековой Руси (К постановке проблемы)// История СССР. 1991. № 4.
3. Ключевский В.О. Курс русской истории. – М. 1978.
4. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. СПб., 1909. 6-е изд. Ч. I.
5. Скрынников Р. Г. Рецензия на книгу Алексеева Ю. Г. Освобождение Руси от ордынского ига//История СССР. 1991. № 3.
6. Черепнин Л.В. Образование Русского централизованного государства. М., 1978г.
7. Юрганов А.А. У истоков деспотизма//История Отечества: люди, идеи,решения. Очерки истории России IX -- начала XX вв. М.,1991.
[1] Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. СПб., 6-е изд. Ч. I. С. 149.
[2]Зимин А. А. Витязь на распутье. М., 1991
[3]Зимин А. А. Витязь на распутье. М., 1991
[4]Скрынников Р. Г. Рецензия на книгу Алексеева Ю. Г. Освобождение Руси от ордынского ига//История СССР. 1991. № 3. С. 208—211
[5]Юрганов А.Л. У истоков деспотизма//История Отечества: люди, идеи,решения. Очерки истории России IX -- начала XX вв. М.,1991.С. 34—75
[6]Кобрин В. Б., Юрганов А. Л. Становление деспотического самодержавия в средневековой Руси (К постановке проблемы)// История СССР. 1991. № 4. С. 54—64;)