Традиционными были формы открытого письма, как правило, имеющего публицистический характер. Многие из авторов данных писем, рассчитывая на их публикацию, старались придать им публицистический, художественный стиль. "Приезжайте, товарищи земляки! В целинные земли колхозов и совхозов Кустанайской области для совместного труда и постоянного жительства!" [24].
Смысл таких писем понятен. Партийно-пропагандистская машина использовала все средства для создания позитивного имиджа целинной кампании и образа романтика целинника, которого не пугали трудности. В этой связи осуществлялся отбор писем с положительными отзывами целинников о ходе кампании. Однако столь массовый поток переселенцев не мог быть обустроен на местах, и уже в первые месяцы нарастали проблемы.
По мере разворачивания механизма национальной кампании по освоению целинных и залежных земель накапливался критический материал. Он находил отражение в письмах, обращениях, жалобах, которые поступали в органы управления, в адрес людей, занимавших различные посты. Многое касалось вопросов торговли, устройства и быта, организации работ и справедливой оплаты труда, нередко разрешение проблем осуществлялось за счет местного населения, которое практически не рассматривалось в планах партийного руководства как сила, способная принять участие вразвитии земледельческого хозяйства. Ставка делалась на "традиционно земледельческие народы", и с учетом массовости мигрантов, Казахстан становился многонациональной республикой, где и реализовывалась интернациональная политика партийного руководства.
Миграционные процессы, вызванные освоением новых земель-, привлекли в край большое количество людей в трудоспособном ьозрасте, преимущественно молодежь, что с одной стороны изменило в лучшую сторону половозрастную структуру сельского населения, это сдерживало характерный для СССР в целом процесс "старения" сельского населения.
Поток приезжающих вотдельные районы был больше, чем планировалось. Возможности хозяйств практически не изучались и не анализировались.
Материалы Госэкономкомиссии СССР дают представление об обустройстве мигрантов. Из них следует, что в1955 году остро встал вопрос закрепляемое кадров. Так, особенно плохо складывалась ситуация вКокчетавской области, где из принятых 2700 семей выбыло 990 семей, вСеверо-Казахстанской - из 1870 семей выбыло 603, Акмолинской - из 2349 семей выбыло 742, Павлодарской - из 3300 семей выбыло 855 семей [25]. Из материалов также следует, что основной причиной оттока семей "является необеспечение жильем в местах нового жительства".
Непродуманный, зачастую формальный подход к организации приема массового потока переселенцев вскрыл кризис миграционной политики тех лет, что выразилось в раздражении, разочаровании, а впоследствии и в социальных конфликтах.
В итоге массового переселения произошли изменения в демографических показателях. В 1954-1962 годы вКазахстан прибыло около 1,7 млн. человек, в основном из Европейской части. Освоение целинных земель повлияло на рост сельского населения, особенно в Северном Казахстане. Анализ данных переписи 1959 г.позволяет увидеть некоторые из демографических тенденций. Прежде всего сравнительный анализ переписей 1939 г.и 1959 г.показывает увеличение численности населения Казахстана на 45,3%. Сельское население республики увеличилось за это время на 19%, а в Целинном крае на 83%. За два года механический прирост населения в Акмолинской области увеличился в 96 раз, в Кустанайской - в23 раза [26]. По темпам роста населения Казахстан занимал 1 место в СССР. Среди положительных тенденций отметим увеличение показателей рождаемости и сокращение смертности по республике. В ходе освоения целинных и залежных земель в Казахстане получила развитие совхозная форма организации сельскохозяйственного производства, значительное число сельских семей попало в сферу действия государственной системы социального обеспечения. Бесплатное образование, медицинское обслуживание, различные пособия значительно уменьшили расходы семьи на содержание и воспитание детей, что, в сочетании с сельским образом жизни, способствовало сохранению высокого уровня рождаемости. Параллельно улучшение медицинского обслуживания вело к сокращению смертности (в первую очередь младенческой), к большей выживаемости детей. Вырос не только общий, но и суммарный коэффициент рождаемости. В целом по Казахстану в 1958-1959 годах он равнялся 4,4, а у казахов вообще был самым высоким в СССР-7,4 [27].
Миграция населения во время освоения целины оказала влияние на духовную культуру казахов. Именно в эти годы, не обращая внимания на обычаи, язык, культуру, проводилась интернационализация. Из всех сфер вытеснялся казахский язык. На местах на 70% сократилось число казахских школ, резко уменьшилось число издательств и изданий на казахском языке. Только в Акмолинской области осталась всего одна школа с преподаванием на казахском языке; а в Кокчетавской области все школы были переведены на обучение на русском языке.
Очень значимый аспект последствий массовых миграций во время освоения целины - это кадровая политика. По сути - замена руководителей различных звеньев партийно-хозяйственной системы, состоящих из коренного населения, на кадры из Центра. За первые два года освоения целины 176 человек из присланных были назначены на руководящие должности районных, областных комитетов партии и ЦК, 250 назначены директорами совхозов и МТС [28].
Однако сегодня же миграционные процессы не прекращаются — население склонно искать для себя новые места обитания как в пределах страны, так и за ее границей. К сожалению, самый большой отток населения, причем молодежи, приходится на сельские районы. В упадок приходят некогда процветающие поселки, так называемые малые города, райцентры, бывшие колхозы, совхозы. За 2000-2002 годы упразднено более 250 неперспективных малонаселенных сельских пунктов, и процесс этот продолжается. Безусловно, только незамедлительные кардинальные меры со стороны государства могут существенно изменить ситуацию на селе. Большая надежда при этом возлагается на трехлетнюю программу возрождения аула (села), предложенную правительством.
Таким образом, в результате миграционных трендов, направленных на целину, изменились численность и состав населения республики. Переселение значительной части людских ресурсов в зоны освоения целинных и залежных земель приводило к нарастанию социальной напряженности в обществе.
Наибольшая активность в освоении земель пришлась на период с 1954 по 1960 годы, что позволило в кратчайшие сроки значительно увеличить посевные площади. Так, за этот период пашни Северного Казахстана выросли с 11 до 33%, в то время как в целом по республике - с 4,5 до 11%.
В 1954-60 гг. было распахано 41,8 млн. га целины и залежи, в том числе 25,5 млн. га в Казахстане. Вновь освоенные массивы пахотных земель Казахстана занимали преимущественно степную зону (77%) и лесостепи (7%), а также зону полупустынь и пустынь (16%). В Северном Казахстане, на долю которого приходится около 3/4 площадей распаханных в республике земель, максимально освоены ландшафты засушливой и сухой степи с южными черноземами, темно-каштановыми и каштановыми суглинистыми почвами в комплексе с солонцами (около 2/3 вновь освоенных земель).
В результате расширения и интенсивного использования пашни в этих районах увеличились площади под зерновые культуры, возрос валовой сбор зерна. За годы массового освоения целины (1956-1960 гг.) производство зерна в республике, по сравнению с уровнем предыдущего периода (1951-1955 гг.), увеличилось почти в 4 раза и достигло в среднем 18,8 млн. т. в год.
В процессе масштабной распашки новых земель стали проявляться и обостряться экологические проблемы. Практиковавшаяся на целине система земледелия являлась почвозатратной. В целинной пашне безвозвратно утрачено за счет различных видов эрозии 1,2 млрд. т., или 28,3%. В результате степной ландшафт был полностью уничтожен и заменен на сельскохозяйственный со всеми вытекающими последствиями. Степной тип растительности на зональных почвах стал самым редким в стране. Отдельные сохранившиеся популяции степных растений, некогда доминировавшие на огромных пространствах, деградировали под влиянием перевыпаса, ставшего следствием хронической нехватки пастбищ. В 1962 году в Казахстане было подвержено эрозии почвы около семи миллионов гектаров.
Одним из способов решения проблемы ветровой эрозии явилось изменение технологии вспашки, основанной на безотвальном способе с изменением конструкции плуга. Разработки этой технологии велись с использованием опыта земледелия в Канаде. В 1957 году создается НИИ зернового хозяйства во главе с А.И. Бараевым. Одним из немногих А.И.Бараев понимал, что усовершенствовать классическую систему земледелия невозможно, необходимо принципиально новое решение.
Были разработаны первые образцы отечественных плоскорезов, и проведены опыты по вспашке земли совершенно не свойственным для районов традиционного земледелия методом. Данная методика, с "неряшливо" выглядящими полями, была встречена непониманием, поскольку это противоречило всем азбучным истинам, усвоенным из учебников земледелия. Однако именно эта почвозащитная технология дала положительный результат в борьбе с ветровой эрозией. Начался активный процесс освоения почвозащитной системы в хозяйствах. В 1963 году принимаются сразу два постановления: ЦК КП Казахстана и Совета Министров Каз. ССР от 3 мая 1963 г. № 356 "О мерах борьбы с ветровой эрозией почв Казахской ССР", постановление Совета Министров Каз. ССР от 16 сентября 1964 г. №642 "О рациональном использовании эродированных земель Павлодарской области Целинного края". В документах было признано существование проблемы, и намечались конкретные действия. Так Совет Министров Каз. ССР своими постановлениями (23 марта 1964 г. №196; 16 сентября 1964 г. №642) признал 836,2 тыс. га земли "сильно эродированной пашни пришедшей в иепахотнопригодное состояние". Тем же решением эти земли были переведены в разряд "выгонно-пастбищных угодий", были определены меры по их рациональному использованию. В документе было четко прописано, что для "восстановления плодородия почв" необходимо "внедрение полосного земледелия с применением противоэрозийной техники" [27].