Смекни!
smekni.com

Законы Ману 2 (стр. 2 из 3)

Веды и связанную с ними литературу создали пришлые пле­мена ариев (вначале "арья" означало "земледелец", затем — "бла­городный"). Они же участвовали в распространении учения о варнах и четырех степенях земного совершенства (стадиях прохож­дения земного пути):

Правовые памятники дают яркую картину сословно-кастового деления древ­него общества Индии, которое приобрело здесь наиболее закончен­ные формы.

Процесс социального расслоения древнеиндийского общества начался в недрах разрозненных племенных общин В результате разложения родоплеменных отношений выдвигались более сильные и влиятельные роды, которые сосредоточивали в своих руках об­щественные функции управления, военной охраны, жреческие обя­занности Это привело к развитию социального и имущественного неравенства, рабовладения, к превращению племенной верхушки в родовую аристократию Способствовали развитию социального не­равенства и войны, в ходе которых возникали отношения зависи­мости, подчинения между отдельными племенами и общинами.

Дхармашастры закрепляют четкие религиозно-правовые гра­ницы между брахманами, кшатриями, вайшиями и шудрами, основанные на многочисленных религиозно-ритуальных ограничениях, запретах, предписаниях. Шудры устраняются, например, от уча­стия в жертвоприношениях, ритуалах — "самскарах", за исключе­нием самскары брака. За каждой варной строго закрепляется на­следственный круг занятий. Изучение священных книг — привиле­гия брахманов, кшатриев и вайшиев, которые получают название дважды рожденных (в отличие от шудр — единожды рожденных). Второе рождение и было связано с ритуалом особого посвящения в связи с началом изучения священных книг. Целые главы дхарма-шастр посвящены жесткой регламентации поведения людей, их общения друг с другом, с представителями так называемых непри­касаемых каст, стоящих вне варн индийского общества, ритуалам

На определенном этапе развития древнеиндийского общества по мере углубле­ния процесса разделения труда, неравенства стало складываться новое, касто­вое деление Кастами становились обособленные группы лиц с наследственным характером их деятельности, складывающиеся по профессиональному, родово­му, религиозному и другим признакам Кастовое деление в Индии существует и в настоящее время наряду с традиционным делением на четыре варны "очищения" от "загрязнения" при таком общении и пр. Тяжесть наказания за совершение тех или иных преступлений определяет­ся в дхармашастрах в строгом соответствии с принадлежностью к той или иной варне.

Закрепляемые правом границы варн чаще всего отражали фактическое положение индивида в системе общественного произ­водства и распределения, непосредственно связанного с его отно­шением к собственности на землю: государственной и общинной. Это и дает основания говорить с определенной долей условности о варнах как о сословиях-классах.

Формированию государственных земель способствовали арий­ские завоевания, войны. Одна часть земель завоеванных племен по мере укрепления государственной власти и расширения государ­ственной территории непосредственно переходила в царские вла­дения (сита), судя по Артхашастре здесь применялся труд рабов и зависимых арендаторов; другая — очень рано стала передаваться знати, лицам управленческого аппарата в виде служилых времен­ных пожалований, в "кормление". Они приобретали право сбора налогов с общин, целых областей, деревень одного или нескольких домохозяйств.[3]

С государственной собственностью на землю была связана экс­плуатация общинников-крестьян господствующей правящей вер­хушкой, состоящей из лиц управленческого аппарата, царских чи­новников, военачальников и пр., осуществляемая путем взимания ренты-налога. Другая система эксплуатации существовала в рам­ках самих полуавтономных изолированных общин с присущим им органическим соединением земледелия и ремесла. Общинная вер­хушка эксплуатировала труд рабов и других неполноправных жи­телей общины.

Владельческие права общин в Индии отличались исключи­тельной прочностью. Община имела почти неограниченное право распоряжения общинной землей: продавать, сдавать в аренду, да­рить ее, особенно храмам. В общинной собственности были пастби­ща, ирригационные сооружения, дороги. Коллективно ответствен­ная за сбор ренты-налога община в лице своей управляющей вер­хушки получала часть поборов с общинников-крестьян в свою пользу.

Общинное землевладение сосуществовало с частным кресть­янским землевладением или землевладением большой семьи, ко-торое также было связано с широкими правомочиями — прода­жей, сдачей в аренду, дарением земли. Основное ограничение зем­левладения свободного общинника-крестьянина выражалось в обя­занности платить налог в пользу государства и частных лиц, если государство передавало им свои права.

Полноправный общинник-землевладелец, чаще всего вайший, сам мог быть эксплуататором. В хозяйствах богатых общинников трудились безземельные наемные работники, .представители "не­прикасаемых" каст, которые в основном и создавали прибавочный продукт, присваиваемый различными категориями эксплуатато­ров, рабы. Рабский труд, однако, не был преобладающим в Древней Индии даже в царском хозяйстве. В наиболее распространен­ном мелконатуральном хозяйстве общинника в использовании труда рабов не было нужды. Невелико было число рабов и в ремесле.

Усиление имущественной дифференциации во второй поло­вине I тысячелетия до н.э. все чаще стало проявляться в расхожде­нии варнового статуса и фактически занимаемого человеком места в обществе. В Законах Ману можно найти упоминание о брахманах, пасущих скот, брахманах-ремесленниках; актерах, слугах, к кото­рым предписывается относиться "как к шудрам".

В маурийский период к кшатриям, сосредоточившим в своих руках военную, политическую и экономическую власть, стали от­носить в основном тех, кто принадлежал непосредственно к цар­скому роду и к категории привилегированных наемных воинов. Расцвет городов и расширение торговли вызвали появление зажи­точной торгово-ремесленной верхушки среди вайшиев, включаю­щей крупных купцов, ростовщиков, преуспевающих ремесленни­ков. Они объединялись в корпорации, выполняли роль торговых агентов царя, сборщиков налогов и пошлин.

В буддийской и джайнистской литературе древности описы­вается высокое положение богатых купцов, которые, вопреки пред­писаниям дхармашастр, причислялись к варне кшатриев, пользо­вались большой властью, в том числе и в суде. Затронуло имуще­ственное расслоение и варну шудр. Об этом свидетельствуют За­коны Ману (X, 129): "Шудра не должен накапливать богатство, даже имея возможность (сделать это), так как шудра, приобретая богатство, притесняет брахманов".

О неоднородности варны шудр свидетельствует и то, что к шудрам по мере усиления кастового деления стали относить отверженные, "неприкасаемые" касты па­риев, выполняющих самую унизительную работу. В Законах Ману упоминаются лица, "презренные даже для отверженных" (X, 39).

Таким образом, внутри каждой варны развивалось социаль­ное неравенство, деление на эксплуатируемых и эксплуататоров, но кастовые, общинные, большесемейные границы, скрепленные правом, религией, сдерживали их слияние в единую классовую общность. Это и создавало особую пестроту сословно-классовой социальной структуры Древней Индии.[4]

Социальное расслоение в Древней Индии привело, однако, не к формированию классов (рабовладельцев и рабов), а к возникно­вению особых сословных групп:

· варн брахманов (священнослу­жителей, жрецов),

· кшатриев (воинов, правителей),

· вайшиев (зем­ледельцев, ремесленников)

· шудр (слуг)

Первое упоминание о брахманах, кшатриях, вайшиях и шудрах содержится в самом ран­нем произведении ведической литературы — Ригведе В более позд­них ведах указывается на наследственный характер религиозной и военно-управленческой деятельности брахманов и кшатриев.[5]

Формированию варны жреческой верхушки брахманов способ­ствовала монополизация ими на определенном этапе историческо­го развития отправления религиозных церемоний, знание ведических гимнов

Особая воинская верхушка, военная аристократия — кшатрии начала складываться в процессе завоевания ариями реч­ных долин Северной Индии В эту категорию первоначально вхо­дили только арии, но в ходе ассимиляции завоеванных племен варна кшатриев пополнялась и местными вождями, главами силь­ных родовых групп, на что, в частности, указывает существование в Древней Индии особой категории "вратья-кшатриев", те кшат­риев по обету, а не по рождению

Название третьей варны "вайшии" произошло от слова "виш" — народ, племя, поселение. Это основная масса трудового люда, земледельцев и ремесленников Обособлению кшатриев сре­ди своих соплеменников — вайшиев-простолюдинов способствова­ли представления, что кшатрии — полновластные распорядители богатства, приобретаемого войной, в том числе и рабов-военно­пленных

В основе этой первой, трехчленной дифференциации древне-. индийского общества лежало разделение труда, та глубокая соци­ально действенная ступень разделения, когда труд физический от­делялся от умственного, материальный от духовного, производи­тельный от управленческого В таком разделении труда уже были заложены основы социально-экономического неравенства, эксплуа­тации родовой аристократией простого народа

По мере консолидации высших варн — брахманов и кшатриев складывался особый порядок регулярных отчислений от сельско­хозяйственного продукта доли, получившей название боли (налог) Налог шел на содержание брахманов и кшатриев Он все время возрастал, став со временем своеобразной формой государствен­ной эксплуатации рядовых общинников-крестьян