ЦК КПСС помог республиканской партийной организации в ликвидации отставания сельского хозяйства в Казахстане, укрепив республиканскую партийную организацию опытными кадрами.
В феврале 1954 года состоялся VII съезд Компартии Казахстана. Он детально обсудил положение в сельском хозяйстве, поставил задачу значительно увеличить производство зерна. Съезд подчеркнул так же общегосударственное значение выполнения планов развития животноводства.
23 февраля – 2 марта 1954 года состоялся пленум ЦК КПСС. Он рассмотрел вопрос «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и освоение целинных и залежных земель» [8]. Пленум определил конкретные задачи для Казахстана, Сибири, Урала, Поволжья, Северного Кавказа: расширить посевы зерновых культур в 1954-1955 годы за счет освоения целинных и залежных земель не менее чем на 13 млн. га и получить в 1955 году с этих земель 1100-1200 млн. пудов зерна, в том числе 800-900 млн. пудов товарного зерна. В стране развернулось всенародное движение за резкий подъем сельскогохозяйства, всемерное развитие его производительных сил.
Курс Коммунистической партии и Советского правительства на освоение целинных земель получил всеобщее признание и вызвал мощный трудовой подъем.
В самый ответственный этап – начало освоения целины – партийную организацию республики возглавлял Л.И. Брежнев. В борьбу за освоение целины активно включились трудящиеся Казахстана. «...Казахи в целом, в подавляющем своем большинстве, – писал в книге «Целина» Л. И. Брежнев, – с огромным энтузиазмом и одобрением встретили решение партии о распашке ковыльных степей. Подъем целины для казахов явился задачей нелегкой, ведь долгие столетия казахский народ был связан со скотоводством, а тут многим и многим предстояло сломать весь прежний уклад жизни в степях, стать хлеборобами, механизаторами, специалистами зернового хозяйства. Но у местных жителей хватило мужества и мудрости принять самое активное, героическое участие в подъеме целины. Казахский народ оказался на высоте истории и, понимая потребности всей страны, проявил свои революционные, интернациональные черты» [9].
Таким образом, развитие сельского хозяйства накануне освоения целины было неразрывно связано с проходившими историческими событиями в исследуемый период. Послевоенной положение страны привело к пониманию необходимости новых и радикальных перемен, как в хозяйстве, так и во всех сферах. В результате чего для решения аграрного вопроса правительство предпринимает попытку исследования и освоения целинных и залежных земель как Казахстана, так и Сибири, Урала, Поволжья, Северного Кавказа. В Казахстане наиболее пригодными в этом понимании стали земли Северного и Северо-Западного Казахстана, так Павлодарская область подпадает под начавшийся грандиозный и значимый в истории Казахстана 50-60-х гг. Проект освоения целинных и залежных земель.
1.2 Строительство совхозов, коллективизация и планирование освоения целинных и залежных земель в Казахстане
Освоение целины - это грандиозный социально-экономический проект двадцатого века, аналогов которому в мировой истории не было. За короткий исторический период во многих районах Казахстана преобразились экономика, образование, здравоохранение, культура, создан мощный кадровый и научный потенциал. Целина воспитала целую плеяду героев, ставших руководителями передовых предприятий, крупными учеными, государственными и политическими деятелями [10].
Целинная эпопея началась в казахстане еще в конце 20-х годов ХХ века. Выполнение намеченного партией плана освоения целинных и залежных земель Казахстана проходило в сложных условиях экономической отсталости края, классовой борьбы и других негативных факторов. В апреле и мае 1928 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение о создании зерновых и животноводческих хозяйств на терртитории Казахстана и Украины. К 1928 году сельское хозяйство Казахстана только достигло довоенного уровня, хотя продолжался процесс дробления крестьянских хозяйств: 1250 тыс. хозяйств в 1928 году против 800 тыс. хозяйств в 1913 году. Некоторая часть хозяйств (23.244 из 387.400) были феодально-байскими, они были экономически сильнее и препятствовали социалистическим преобразованиям.
На V (декабрь 1925 года) и VI (ноябрь 1927 года) всеказахстанских конференциях ВКП(б) нечетко определились перспективы развития сельского хозяйства республики. На V-ом съезде утвердился вопрос наделения землей по национальному признаку, а на VI-ом оно было отменено. На V-ом съезде была высказана мысль о том, что климат и почва страны не подходят для земледелия, а более приспособлены для естественно-исторически сложившегося кочевого и полукочевого скотоводческого хозяйства, которое наилучшим образом отвечает интересам коренного населения. Однако, курс был взят на распашку земли и коренную реформу аула. Решающим звеном в успешном выполнении задачи было руководство на местах. Казахстанская партийная организация была еще молодым, крепнущим организмом, который испытывал множество сложностей и проблем. Эти трудности обуславливались общей отсталостью края. В составе партийной организации Казахстана было много крестьян. На первое января 1928 года в парторганизациях республики насчитывалось 33,3 % рабочих, 44,6% крестьян и 22,1% служащих, ремесленников, кустарей. Отсюда видно, каким большим авторитетом пользовалась партия среди сельского населения. Однако численность коммунистов в ауле была еще не высока, а состав Компартии Казахстана был многонационален. Это значительно затрудняло процесс партийного строительства в ауле.
Опираясь на помощь ЦК Компартии, коммунисты Казахстана сумели возглавить массы для решения задачи социалистической перестройки республики. Однако находились и противники, которые считали, что освоение целинных земель мешает выполнению задач локального характера. Разразилась дискуссия о проблемах, связанных с освоением целинных и залежных земель. Обосновались две точки зрения: одни, сторонники ленинского кооперативного плана говорили, что надо развертывать колхозное и совхозное строительство. Их противники выступали за сохранение национальной самобытности казахского народа, его кочевого образа жизни. Последние, однако, поняли, что оседание кочевых хозяйств неизбежно, но предложили иной путь -- насаждение индивидуальных зажиточных крестьянских хозяйств. Авторы этой концепции -- Чаянов, Макаров, Рыбников, и другие выступали за развитие кооперации, широкого товарного обмена на базе кулацких хозяйств. Так Чаянов утверждал, что совхозы и колхозы заранее обречены на смерть, так как во-первых, в ним нет настоящего хозяина, а во-вторых, в них участвует только беднота -- непрогрессивный элемент общества.
Пропаганда капиталистического развития сельского хозяйства нашла отражение, например, в труде С. П. Швецова «Казахское хозяйство в его естественно-исторических и бытовых условиях» [11]. Он указывал, что уничтожение кочевого быта в Казахстане могло бы в конечном счете привести к гибели степного скотоводства и превращению сухих степей в безлюдные пустыни. Подобное мнение также отстаивал А. Н. Челинцев, говоривший, что в Казахстане в дореволюционное и после революционное время росла доходность хозяйства при ограничении влияния кочевого хозяйства. Подчеркивалась перспективность развития в ауле частнорыночных отношений; освоение новых территории возможно, но только в ограниченных масштабах. Схожую точку зрения выражали также и партийные деятели, среди них М. Сириус и А. Н. Ладис.
С начала планового освоения новых земель партия и правительство взяли курс на совхозное строительство. Это было связано с острой нехваткой зерна и необходимость в кратчайшие сроки увеличить количество товарного хлеба. Кроме того они были призвана подорвать экономического влияние кулацкого хозяйства.
В специфических условиях Казахской АССР совхозы строились на базе госконюшен, племрассадников, учебно-практических хозяйств при низших сельскохозяйственных школах, национализированных частновладельческих хозяйств. В апреле 1928 года Политбюро ЦК ВКП(б) разработало мероприятия по организации в течение 3-4 лет в РСФСР и Украине крупных зерновых совхозов по производству хлеба на незанятых крестьянами землях. Была создана комиссия по содействию организыции новых совхозов и руководству строительством зерновых совхозов во главе с М. И. Калининым, а в Казахстане им стал Нарком земледелия в Казахстане Г.К. Токтабаев. На первом заседании, прошедшем 8 мая 1928 года комиссия рассмотрела вопрос о выработке общего плана организации новых совхозов и поддержала линию на форсирование строительства зерновых совхозов. Предварительные подсчеты, составленные Наркомземом, показали, что для выполнения поставленной партией задачи довести ежегодное производство товарного зерна до 100 миллионов пудов потребуется 3600 тысяч га пахотных земель при общей площади около 5500 тысяч гектар, свыше 335 млн. рублей капитальных вложений, более 20 тысяч трактористов и 50 тысяч постоянных рабочих, сотни руководителей хозяйств, агрономов и инженеров, не менее 15 тысяч тракторов.