Славянским громовержцем был Перун. Его культ является одним из древнейших и восходит еще к 3 тысячелетию до н. э. Перуна называли "княжьим богом", поскольку он был покровителем князей, символизировал их власть.
Богом плодородия, связанным с нижним миром, был Велес (Волос). Велес - одновременно бог мудрости и поэзии. Это он благословляет путешественника и помогает ему в дороге. Именно Велес открывает тайны ремесла и медицины. Славяне почитали Велеса как бога богатства. Культ Велеса был очень широко распространен на Руси.
Несколько столетий одним из почитаемых на Руси богов был Даждьбог - бог солнечного света, тепла, и плодородия вообще. Русские люди почитали Даждьбога как своего защитника, называя себя его внуками. Даждьбог был богом солнечного света, но отнюдь не самого светила.
Ярила – сын Велеса, он бог весеннего солнца, погибающий и возрождающийся. Ярила был у древних славян так же богом плодородия, размножения и физической любви. Его представляли себе юным, красивым мужчиной, пылким влюбленным женихом. У Ярилы просили хорошего урожая, когда появлялись первые всходы яровых.
Хорс воплощает в себе движущееся по небу светило. Хорc - божество солнечного светила, но не солнечного света и тепла, он представлял собою некое дополнение к образу Даждьбога-солнца, подателя земных благ.
Семаргл - бог огня и огненых стихий, посредник между людьми и небесными богами. Был спутником богов солнца и плодородия.
По одной из версий, Стрибог является верховным царем ветров. Его почитали и как истребителя всяческих злодеяний, разрушителя злоумышлений.
Во многом схожа с Велесом, Марена - богиня Зимы, мира мертвых и плодородия земли.
К древнейшему земледельческому культу Матери-земли восходит общеславянское почитание Макоши - богини земли, урожая, женской судьбы, великой матери всего живого. Макошь-Земля - олицетворяет собой женское начало природы. Макошь была также богиней женских работ, чудесной пряхой.
Лада - богиня брака, изобилия, времени созревания урожая. Лада связывалась славянами с периодами летнего плодородия, когда созревает и тяжелеет урожай.
Леля - дочь Лады, младшая Роженица. Богиня весны, первой зелени и первых цветов, юной женственности и нежности. Культ Рожаниц связывался как с плодородием и земледелием, так и с понятиями брака, любви и деторождения.
2.3. Служители языческих богов
Всякая народная вера предполагает обряды, совершение которых поручается избранным людям, уважаемым за их добродетели и мудрость. Это посредники между народом и духом или божеством. Такие люди назывались волхвами, жрецами, ведунами и ведуньями. Не только в капищах, но и при всяком освященном древе, при всяком святом источнике находились хранители, которые жили подле, в маленьких хижинах, и питались остатками жертв, приносимых божествам. Жрецы - руководили обрядами языческого богослужения, приносили жертвы от имени всего народа, составляли мудрые календари, хранили в памяти историю племен и стародавние предания, мифы. Были волхвы - целители, лечившие людей средствами народной медицины; позднейшие церковники признавали их врачебные успехи, но считали грешным обращаться к ним. Существовали волхвы - хранители, которые изготовляли различные амулеты - обереги и изображения богов. Волхвы - кощунники - так назывались сказители "кощун", древних преданий и эпических сказаний. Кроме волхвов существовали и женщины - колдуньи, ведьмы, чаровницы.
2.4. Занятия славян
Основным занятием древних славян было земледелие. Человек в те времена отожествлял жизнь с пашней и хлебом. Южные земли славян обгоняли в своем развитии северные. Это объяснялось и более плодородными почвами на юге, и древними земледельческими традициями. С природно-климатическими условиями тесно связаны основные системы земледелия древних славян. Основными орудиями труда были топор, мотыга, соха, борона-суковатка и заступ, которыми взрыхляли почву. Серпами собирали урожай. Молотили цепами. Размалывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами. С земледельческим занятием было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота использовали на юге волов, в лесной полосе - лошадей. Из других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество, имевшие большой удельный вес в северных регионах. Выращивались и технические культуры (лен, конопля).
2.5. Община
Низкий уровень производительных сил при ведении хозяйства требовал огромных затрат труда. Работы, которые надо было осуществлять в строго определенные сроки, мог выполнить только большой коллектив; в его задачу входило также следить за правильным распределением и использованием земли. Поэтому большую роль в жизни древнерусской деревни приобретала община - мир, вервь.
К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община. Общинников объединяло прежде всего не родство, а общность территории и хозяйственной жизни. Каждая такая община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. Все владения общины делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья и т.п. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями. Постепенно складывались феодальные отношения. В результате передачи князьями права на владение землей феодалам часть общин попала под их власть. Другим путем подчинения соседских общин феодалам был захват их дружинниками и князьями. Но чаще всего в бояр-вотчинников превращалась старая родоплеменная знать, подчинявшая себе общинников.
Общины, не попавшие под власть феодалов, позднее обязаны были платить подати государству. С появлением излишков стало возможным обменивать продукты земледелия на ремесленные товары; начали складываться города как центры ремесла, торговли и обмена и одновременно как опорные пункты власти феодалов и обороны от внешних врагов.
2.6. Город
Город, как правило, возникал на холме, на месте слияния двух рек, так как это обеспечивало надежную защиту от нападения врагов. Центральная часть города, защищенная валом, вокруг которой возводилась крепостная стена, носила название кремля, крома или детинца. Там находились дворцы князей, дворы крупнейших феодалов, храмы, позднее и монастыри. С двух сторон кремль защищала естественная водная преграда. Со стороны основания кремлевского треугольника выкапывали ров с водой. За рвом под защитой крепостных стен располагался торг. К кремлю примыкали поселения ремесленников. Ремесленная часть города называлась посад, а отдельные ее районы, населенные ремесленниками определенной специальности, - слободами.
В большинстве случаев города строились на торговых путях. Одним из важнейших путей того времени был великий водный торговый путь "из варяг в греки", связывавший Северную и Южную Европу. Другим торговым путем, одним из древнейших на территории Восточной Европы, был Волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока. Связь с Западной Европой поддерживалась также по сухопутным дорогам. К моменту возникновения Древнерусского государства на его территории было уже несколько больших городов. Среди них Киев, Новгород, Чернигов, Переяславль Южный, Смоленск, Суздаль, Муром и др. По подсчетам историков, уже в IX в. на Руси было не менее 24 крупных городов, имевших крепостные укрепления.
2.7. Общественный строй
Во главе восточнославянских племенных союзов стояли князья из племенной знати. Их окружала бывшая родовая верхушка— "нарочитые люди", "лучшие мужи". Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях—вечевых сходах. Существовало ополчение ("полк", "тысяча", разделенная на "сотни"). Во главе их стояли тысяцкие, сотские.
При переходе к классовому обществу возникла особая военная организация—дружина. Дружина делилась на старшую, из которой выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники по поручению князя собирали с покоренных племен дань. Такие походы за сбором дани назывались "полюдье". Сбор дани обычно проходил в ноябре-апреле и продолжался до весеннего вскрытия рек, когда князья возвращались в Киев. Единицей обложения данью были крестьянский двор или земельная площадь, обрабатываемая крестьянским двором. Как и все народы, находившиеся на стадии разложения первобытнообщинного строя, славяне были язычниками. Языческая культура восточных славян была богатой и разнообразной. В ее недрах накапливались первые знания наших предков о природе и человеке. Зачатки астрономических, медицинских, биологических, технических, географических знаний заключались в языческих представлениях. Они лежали в основе всей жизнедеятельности людей, ими определялись циклы работ, формы строительства жилья, обычаи, обряды и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом вырисовывается следующая картина. Все государства существовавшие на территории нашей страны жили сначала самостоятельной, независимой друг от друга жизнью. Но затем по мере потепления климата и таяния ледников древние славяне стали постепенно продвигаться у этих государств не было контактов с западными и центральными областями европейской части России. А с первых веков нашей эры степи стали основным путем проникновения из Азии в Европу больших кочевых орд. Важно отметить что общие события их истории были обусловлены чаще всего вторжением завоевателей. Быт и верование древних славян отличалось разнообразием и глубокой осмысленностью. Много из того, что было подмечено нашими древними предками до сих пор остается ценным в современной культуре.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. История России (Россия в мировой цивилизации): учеб. пособие / А.А.Радугин ; под ред. А.А.Радугина. – Москва: Центр, 1998. - 352с.
2. История России 2-ое издание: учеб. пособие А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина; под ред. А.С. Орлов. – Москва: Проспект, 2004. – 520 с.
3. История России древнейших времен до конца 17 века: учеб. пособие / А.П. Новосельцев, А.Н. Сахаров, В.И. Буганов, В.Д. Назаров; под ред. А.Н. Сахаров, А.П. Новосельцев – АСТ-ЛТД, 1999. - 388 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Карта древнейших государств Закавказья, Средней Азии и Северного Причерноморья