· развитие межнациональных конфликтов на территориях СССР и бывшего СССР;
· сокращение сельскохозяйственного и промышленного производства, которое привело к высвобождению рабочей силы, что привело к проблеме занятости и обострению криминогенной обстановки;
· политика администраций Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев, ограничивших транзитный проезд через свою территорию из «кавказских зон», въезд на постоянное поселение, принявших протекционистские меры в сфере предпринимательства, а также купли-продажи недвижимости, развития культуры и образования;
· стабильность Нижнего Поволжья как региона с более высоким уровнем жизни, возможностью выгодного помещения капитала в сфере предпринимательства и наличием исторически проживающих соответствующих национальных групп, занимающихся исконными для переселенцев промыслами.
По мнению диссертанта, в основе вызревавших противоречий в регионе, которым в ряде случаев придавалась национальная окраска, лежали в основном политические, социально-экономические и бытовые причины, одно из них – вытеснение выходцами с Закавказья и Северного Кавказа:
· животноводов (казахов, калмыков) с чабанских точек;
· традиционных производителей сельскохозяйственной продукции (татары) с продовольственных рынков;
· местного населения с железнодорожных станций и разъездов (своеобразный круглосуточный и круглогодичный рынок на колесах)[29].
В период социально-политических трансформаций наблюдались значительный рост национального самосознания, активизировались движения за национальную самоидентификацию. особенно четко эти процессы проявлялись на региональном уровне, обозначим основные из них:
1) движение советских (российских) немцев за восстановление автономии на Волге (в 1991 г. образовалось Саратовское областное немецкое общество «Хаймат», главной целью которого стало возрождение немецкой культуры и языка, помощь немцам, проживающим в области, и тем, кто желает вернуться в Поволжье из других регионов). Как отмечают исследователи, «несмотря на интенсивный процесс ассимиляции, этническое самосознание немецкой диаспоры Поволжья отличается устойчивостью»[30];
2) так называемое «экологическое дело» села Сеитовка Астраханской области (изменение социально-бытовых условий ногайцев-карагашей, связанных с внутренним региональным переселением существенным образом отразилось на возможности их национальной самоидентификации);
3) движение за возрождение казачества в Волгоградской области, которое началось в конце 1980-х гг. и впоследствии стало основой для организаций казачества по всей Российской Федерации (главной целью возрождающегося казачества объявлялось сохранение специфики данной социокультурной группы, восстановление исторической правды по поводу репрессивной политики государства в отношении казачества и его историческая реабилитация)[31].
Одним из способов реализации интересов национальной политики явилось тесное сотрудничество местных властей с национально-культурными и религиозными обществами региона. Они стали заниматься решениями задач повышения общего уровня культуры, создания условий для свободного развития национальных языков, удовлетворения специфических национальных потребностей (отправление различных обрядов, возможности приобретения предметов национального быта и т.п.).
Отметим возросший интерес национальностей друг к другу, который также нашел выражение в участии в различных мероприятиях, организуемых национально-культурными объединениями.
Межконфессиональная обстановка Нижнего Поволжья в начале 1990-х гг. характеризовалась активизацией религиозной жизни со стороны всех конфессий, чему способствовали прошедшие юбилейные торжества Русской православной церкви, Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири, принятие Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях» и Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий»[32]. Активизации религиозной жизни способствовал обмен религиозными делегациями с зарубежными церквями и буддийскими центрами, а также расширение межцерковных связей внутри страны.
Немаловажную роль играет тот факт, что после 1986 г. во главе всех православных епархий Нижней Волги оказались авторитетные, открытые к контактам с обществом архиереи: саратовский архиепископ Пимен (Хмелевский); астраханский архиепископ Феодосий (Дикун), в 1990 г. его сменил Филарет (Карагодин). В Волгограде епархия была организована лишь в 1991 г., и ее возглавил архиепископ Герман (Тимофеев). При них началось активное восстановление приходской жизни, были не только установлены конструктивные отношения со светскими властями, но и привлечена в церковь значительная часть интеллигенции, молодежи, казачества, что оказало благотворное влияние на межнациональную и межконфессиональную обстановку в регионе.
К середине 1980-х гг. на территории Калмыкии действовали всего 2 православные церкви, которые ютились в ветхих помещениях, не было ни молельного дома, ни хурула. И только после начала перестройки ситуация стала меняться, были восстановлены контакты с религиозными буддийскими центрами[33]. В 1988 г. в г. Элисте впервые была зарегистрирована буддийская община и открыт молитвенный дом, который освятил высокопоставленный лама – Кушок Бакула Ринпоче.
В связи с увеличением притока в регион мигрантов с Кавказа и из Средней Азии, усилилось этническое разнообразие нижневолжских мусульман. Из 200 тыс. мигрантов, прибывших в Саратовскую область в 1990-е гг., третью часть составляли мусульмане[34]. Увеличилось количество мусульманских общин[35]. Стали возрождаться традиции мусульманской благотворительности, начала издаваться мусульманская литература. В январе 1991 г. на базе мусульманских общин Саратовской области был образован Саратовский мухтасибат Духовного управления мусульман европейской части России и Сибири[36].
Вместе с тем, активизировали свою деятельность сторонники ваххабитского течения в исламе. 9 июня 1990 г. в Астрахани состоялась подпольная всесоюзная учредительная конференция, на которой была создана Исламская партия возрождения (ИПВ). На этой конференции присутствовали несколько десятков исламских фундаменталистов из Дагестана, Среднего Поволжья, Москвы и Таджикистана. Однако идеи данной организации не встретили массовой поддержки астраханских мусульман. Идеи исламского фундаментализма были, в целом, неведомы и непривлекательны для местного мусульманского сообщества.[37]
Однако в политике по урегулированию межнациональных отношений были и свои минусы, например, существовали противоречия между возросшим стремлением изучать национальный язык и возможностью его практического применения. Не всегда учитывались вопросы двуязычия, национальной культуры, прогрессивных традиций, самобытных обрядов и праздников. В запущенном состоянии находились отдельные объекты национальной истории и культуры.
В рассматриваемый период в условиях трансформации политической идеологии на государственном уровне ещё не утвердился системный, взвешенный подход к национальному вопросу. опора на научный анализ и прогноз, учет общественного мнения при разработке и проведении государственной национальной политики еще не стали нормативными. Фактически отсутствовал централизованный сбор данных по межнациональным проблемам. Таким образом, история рассматриваемого периода доказала ошибочность курса советского руководства в области национальной политики.
В заключении подведены основные итоги исследования, сделаны выводы, предлагаются практические рекомендации по дальнейшему осмыслению и анализу поставленной научной проблемы.
Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях автора:
I. Работы, опубликованные в перечне периодических изданий, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ:
1. Пиценко, О. В.Проблемы реализации региональной национальной политики в период перестройки (1985–1991 гг.) в Нижнем Поволжье [Текст] / О. В. Пиценко // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена: Научный журнал. – СПб., 2009. – №101 – С. 38–42 (0,5 авт. л.).
II. Работы, опубликованные в других научных изданиях:
2. Пиценко, О. В. Этнический статус как один из видов социального статуса [Текст] / О. В. Пиценко // Развитие и взаимодействие национальных культур как фактор стабильности межэтнических отношений в полиэтническом регионе : материалы Всероссийской научно-практической конференции, 21–22 ноября 2000 г. – Астрахань : Изд-во АГПУ, 2000. – с. 155–157 (0,2 авт. л.).
3. Пиценко, О. В. Федеральный компонент национальной политики [Текст] / О. В. Пиценко // Итоговая научная конференция АГПУ, 27 апреля 2001 г. : тезисы докладов : Экономика, социология, право. – Астрахань : Изд-во АГПУ, 2001. – с. 78 (0,1 авт. л.).
4. Пиценко, О. В. Роль этнического фактора в развитии Астраханской области [Текст] / О. В. Пиценко // Россия и Восток. Философские проблемы геополитических процессов : Каспийский регион на рубеже III тысячелетия : материалы научной конференции, 19–20 апреля 2001 г. – Астрахань : Изд-во АГПУ, 2001. – с. 53–54 (0,2 авт. л.).
5. Пиценко, О. В. Национализм как идеология и политика [Текст] / О. В. Пиценко // Труды преподавателей АГПУ. Итоговая научная конференция АГПУ, 26 апреля 2002 г. : тезисы докладов : История. Социология. Право. Культурология. – Астрахань : Изд-во АГПУ, 2002. – с. 52 (0,1 авт. л.).
6. Пиценко, О. В. Развитие теории этносов в работах Л. Н. Гумилева[Текст] / О. В. Пиценко // Каспийский регион и диалог цивилизаций в современном мире. К 90-летию со дня рождения Л. Н. Гумилева : материалы Международной научной конференции, 16–17 октября 2002 г. – Астрахань : Изд-во АГПУ, 2002. – с. 256–262 (0,2 авт. л.).