Смекни!
smekni.com

Государственные устройства глазами философов древности (стр. 3 из 4)

возможность всякому человеку благоденствовать и жить счастливо. У счастливых людей должны быть налицо три вида благ: внешние, физические, духовные. Ведь никто не назовёт счастливым того, кто не обладает, хотя бы в значительной степени, мужеством, воздержанностью, справедливостью, рассудительностью, кто не останавливается ни перед какими преградами…» [11]

Наилучшее государство возникает только при определённых условиях: численность и качество населения, размер территории и её свойств. Территория должна быть не большой и не маленькой; население – приемлемым, без недостатка и избытка. Помимо всего перечисленного, нужны ещё кое-какие мелочи: здоровое водоснабжение, обладание граждан правом собственности…

Существует вопрос – каким образом достичь наилучшей прочности идеального государства? Главной причиной поражения «недостойного» политического строя Аристотель видит в стремлении человечества к равенству: арифметическому и пропорциональному. К восстанию прибегают те, которые думают, что их, словно, не замечают, их обделяют вниманием.

Но Аристотель пришёл к выводу, что лучшее средство – это умеренность – средство поддержать всякую власть.

Аристотель видит в государстве высшее осуществление добра и правды, составляющее конечную цель всей человеческой жизни.

Глава 5

Полибий

Древнегреческий писатель Полибий тоже пытался определить идеальный государственный строй. Но в отличие от своих предшественников он находил идеал не в далеком полумифическом прошлом, как Аристотель, или в сфере логических построений, как Платон, а в современной ему действительности. Идеал для него — это римская государственная система, которая смогла не только выстоять в жестоких поражениях Ганнибаловой войны, но и подчинить своей власти практически весь обитаемый мир.

Восприемник великих достижений греческой духовной культуры и одновременно «друг римского народа», отдававший должное политической мудрости его руководителей, Полибий искал ответа на вопрос, почему произошло стремительное возвышение Рима. Поиск внутренней причины этого явления конкретизирует вопрос. Для Полибия «почему?» означало «с помощью какой конституции?». Ведь «важнейшею причиною успеха или неудачи в каком бы то ни было предприятии, — полагает Полибий, — должно почитать государственное устройство. От него, как от источника, исходят все замыслы и планы предприятий, от него же зависит и осуществление их».[12]

Именно такое понимание следствий и их причин приводит Полибия к рассмотрению государственного устройства римлян и выяснению преимуществ римской конституции над конституциями других народов, чему он посвящает VI книгу «Всеобщей истории». Универсальность подхода сочетается здесь со стремлением к конкретно-историческому анализу. Перу греческого историка принадлежит самое раннее дошедшее до нас систематическое изложение римского государственного устройства. Изложение датируется 150—140 гг. до н.э., но отражает ситуацию времени Второй Пунической войны (218—201 гг. до н.э.).

Повествование Полибия о римской конституции объединяет в себе два аспекта: теоретический и практический. Начинает Полибий с общего рассуждения о том, как конституции развиваются и изменяются. В основу развития конституций Полибий кладет биологический закон рождения, роста и упадка. Каждая отдельная форма правления рождается, переживает расцвет и угасает в соответствии с биологическим принципом. Биологическому закону соответствует

схема шести традиционных устройств государства, три из которых (царская власть, аристократия, демократия) являются правильными, но имеют тенденцию перерождаться в тиранию, олигархию и охлократию (власть толпы). Каждая конституция проходит в своем развитии все три стадии и возвращается к исходной точке развития — правлению одного человека. «Таков, — заключает Полибий, — круговорот государственного общежития, таков порядок природы, согласно которому формы правления меняются, переходят одна в другую и снова возвращаются».[13]

Прохождение всех естественных стадий конституционного развития образует конституционный цикл (anakyklosis). Но в отличие от отдельных конституций, конституционный цикл сам по себе не имеет рождения, расцвета и упадка. В объяснении Полибием смены государственных форм как биологического процесса явно чувствуется влияние идей Платона и Аристотеля. И все же не стоит преувеличивать их влияние на политическую теорию Полибия. Ее оригинальной чертой является соединение трех (или шести) типов государственной власти в единый конституционный цикл и создание последовательно согласованной теории конституционного развития. Для Полибия история есть процесс развития, но этот процесс помещается им в жестко запрограммированные циклические рамки и рассматривается как движение под воздействием биологических закономерностей. Эволюция форм государства является, таким образом, внешней формой исторического движения.

Можно ли найти выход из фатального процесса перерождения простых государственных форм? Стремление ответить на этот вопрос приводит Полибия к рассмотрению смешанной конституции и ее соотношения с конституционным циклом.

Находил ли Полибий проявление смешанной конституции в истории? Первым воплощением смешанной конституции он считал государственное устройство Спарты времен Ликурга. «Ликург... соединил все преимущества наилучших форм правления, чтобы ни одна из них не развивалась сверх меры и через то не извращалась в родственную ей обратную форму, чтобы все они сдерживались в проявлении свойств взаимным противодействием и ни одна не тянула бы в свою сторону..., чтобы таким образом государство неизменно пребывало в состоянии равномерного колебания и равновесия наподобие идущего против ветра корабля [14]. «Взаимное противодействие» и «равновесие» для Полибия — основные условия существования смешанной конституции.

Зависимость рассуждений Полибия от взглядов его предшественников, Платона и Аристотеля, несомненна. Но не следует представлять ее упрощенно. Дело в том, что теория смешанного государственного устройства была воспринята стоиками, которые видели в смешении народной власти, царской власти и власти лучших людей наилучшую форму правления [15]. К середине II в. до н.э. эта теория была уже достаточно общим местом в политических и философских учениях, поэтому трудно определить, что и в каком объеме заимствовал Полибий у своих предшественников. Вопрос об источниках политической теории Полибия осложняется и тем, что он работал в век философского эклектизма. Тем не менее, его вряд ли можно рассматривать только как эпигона великих греческих философов прошлого.

Как соотносится смешанная конституция с конституционным циклом? Не находятся ли они в противоречии, так как смешанная конституция предполагает прочность государственного устройства, а само существование цикла предполагает неизбежность смены составляющих его конституций? Знакомство Полибия с историей привело его к мысли о существовании периодов стабильности, которые характеризовались смешанным правлением с участием различных социальных слоев общества. Отсюда Полибий делал теоретический вывод, что смешанная конституция, устанавливая равновесие, обеспечивает устойчивость конституционному циклу, приостанавливая действие сил, ведущих к его изменению. Таким образом, смешанная конституция вписывается в конституционный цикл, являясь не только кульминацией его развития, но и своеобразным тормозом, приводящим циркулярное движение к более плавным и замедленным переходам.

Относительной стабильности политический строй может достичь только при равновесии элементов простых хороших конституций: царской власти, аристократии и демократии. Это и есть лучшее государственное устройство (mikte), воплощением которого для Полибия была римская конституция. Царская власть в ней представлена консулами и магистратами, аристократическое начало заключено в сенате, а демократическое — в народном собрании. Все эти три органа власти рассматриваются Полибием в неразрывном единстве. Имея определенные функции, они тем не менее нередко вступали в конфликты друг с другом по самым разнообразным вопросам. Но в подавляющем большинстве случаев возникающие противоречия кончались компромиссами, что способствовало сохранению общественной стабильности.

Соединение трех властей в едином политическом организме не означает для Полибия их простое механическое смешение. Идеал, каким является римское государство, достигнут равновесием трех органов власти и их взаимным сдерживанием. Именно материал живой римской истории позволил Полибию придать законченный вид теории смешанного государственного устройства, которую он знал по трудам своих предшественников.

«...Не трудно предсказать будущее на основании прошлого», [16]— так объясняет Полибий свой интерес к прошлому греческих государств, истории которых он касается вскользь в VI книге. Это замечание представляет для нас особую важность, так как здесь заключена основная методическая установка историка: прежде, чем говорить о современном состоянии дел, следует обратиться к началам государства, которыми, по утверждению Полибия, являются обычаи и законы. Это замечание в равной мере относится и к Риму: «...Требуется необыкновенное внимание и тщательность изыскания от того, кто захотел бы ясно представить себе отличительные черты римского государства» [17]. Несомненно, что описанию римской конституции времен Второй Пунической войны в сочинении Полибия предшествовала утраченная «Археология», которая должна была показать конституционные изменения в Риме с древнейших времен, приведшие к установлению mikte.