Целина явилась превосходной школой гражданского мужания, межнационального согласия, трудовой и нравственной закалки молодежи. Те 600 тысяч юношей и девушек, которые прибыли в Казахстан по комсомольским путевкам, в большинстве своем остались на постоянное жительство.
В те же годы Казахстан стал колыбелью студенческих строительных отрядов. В 1959 году в Северо-Казахстанскую область прибыл первый строительный отряд студентов Московского университета имени М. Ломоносова. Отсюда пошло начало трудовых семестров молодежи. В последующие годы около миллиона студентов и учащихся поработали в составе таких отрядов. Объем капитальных вложений, освоенных ими, составил миллионы рублей. Объектов самого разного назначения, сооруженных с их участием, — десятки тысяч. Цифры внушительны сами по себе. Но не менее важны добрая память на земле, школа гражданского становления и мужания. Ее прошло на казахстанской целине не одно поколение молодежи.
Целинная нива щедро вознаградила хлеборобов за их доблестный труд. Уже в самые первые годы страна получила большой хлеб. Примечательно, что первым годом большой отдачи целины стал 1956-й, когда был получен первый миллиард пудов казахстанского хлеба. Только за тридцать лет (1954-1983) республика сдала государству 348 миллионов тонн, или 21 миллиард 200 миллионов пудов высококачественного зерна [14].
Труд первоцелинников государство отметило высокими наградами. Лишь в 1956 году 139 передовикам производства, работникам советских и сельскохозяйственных органов было присвоено звание Героя Социалистического Труда, свыше 40 тысяч удостоены орденов и медалей. В тот же год республика была награждена первым орденом Ленина. Эта практика продолжалась и в последующие годы.
Как отмечалось выше, освоение целинных земель в Казахстане было связано с преодолением серьезных трудностей — неустойчивая, капризная погода с буранами и метелями в сорокаградусный мороз и сухое знойное лето, неустроенность быта, бездорожье. Кроме того, целинные совхозы столкнулись и с таким явлением, как нехватка техники для обработки полей. Дело в том, что обычный плуг, которым поначалу стали пользоваться при обработке почв на целине, оказался непригодным, нужны были другие орудия. Через некоторое время образцы новых плугов появились на целинных полях. Но их приходилось совершенствовать еще и еще, прежде чем земледельцы получили нужный комплекс почвообрабатывающих и посевных орудий.
Освоение целинных земель сопровождалось и негативными последствиями. Хотя ученые и практики неоднократно предупреждали о ветровой эрозии почв, настоятельно рекомендовали осуществлять почвозащитные меры, к ним не сразу прислушались. В конечном итоге нужно было разработать такую систему ведения хозяйства, чтобы были учтены местные особенности каждого хозяйства, заодно обеспечить наилучшее использование земель и сохранение плодородия почвы.
Вскоре почвозащитная система, разработанная учеными во главе с А.И. Бараевым, стала применяться на огромной территории. А окончательно одобрена и рекомендована к внедрению она была с большим запозданием только в начале 60-х годов. Следует отметить, что на пути почвозащитной технологии было немало преград, внедрялась она с большим трудом, так как не сразу хлеборобы могли отрешиться от традиционных приемов земледелия, настолько крепка была привычка пахать землю, оборачивая пласт, и не было соответствующей почвозащитной техники. Поэтому земли с самого начала распахивались без научного обоснования, по традиционной агротехнике, то есть обрабатывали почву отвальными плугами, дисковыми лущильниками и зубовыми боронами, что вело к распылению верхнего слоя почв и возникновению ветровой эрозии, приводило к тому, что часть таких земель изымалась из севооборота.
Распаханы были и исконные пастбища, сокращались площади сенокосов. Между тем росло поголовье сельскохозяйственных животных, особенно овец. Значит, выпасать скот приходилось уже на меньших площадях, в связи с чем возросла нагрузка на единицу площади, что приводило к вытаптыванию и уничтожению кормовой растительности. Происходила деградация пастбищ. Не учитывалось, что только регулируемый выпас скота, подсев многолетних трав, пастбищеоборот могут предотвратить ветровую эрозию на пастбищах и улучшить их состояние.
Животноводы были вынуждены искать новые места для выпаса скота, а это приводило к изменению привычного быта, уклада жизни, уникальных традиций.
Тем не менее, производство зерна стало главной отраслью сельского хозяйства. Вследствие освоения целинных и залежных земель производство зерна в сравнении с прежним периодом увеличилось не менее чем в десять раз, таким образом, республика превратилась в хлебную житницу, чьи твердые сорта пшеницы пользуются спросом в мире и по сей день. Казахстан входит в десятку государств — основных производителей зерна в мире.
Ныне в Казахстане нет такой сферы жизни, в которой не чувствовалось бы прямое или косвенное влияние целины как мощного фактора развития промышленности, сельской экономики, науки и культуры. Освоение целины стало могучим ускорителем всех сфер жизни республики. Оно стимулировало развитие индустрии, капитального строительства, транспорта и связи, возникновение новых отраслей народного хозяйства, выпуск новых видов разнообразной продукции. Создание сети инфраструктуры благотворно сказалось на росте медицинского, торгового и бытового обслуживания населения аула и села, народного образования, духовной жизни людей.
В казахстанской степи поднялись новые города и села, заводы и электростанции, образовались уникальные территориально-производственные комплексы, научные центры, открылись новые вузы, техникумы и училища, появились крупные водоводы и каналы, зашумели сады и леса. Характерной чертой казахстанского пейзажа в те годы стали мощные кладовые зерна — элеваторы, соединенные современными автострадами с хозяйствами.
В этой связи необходимо обратить внимание и на последствия этого процесса. Как промышленное строительство, так и освоение целинных и залежных земель нарушили демографический баланс в Казахстане, изменив национальную структуру населения. В крупных поселках, городах, особенно в северной части республики, процент коренного населения снизился с 80 до 30-35, закрывались школы с преподаванием на казахском языке. В настоящее время эта проблема более-менее нормализовалась — казахское население в процентном отношении стабилизировалось, открываются школы, гимназии, институты, где родной язык занимает ведущее место.
Однако сегодня же миграционные процессы не прекращаются — население склонно искать для себя новые места обитания как в пределах страны, так и за ее границей. К сожалению, самый большой отток населения, причем молодежи, приходится на сельские районы. В упадок приходят некогда процветающие поселки, так называемые малые города, райцентры, бывшие колхозы, совхозы. За 2000-2002 годы упразднено более 250 неперспективных малонаселенных сельских пунктов, и процесс этот продолжается. Безусловно, только незамедлительные кардинальные меры со стороны государства могут существенно изменить ситуацию на селе. Большая надежда при этом возлагается на трехлетнюю программу возрождения аула (села), предложенную правительством.
Годы освоения целинных и залежных земель, неустанный труд первоцелинников и их последователей ныне стали достоянием истории. Беззаветное служение стране, своему делу героев целины Ж. Демеева, М. Довжика, Л. Картаузова, А. Турганбаева и их последователей — К. Доненбаевой, Н. Геллерт и тысяч других, а также организаторов и руководителей производства, впоследствии ставших крупными государственными деятелями, В. Демиденко, В. Сидоровой, О. Козыбаева, Ш. Сергазина и многих других и сегодня не утратило своего значения. Созидательный опыт старших поколений всегда будет для нас примером беззаветного служения Родине [15].
Завершая этот краткий исторический экскурс, искренне надеюсь, что он поможет читателям объективно судить не только об атмосфере тех лет, но и об актуальности материальных и социальных проблем целины, которые наполняются новым содержанием и качеством в условиях рыночных отношений и хлебной стратегии Республики Казахстан, входящей в число крупных мировых производителей и экспортеров зерна. А Гэсударственная агропродо-вольственная программа страны, годы поддержки аула и постоянная помощь селу финансами и техникой позволят на деле осуществить памятную заповедь нашего Президента: "Мы вдохнем в целину новую жизнь ..."
Освоение целинных и залежных земель потребовало значительных капитальных вложений (37,4 млрд. руб. за 1954—59); однако уже в 1961 государство за счёт дополнительно полученной продукции не только компенсировало затраченные средства, но имело свыше 3,3 млрд. руб. чистого дохода. Целинные хозяйства стали крупными поставщиками дешёвого товарного зерна; товарность хлеба в Казахстане в 1971—74 достигала в среднем 59%. Наряду с зерновым хозяйством во многих районах (Алтайский край, Башкирская АССР, Саратовская обл., Казахская ССР и др.) развилось производство сахарной свёклы, подсолнечника и других сельско-хозяйственных культур. Созданы благоприятные условия для животноводческих отраслей.
Целина явилась превосходной школой гражданского мужания, межнационального согласия, трудовой и нравственной закалки молодежи. Те 600 тысяч юношей и девушек, которые прибыли в Казахстан по комсомольским путевкам, в большинстве своем остались на постоянное жительство.
В те же годы Казахстан стал колыбелью студенческих строительных отрядов. В 1959 году в Северо-Казахстанскую область прибыл первый строительный отряд студентов Московского университета имени М. Ломоносова. Отсюда пошло начало трудовых семестров молодежи. В последующие годы около миллиона студентов и учащихся поработали в составе таких отрядов. Объем капитальных вложений, освоенных ими, составил миллионы рублей. Объектов самого разного назначения, сооруженных с их участием, — десятки тысяч. Цифры внушительны сами по себе. Но не менее важны добрая память на земле, школа гражданского становления и мужания. Ее прошло на казахстанской целине не одно поколение молодежи.