· Арвальских братьев отличала белая повязка и венок из колосьев (лат. spicea corona)[29];
· Фламины в общественных местах должны были носить островерхую шапочку конической или круглой формы (лат. apex, такую же носили и салии) с оливковой веточкой и шерстинкой и лавровый венок[25]; ранее цари, затем и фламины надевали при жертвоприношениях плащ laena.
· Фламиника носила особую пирамидальную прическу, волосы были переплетены пурпурной шерстяной лентой. Фламиники носили также покрывало огненного, жёлто-красного цвета как у невесты.
· Отличительной одеждой авгуров была трабея.
1.5. Одежда разных слоёв населения
Одежда рабов состояла из туники с короткими, не доходившими до локтя рукавами и плотного толстого плаща (лат. sagum). Sagum был также плащом римских солдат. Это четырехугольный кусок толстой грубой шерстяной ткани, который накидывался на спину и застегивался фибулой на правом плече или спереди под горлом[11] и напоминал македонскую хламиду.
Брюк у римлян не было: они считались варварской одеждой; императоры IV века запрещали носить их в Риме. Однако на севере, например в Германии, их приходилось надевать. Так на колонне Траяна солдаты изображены в коротких, обхватывающих ногу и спускающихся чуть ниже колена штанах[11].
1.6. Ткани
Главным материалом для одежды была овечья шерсть: из неё ткали туники, тоги и плащи. Особенно ценилась шерсть из Апулии, Калабрии и особенно мягкая шерсть из Тарента[14]. Из более грубой козьей шерсти ткали платки, накидки, мешки, навесы для защиты домов от непогоды, покрывала, для военных целей — покрывала для защиты от огня и стрел[14].
Льняное полотно шло главным образом на паруса, на тенты, которые натягивали над амфитеатрами и театрами в защиту от дождя и солнца[11].
Из льняной пряжи делали также сети для звериной и рыбной ловли, повязки для врачебных целей. Льняную одежду носили жрецы Исиды; женщины, отправлявшиеся молиться в её храм, облекались также в полотняные туники. Широкое распространение льняные ткани получили только при поздней империи. Льняное полотно высокого качества (лат. byssus) завозилось из Египта, Сирии и Сицилии. В Риме также появился восточноиндийский хлопок — carbasus, по крайней мере со времён азиатских войн (191 до н. э.)[31]. С распространением роскоши стали входить в употребление более тонкие, шёлковые материи. Римляне сначала познакомились с «диким шелком», который даёт дикий шелковичный червь — bombyx (одежда называлась bombycina или, по месту выделки, «косскими одеждами»). Такая одежда появилась в Риме в конце I века до н. э. и мода на неё продержалась не дольше 100 лет[11]. Китайский шёлк завозился поначалу в виде ниток и шёлка-сырца, готовая материя также распускалась, красилась и переплеталась со льном или хлопком в лёгкие полушёлковые ткани. Такие лёгкие цветные полупрозрачные ткани носили I веке н. э. не только женщины, но и мужчины[31]. Лишь позднее, с развитием торговли с Востоком, появились ткани, сотканные только из шёлка: Чистый шёлк получил широкое распространение в богатых слоях только с III века н. э.[11]. Сенека так писал о нарядах из шёлка: «Можно ли назвать одеждой то, чем нельзя защитить ни тела, ни чувства стыдливости… их достают за огромные деньги, чтобы наши матроны показывали себя всем в таком же виде, как любовникам в собственной спальне» [32]. Среди необычных материалов встречались ткани с ворсом бобра, верблюда, волокнистого асбеста[14].
Вышивались ковры, полотна, покрывала, которыми устилали кровати и падушки, а также определённые виды одежды, например, toga picta и tunica palmata. Золотом вышивались в основном ковры, одеяла, наряды для триумфаторов, частично женская одежда. Кроме полос (лат. clavi), которые пришивались к одежде, использовались также нашивки (лат. segmenta) в виде кругов или квадратов, обычно пурпурного цвета и вышитые золотом.
1.7. Цвета
Повседневным цветом был белый. Бедные люди, рабы и вольноотпущенники употребляли коричневую или черную шерсть. Тёмная тога была одеждой траура и скорби.
Цвета было принято делить на «мужские» и «женские». Наиболее подходящими для женщин считались различные оттенки коричневого, жёлтого, оранжевого и зелёного цветов; напротив, если мужчина одевался в оранжевое или зелёное, это давало основание окружающим заподозрить его в противоестественных наклонностях. Во времена империи в моду вошли разнообразные оттенки цветов. Персий считал, что знатный щёголь носит накидку цвета гиацинта[25], Марциал не считал, что мужчины должны носить только тёмные одежды, серые или коричневые накидки[31]. Ярко-красный, и особенно различные оттенки пурпурного цвета ценились больше всего. Марциал оценивал пурпурную накидку из Тира в 10 тысяч сестерций. Однако пурпурные одежды были редки. Человек, не занимавший официальной должности, надевая красное или пурпурное, тем самым как бы заявлял о своём тщеславии и непомерных амбициях. Цезарь даже ограничил ношение таких одежд, а при Августе пурпурное облачение мог надевать только сенатор, устраивавший игры[31]; Нерон даже запретил продажу пурпурной ткани из Тира и ткани аметистового цвета. Красный цвет в одежде, кроме того, был цветом удачи и вызова, поэтому такую одежду очень часто носили римские солдаты.
2. Обувь
Обувь делилась на сандалии (лат. soleae, sandalia), ботинки (лат. calcei) и сапоги (лат. caligae). Мужчины носили по большей части башмаки из кожи натурального цвета, женские башмаки мало отличались по форме, были однако разнообразных цветов и из более мягкой кожи. Богатые женщины носили обувь украшенную жемчугом, золотом и драгоценными камнями. Крепкие калиги, по данным современных экспериментов, могли прослужить для маршей в 500—1000 км, надевание таких сапог занимало около 3-4 минут.
Виды обувиПрически и головные уборы Мужские причёски
До конца IV века до н. э. большинство мужчин отращивали бороды и волосы на голове, однако уже III век до н. э. стал «триумфом бритвы» [7]. После открытия в Риме первых лавок брадобреев постоянное бритье бород вошло в быт римлян. Бриться начинали в возрасте 21 года; первое бритьё (лат. depositio barbae) сопровождалось вечеринкой, во время которой молодому мужчине преподносили подарки. Сбритые волосы приносили в жертву богам, а часть их оставляли дома и хранили в шкатулке как дорогой сувенир, напоминающий о совершеннолетии.
Усы и бороду гладко брили, хотя при тогдашней технике бритья (без применения мыла и горячей воды) это было очень неприятно (сатирик Марциал даже утверждал, что самым мудрым существом является козёл, который «носит бороду всю жизнь»). Мужчины с неухоженной длинной бородой могли относиться к трём категориям: мужчины, которые тратили мало средств на собственную внешность или из-за своего низкого социального положения не имели на это денег (например крестьяне[36]); демонстративно показывающие свой траур, горе или несчастье (император Август после поражения Вара несколько месяцев отращивал волосы на голове и бороду[37]); а также философы (прежде всего киники и стоики) как знак мудрости, нонконформизма и презрения ко всему материальному. В период Империи, во II в. н. э., в моду вошли короткие завитые бородки. Начало такой моде положил император Адриан, который скрывал под бородой шрамы и родимые пятна[38].
В причёсках римлянин обычно следовал моде. До V века до н. э. волосы просто отращивали и носили длинными; incompti capilli («нечёсаные волосы») считались типичной «причёской» в те времена[39]. Затем с около 300 года до н. э., стали носить простые короткие причёски. Во II веке при Антонинах модными стали более длинные волнистые волосы; в III веке — очень короткие причёски, которые создавали впечатление почти лысой головы, что считалось признаком мужественности и строгости[7].
3.2. Женские причёски
Женские причёски во времена римской республики также были довольно простыми: волосы расчёсывались на прямой пробор (или без пробора) назад и туго затягивались в узел на затылке, а надо лбом делался валик — нодус («узелок»).
Невесту в день свадьбы причёсывали особым образом: волосы заплетали в шесть кос, поддерживаемых лентами, которые обматывались вокруг головы, а поверх набрасывали оранжевое покрывало — фламмеум. Такую же причёску, только с белым покрывалом, носили весталки — она символизировала целомудрие.
Во времена империи в обиход женщин стали входить высокие причёски, в которых в самых разных сочетаниях применяли плетение из кос, а также различные виды завивок. Очень популярна была причёска под названием тутулус: волосы, завитые в многочисленные крутые локоны, закреплялись надо лбом на проволочном каркасе наподобие кокошника, а на затылке заплетались в мелкие косички и укладывались в виде корзинки. При Флавиях и до Траяна популярными были высокие прически в виде «башни»; локоны, ленты и части парика собирались над лбом. При Адриане в моду вошли снова простые причёски.
Причёски меняли по нескольку раз в день; эта страсть доходила до того, что даже на мраморных бюстах делали съёмные детали для перемены причёсок. Во времена Республики женщинам запрещалось красить волосы, но со временем запрет перестал соблюдаться. Для окраски волос использовали хенну, пепел и травы. Особенно популярны были красные оттенки, иногда очень яркие (про императрицу Мессалину говорили, что «красный цвет её волос виден на берегах Рейна»), а также голубые и блонд.
Парики (лат. capillamentum, galerus) носили по большей части женщины, скрывавшие тем самым плохой рост волос, неудавшееся окрашивание или чрезмерное использование щипцов для завивки[40]. Широко использовались искусственные волосы, придававшие причёске форму. Мужчины также иногда использовали парики, чтобы оставаться неузнанными, например, императоры Калигула и Нерон[41], или скрывали лысину (император Отон[42]). Изготовители париков и искусственных бровей жили в Риме в отдельном районе вблизи цирка Фламиния[43]. Парики делали из натуральных волос. Больше всего ценились белокурые волосы галльских женщин.