В 1956 году хозяйства области вырастили новый урожай из своих собственных семян, выращенных многими поколениями земледельцев Павлодарского Прииртышья.
Казахстан в том году продал государству первый миллиард пудов целинного хлеба [22].
Из воспоминаний Искакова Касымжана Искаковича, секретаря Павлодарского обкома партии в 1952-1958 годы, председателя областной комиссии по приему новоселов — целинников.
... Только-только закончился февральско-мартовский Пленум ЦК КПСС, который подчеркнул необходимость резкого увеличения производства зерна в стране. Речь шла о расширении посевов зерновых, путем освоения в короткое время, целинных и залежных земель в районах Казахстана, Алтая, Сибири, Урала, Поволжья.
И мне, работавшему тогда на Павлодарщине, хорошо помнится, как партийные организации области, тысячи трудящихся ее с чувством горячего одобрения встретили и это решение, и помощь „ всего народа, поднявшегося на массовую борьбу за большой хлеб Казахстана, соседних областей братской Российской Федерации.
Я возглавлял тогда областную комиссию по приему новоселов и будто вижу радостных юношей и девушек, которых встречали мы у себя. Свыше сорока тысяч энтузиастов направили нам только за полтора месяца Москва и Ленинград, Украина и Белоруссия, Армения и Латвия, Азербайджан и Грузия, а затем - Эстония, Владимирская, Тульская, другие области РСФСР, Татария, Башкирия... .
Вместе с ними труженики сельского хозяйства области, партийные, советские и профсоюзные работники, строители, на основе составленного обкомом и облисполкомом, утвержденного ЦК КП Казахстана и Советом Министров республики, плана комплексных меропиятий приступили к освоению новых земель.
То было трудное начало. Поистине боевой экзамен, который коммунисты Павлодарщины, вместе с тысячами первопроходцев, со старожилами Прииртышья выдержали с честью. В нелегких условиях той, первой целинной весны, прокладывались первые борозды, ложились в почву первые семена. А в степи гуляли ветры, трепали, рвали палатки, в которых поначалу жили покорители новых земель.
Все делалось одновременно: пахали, сеяли, строили. Приходилось очень нелегко, хотя и людей хватало, и материалов. Не хватало опытных мастеров, и на помощь, стоило только обратиться, приходили партийные и комсомольские органы братских республик, областей. Так, когда сложилось трудное положение, тотчас же откликнулся на нашу просьбу Владимирский обком партии, куда мне довелось ездить.
Подлинными краями целинных совхозов становились целые районы области. И, в частности, такие, как Краснокутский, партийную организацию которого возглавлял тогда Герой Советского Союза М.Каирбаев, как Максимо-Горьковский, особенно же, Иртышский, где рядом со старыми зерновыми гигантами создавались новые, в том числе такие, как совхозы имени Ленина, имени Абая и другие.
Пример четкой, уверенной организации дел показал и затем был в числе ведущих славный коллектив целинников совхоза имени Ленина, который с первых дней возглавил посланец украинской партийной организации Т.С.Коновалов, удостоенный звания Героя Социалистического Труда. Талантливый земледелец, отличный организатор, он вместе с парторганизацией умело повел людей от одного рубежа к другому - и в создании крупного хозяйства, в сплочении коллектива, превратившего выросший на пустыре поселок в родной дом для сотен новоселов, сделавший поднятую здесь целину в базу хороших, устойчивых урожаев.
Много лет минуло, но разве можно забыть, скажем, Петра Федоровича Музыку, исконного землепашца, замечательного комбайнера, среди 13 павлодарцев удостоенных в 1956 году звания Героя Социалистического Труда.
Немало среди них было и партийных вожаков, чей личный пример и боевое слово вели первопахарей целины на преодоление трудностей. Не могу не вспомнить коммуниста с Брянщины, двадцатипятитысячника 30-х годов Павла Тихоновича Антонова, в горячую целинную пору возглавлявшего Щербактинский райком партии. Или, например, руководителей райкомов т.т.Ай-даргалиева, Баюка, многих других секретарей совхозных и колхозных парторганизаций.
И тех, которых я упоминал, и посланцев Ярославской области, ленинградцев, основавших совхоз имени Пушкина, патриотов из Донбасса и Марийской АССР, посланцев Татарии, многие из которых славно трудились в совхозе «Казанский», плечом к плечу с прибывавшим к ним на помощь студенческим отрядом имени Мусы Джалиля... Вижу небольшую станцию под Павлодаром - Седьмой аул, митинг в связи с прибытием патриотов с Тамбовщины, и будто слышу, как выступает приехавший вместе со всей бригадой из Жердевской МТС Александр Каверин:
- Дорогие братья! Вместе с вами, вместе с тысячами братьев всех народов страны мы поднимем целину Северного Казахстана... .
Аксакал-чабан из ближнего Ермаковского совхоза пожимал руку посланцу Советской России, и в этом рукопожатии был маленький, но символичный штрих нашего великого братства, ярким триумфом которого стала освоенная целина, стали казахстанские миллиарды пудов хлеба! [22]
Таким образом освоение целины в Павлодарской области проходило на протяжении 10 лет и за этот временной отрезок произошли крупные изменения, коснувшиеся все сферы жизнедеятельности. Практически вся история целины строится на основе имеющихся архивных матуриалов и документов того времени, а также из воспоминаний первоцелинников.
2.2 Последствия освоения целинных земель
Ныне в Казахстане нет такой сферы жизни, в которой не чувствовалось бы прямое или косвенное влияние целины как мощного фактора развития промышленности, сельской экономики, науки и культуры. Освоение целины стало могучим ускорителем всех сфер жизни республики. Оно стимулировало развитие индустрии, капитального строительства, транспорта и связи, возникновение новых отраслей народного хозяйства, выпуск новых видов разнообразной продукции. Создание сети инфраструктуры благотворно сказалось на росте медицинского, торгового и бытового обслуживания населения аула и села, народного образования, духовной жизни людей.
В казахстанской степи поднялись новые города и села, заводы и электростанции, образовались уникальные территориально-производственные комплексы, научные центры, открылись новые вузы, техникумы и училища, появились крупные водоводы и каналы, зашумели сады и леса.
Характерной чертой казахстанского пейзажа в те годы стали мощные кладовые зерна — элеваторы, соединенные современными автострадами с хозяйствами.
В этой связи необходимо обратить внимание и на последствия этого процесса. Как промышленное строительство, так и освоение целинных и залежных земель нарушили демографический баланс в Казахстане, изменив национальную структуру населения. В крупных поселках, городах, особенно в северной части республики, процент коренного населения снизился с 80 до 30-35, закрывались школы с преподаванием на казахском языке. В настоящее время эта проблема более-менее нормализовалась — казахское население в процентном отношении стабилизировалось, открываются школы, гимназии, институты, где родной язык занимает ведущее место.
В первые годы целины существенную роль играл человеческий фактор в силу масштабов земледельческого хозяйства, количества привлекаемых людей и техники. Неподготовленность к приему больщого потока мигрантов из разных республик и зарубежья, нехватка техники, возникшие проблемы с жильем и, наконец, неумелое руководство, непонимание особых условий земледелия, что в последующем юыло определено, как зона рискованного земледелия, создавало трудности, трансформировавшиеся в социальные проблемы.
На освоение целины были направлены миллионы людей. Началась кампания по отправке добровольцев, формированию комсомольских бригад. В этой связи развернулась пропаганда по привлечению к участию в освоении целины. Большая роль в работе по пропаганде и мобилизации людей на массовое освоение целины отводилась периодической печати, где публиковались обращения и призывы партии и правительства.
Массовое переселение на целину проводилось в небывалых масштабах. Организация таких переселений была возложена на Главное переселенческое управление, созданное еще в 1938 г. для регулирования миграционных процессов при Наркомземе и переданное в ведение Совета Министров Каз. ССР в 1954 г.
За период с 1954 по 1963 годы государством было переселено в Казахстан более 164 тыс. семей, из них более 650 тыс. человек - в колхозы и совхозы республики, 516 тыс. человек направлено на предприятия и стройки [23]. На целину приезжали из различных республик Союза (Украины, РСФСР, Белоруссии, Молдавии, Литвы), вместе с тем и из зарубежья (Болгарии, КНР).
Начиная с 1954 г., на территорию Казахской ССР ежегодно в организованном порядке, с соблюдением всех необходимых правил прибывали граждане из Китайской Народной Республики, в основном репатрианты. В целях их организованного приема и расселения в 1959 году в Алма-Атинской, Семипалатинской, Восточно-Казахстанской областях были созданы приемные пункты. Поток переселенцев в апреле-мае 1962 года из Китайской Народной Республики происходил в неорганизованном порядке, без виз. В Казахстан прибыло 16606 семей - 71796 человек. Всего из Китайской Народной Республики принято 47568 семей, 254390 человек [24].
В соответствии с указанием Совета Министров Казахской ССР они были размещены в колхозах и совхозах республики. Все трудоспособные граждане, прибывшие из КНР, в основном были трудоустроены в сельском хозяйстве.
Одной из главных проблем целины была жилищная. Для решения задач были созданы строительно-монтажные тресты, но объем строительства был столь велик, что эти тресты справиться с ним не могли. Официальная пропаганда давала картину общего благополучия, но не всегда соответствовала действительности. Проблемы целинников наиболее показательны в их письмах. Письма затрагивают корневые, микроскопические формы бытия, содержат множество сведений об истории повседневности, их содержание позволяет в равной мере рассматривать события экономической, политической, социально-культурной истории, пропущенные через личный опыт их авторов.