ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФИЛИАЛ
Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
В ГОРОДЕ ТВЕРИ
Кафедра гуманитарных и естественнонаучных дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплина: «Отечественная история»
ВАРИАНТ II
Студент(ки) 3 курса гр. ГМУ 71 специальности «Государственное и муниципальное управление»
Столярова Наталья Николаевна
Научный руководитель: Кандидат Исторических наук, старший преподаватель
Потапова Елена Владимировна
Дата сдачи: 17.12.2007
Оценка:________________________
Подпись руководителя:___________
ТВЕРЬ
2007 г.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ .…………………………………………………………………….……..3
1 вопрос. древнейшие государства, существовавшие на территории нашей страны (в границых бывшего ссср)…….4
2 вопрос. верования и быт древних славян…..................................7
2.1. История развития верований ………………………………………………7
2.2. Боги древних славян………………………………………………………...8
2.3. Служители языческих богов………….…………………………………….9
2.4. Занятия славян ………………………………………………………..…...10
2.5. Община…………………………………………………………………..…10
2.6. Город………………………………………………………………………..11
2.7. Общественный строй……………………..……....……………………….12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………..14
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………...15
Карта древнейших государств Закавказья, Средней Азии и Северного Причерноморья………………………………………………………………………..15
ВВЕДЕНИЕ
Мы имеем довольно разнообразные и разносторонни сведения о первых веках нашей истории. Современная наука пришла к выводу, что многообразие нынешних космических объектов образовалось от 10 до 20 млрд лет назад. Наша Земля – рядовая планета Солнечной системы - имеет возраст 4, 6 млрд лет. Человек современного вида появился на территории нашей страны примерно 30 тыс. лет назад. Вопросы исторического познания волновали человека с самых первых шагов. Проблемы происхождения народов и образования древнейших государств на территории нашей страны связано с отдаленными эпохами, когда еще не появилась письменность. Известно, что главным отличием одной этнической общности от другой является язык, быт и верование. В этой контрольной работе, мне бы хотелось более глубже раскрыть выбранную тему.
1 вопрос. древнейшие государства, существовавшие на территории нашей страны (в границых бывшего ссср)
К V тысячелетию до н.э. люди проникли до верховьев Волги и на территорию современных Прибалтики и Карелии, а в III - II тысячелетии до н.э. - до Баренцева моря и в Южные области Сибири (до Байкала), после чего стали постепенно продвигаться и к северу азиатской части страны.
Южные области, в силу благоприятных природных условий, значительно опережали в своём развитии другие части европейской и азиатской территории. На рубеже III и II тысячелетий до н.э. возникли рабовладельческие государства в Закавказье, Средней Азии и Причерноморье. В IХ в. до н.э. в Закавказье, вокруг озера Ван (теперь в Турции), из нескольких десятков армянских племён сложилось государство Урарту. К западу от него из грузинских и абхазских племён образовалось Колхидское царство, а к северу - грузинское царство Картли (Иберия). Несколько позже - в IV в до н.э. - на территории северного Азербайджана возникло государство Албания.
В середине I тысячелетия до н.э. в Средней Азии возникло три государства: Согдиана (бассейн Зеравшана), Бактрия (южные части современных Таджикистана и Узбекистана) и Хорезм (в нижнем течении Амударьи). В Средней Азии после распада Арабского халифата возникло несколько государств (Саманидов, Караханидов и др.), крупнейшим среди которых стал Хорезм.
Скифы. К северу от греческих крымских поселений жили многочисленные кочевые племена скифов. Они создали яркую и своеобразную культуру, которая оставила глубокий след в истории народов южной части Восточной Европы и районов Передней и Средней Азии. Наиболее ранние упоминания о скифах содержатся в письменных источниках. "Отец истории" греческий историк Геродот (V в.) посвятил им IV книгу свой истории. Скифами он называл ираноязычные племёна, занимавшие пространство от устья Дуная, Нижнего Буга, Днепра до Азовского моря и Дона. В этот период у скифов шёл процесс разложения первобытно - общинного строя, и складывалось классовое общество. На территории бывшего СССР скифы одними из первых создали своё государство.
По примеру Геродота по способу ведения хозяйства скифов принято разделять на скифов-кочевников и скифов-пахарей. Скифы-кочевники кочевали в Нижнем Приднепровье, Крыму, Приазовье. На правобережье Нижнего Днепра жили скифы - пахари. Они жили в полуземлянках, глубина которых не превышала 1 м. Скифы - пахари возделывали пшеницу, лён, коноплю, разводили коров, овец, коз, свиней. Зерно из Скифии вывозилось в Грецию. Занимались различными ремёслами, важнейшим из которых была металлургия. Скифы-пахари занимались также резьбой по кости, ткачеством, гончарным делом.
Скифы-кочевники были скотоводами. Они оставили наиболее знаменитые клады и захоронения, которые позволяют судить об уровне их развития. Коневодство у скифов играло главную роль. Лошадь была любимым и главным животным, и её изображение было излюбленным и неотъемлемым украшением многих изделий скифов.
Так как скифы постоянно меняли стойбища, то у них выработался особый тип жилища - войлочная юрта, поставленная на кибитку.
В VI - IV вв. до н. э. скифы объединились в мощный племенной союз. В III в. до н.э. на его базе сложилось сильное скифское государство со столицей в Неаполе Скифском (район Симферополя). С точки зрения политического устройства скифы представляли военную демократию. Власть принадлежала военному собранию. Во главе племени стоял вождь - царь, он считался верховным военачальником. Племенная знать скифов была баснословно богата, владела огромным количеством рабов и обладала сильной властью. Рабовладение у скифов достигло значительных размеров. Рабами становились не только военнопленные, но и свободные люди из подчинённых племён. В случае смерти царя умерщвлялся и царский конвой, чтобы служить господину и в потустороннем мире. Скифы переняли у греков - аристократов страсть к накоплению золота и обязательному его помещению с умершим.
К III в. до н. э. общее положение в районе Северного Причерноморья значительно изменилось. Войска Александра Македонского нанесли скифам сокрушительный удар. Территория скифов сильно сокращается и ограничивается лишь Крымским полуостровом. Отношения между греческими городами - государствами и скифами ухудшаются. С востока скифов начинают теснить сарматы. В начале III в. н.э. в район Северного Причерноморья пришли готы. Они разрушили скифские города. Окончательный разгром скифского государства произвели гунны, появившиеся на Крымском полуострове в 70-е гг. IV в. н.э.
2 вопрос. верования и быт древних славян
2.1. История развития верований
В XII в. были составлены интересные заметки о развитии языческих верований у древних славян: «Слово о том, как языческие народы поклонялись идолам и приносили им жертвы». Его автор разделил историю славянских верований на три периода. Сначала славяне приносили жертвы упырям и берегиням. Затем они начали «трапезу ставити» Роду и рожаницам. Наконец, в поздний период язычества они стали молиться Перуну.
Упыри и берегини — это злые и добрые местные боги. Упыри — это вампиры, оборотни, русалки, лешие. Обычно это бывшие люди, умершие не своей смертью, не погребенные и мстящие за это живым. С ними можно бороться, зная охранительные обряды. Особенно часто упыри населяли отдаленные, малопосещаемые места: леса и реки. В деревнях их искали в колодцах. Христианские священники долго еще обвиняли крестьян, что они «молятся бесам и болотам и колодезям». Берегини были добрыми божествами. До наших дней дошло, например, представление о домовом.
Культ Рода и рожаниц, божеств плодородия, связан с развитием родового строя и сельского хозяйства у славян. В Роде одновременно олицетворялись силы плодородия земли и единство поколений людей. Ведь плодородие земли, по верованиям славян, обеспечивают предки, и если земля не плодоносит, то жертву надо приносить именно им. Языческое представление о единстве мира проявлялось и в том, что способность человека производить потомство считалась стимулирующей творческие силы природы. Поэтому весенние праздники в честь Рода и рожаниц сопровождались всеобщим пьянством и непристойностями. На этой стадии развития языческих верований появляются попытки изобразить богов в человекоподобном виде. Показательно, что уже после принятия христианства крестьянки молились рожаницам наравне с христианской Богородицей.
С именем князя Владимира (980—1015) связана попытка утвердить языческую религию в качестве государственной идеологии. Придя к власти в Киеве, он водрузил рядом со своими теремами на холме деревянные идолы шести богов: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши.
2.2. Боги древних славян
Богом Неба у славян был Сварог. Сварог – отец ряда богов (Перун, Даждьбог, Семаргл); бог огненной стихии, творец. Сварог связан с небесным огнем и небесной сферой. Легенда рассказывает, что Сварог подарил людям первый плуг и кузнечные клещи, научил выплавлять медь и железо.