3.3. Головные уборы
Мужчины в общественных местах по большей части не носили голоных уборов. При плохой погоде, также как и при жертвоприношениях, тогу приподнимали поверх головы. Крестьяне, а также путешественники при дожде и от пыли надевали лат. cucullus, своего рода капюшон[44]. Капюшон прикреплялся к плащу paenula или же прямо набрасывался на плечи[22]. Шерстяную шапку вольноотпущенников — лат. pilleus, которую носили также простые люди, в городах можно было увидеть редко[7], за исключением сатурналий, когда такие шапки надевались как знак социального равенства[45]. В жару многие путешественники и посетители театров носили широкополые шляпы как защиту от солнца[46].
По традиции замужние женщины должны были узнаваться по наличию головного убора. Это мог быть кончик паллы или покрывало (лат. rica), укреплённое на голове и ниспадавшее складками на затылок и спину[22]. Mitra представляла собой кусок материи, покрывавшей голову в виде чепчика, доходившая лишь до половины головы, она оставляла открытыми спереди грациозно положенные волосы. Римские женщины также носили головные сетки (лат. reticulum).
Если Сульпиций Галл отверг жену, потому что та появилась общественном месте без головного убора[47], то во времена империи традиции стали менее строгими. Многие женщины считали достаточным носить в качестве головного убора — vitta — шерстяную повязку, скреплявшую волосы (как право и знак матрон[48]).
4. Украшения и аксессуары
Несмотря на законы, запрещавшие роскошь (lex Oppia в 193 году до н. э.[49]) и осуждение моралистами пристрастия женщин к роскоши и расточительству, римские женщины всех слоёв общества охотно носили украшения. Богатые украшения показывали статус женщины (и её мужа) в обществе.
Женщины использовали в качестве украшений диадемы, кольца (лат. anuli), украшенные золотом ленты, вплетавшиеся в волосы (лат. vittae), серьги (лат. inaures) (иногда их вдевали в каждое ухо по нескольку штук), браслеты (лат. armillae; spintera - браслеты, надевавшиеся на плечо) и ожерелья (лат. monilia) с кулонами или без. В литературе упоминаются также браслеты для щиколоток (лат. priscelides)[50] и цепочки на бёдра[51]. Фибулы использовались в качестве застёжек для одежды и служили одновременно украшением.
Основными материалами для изготовления украшений было золото, серебро и электрум; часто украшения изготовлялись также из бронзы и стекла. Использовались в украшениях и драгоценные камни: изумруды, голубые сапфиры, красные гранаты, опалы, очень редко — алмазы (бриллиантов в Древнем Риме не знали, а неогранённые алмазы не очень красивы). Большой популярностью со времён императора Августа стал пользоваться жемчуг (лат. margaritae), который в больших количествах завозился с Востока; жемчужное ожерелье было заветной мечтой каждой более или менее состоятельной женщины. Женщины скромного достатка носили украшения из агата, янтаря, кораллов или гагата, женщины из низшего сословия и рабыни — имитации драгоценных камней (например, изумрудов) или украшения из дешёвого цветного стекла.
Единственным украшением мужчин в республиканский период был перстень с печаткой (знак принадлежности к сословию всадников), который чаще всего носили на безымянном пальце левой руки[7]. Во времена Империи мужчины нередко, чтобы показать своё благосостояние, носили одновременно по нескольку колец, украшенных драгоценными камнями[52]; некоторые носили крупные кольца из золота[53]. Лишь немногие мужчины носили золотые браслеты[54].
Украшения также подчинялись моде и региональным предпочтениям: так в провинциях часто встречались украшения (ожерелья и браслеты) из монет, но не на территории Италии. Популярной формой браслетов и колец была змейка, а для кулонов — полумесяц (лат. lunulae). Камеи или геммы носились в качестве колец или кулонов, они служили в том числе талисманами. На украшениях часто оставлялись пожелания: utere felix — «используй (его) счастливо» или amo te merito — «Я тебя люблю, как ты того заслуживаешь».
4.1. Аксессуары
В Древнем Риме существовали различные виды поясов и повязок:
· subligaculum, cingulum — «пояс». cingulum это не только «пояс», а у солдат ещё и «перевязь», «портупея», поэтому cingulum deponere означало «выйти в отставку».
· fasciae — «повязки», которые носили женщины на груди [55], а также вокруг ног[25].
· focalia — «шейные платки». Ношение шейных платков пришло из Германии и вошло в обычай в I веке н. э. Так писатели, собиравшие большую аудиторию, повязывали платком горло во избежание простуды и хрипоты[11].
· praecinctus — «передник»
· campestre — «набедренная повязка у борцов».
5. Уход за телом и косметика
В многочисленных захоронениях были найдены косметические принадлежности, баночки для кремов, шпатели и наборы для макияжа. В литературе сохранились свидетельства применения косметики и макияжа: в стихе Овидия, эпиграммах Марциала. Не сохранилась «Kosmetika» врача Критона (I—II век н. э.), популярное сочинение из четырёх книг о косметике, которое пользовалось большой популярностью[56]. В своём сочинении «de cultu femnarum» Тертуллиан критически описывает «пристрастие к косметике» у мужчин и женщин. По обилию макияжа на лице узнавались старые женщины [57] и гетеры[58].
Основу макияжа составляла пудра из свинцовых белил (лат. cerussa) или мела (лат. creta), смешанная с мёдом и жирными кремами; На основу наносились румяна (лат. fucus), которые состояли из растений (пурпурные лишайники рода Rocella) или пурпурной улитки. Ресницы и брови чернили с помощью особой краски — лат. fuligo. Также охотно использовались голубые и зелёные тени и подводка. Некоторые женщины наносили нежно голубые тени и на виски[59].
C духами и пахучими мазями во времена Республики как неприличными предметом роскоши боролись, однако во времена империи стали широко использоваться как женщинами так мужчинами. Духи изготовлялись из разных веществ, привозимых из Египта, Аравии и Индии, а также растений, произрастающих в Италии: лилия, ирис, нарцисс, майоран. Известны были пестумские и фазелийские розы. Из пахучего тростника изготовлялись дешёвые духи[22]. Духи держали в алебастровых флаконах или в сосудах из оникса; они сохранялись в масле, и их окрашивали в красный цвет киноварью или лакмусовым ягелем. Духи использовались для ван, комнат и постели, также перед представлением в театре воздух освежали благоуханиями из шафрана, корицы и кинамона. Духи находились составе наиболее ценных вин, подливались в светильное масло и костры, на которых сжигались покойники[22]. Римляне предпочитали тяжёлые, пряные и сладкие ароматы[60][61].
5.1. Окрашивание волос
Многие римлянки окрашивали волосы, чтобы выглядеть привлекательнее[62]. Для этого использовался пепел, придававший волосам красноватый оттенок, волосы чернили дикой лебедой, чечевицей, миртовым вином, кипарисовыми листьями, лесным шалфеем, отваренной кожицей порея[22]. Во времена империи для окрашивания в красные оттенки использовалась завезённая из Египта хенна (лат. cypros). Ещё более популярным было окрашивание волос в блонд. Для этого использовались по большей части краски из Северной Европы (лат. Germanae herbae[63]), из области Висбадена привозились мыльные шарики (лат. pilae Mattiacae[64]) или «батавскую пену», изготовленную на территории современной Голландии (лат. spuma Battava[65]). Также был известны другие оттенки в том числе ярко-голубого[66]. Мужчины также прибегали к окрашиванию, чтобы скрыть седые волосы, если выщипывание больше не было достаточным[67].
5.2. Уход за телом
Популярны были маски для лица. Маски изготовлялись по различным рецептам, так, Овидий рекомендует маски на растительной основе (например, смесь из ячменя, рога оленя, луковиц нарцисса, лука и мёда). Смесь наносилась несколько раз на лицо, и по словам Овидия, тот кто это сделал, у того лицо будет глаже чем зеркало. Маски, описанные Плинием основаны на составляющих животного происхождения, например, плацента животных, молоко, испражнения и внутренности животных. Как самую простую «маску» описывает Плиний — молоко ослицы, которым женщины протирали щёки семь раз в день[68].
Мыло, как смесь из козьего жира и и пепла (берёзы или мыльнянки), впервые упоминается в I веке н. э. и считалось галльским изобретением, которое использовали также германцы[69]. Оно применялось поначалу для окраски волос, лишь позднее как средство гигиены. В качестве мыла служили также натрон, сода или мука люпина. Для ухода за телом применялись губки, а после мытья в кожу втирались мази.
Женщины удаляли волосы на теле, под мышками, на руках и на ногах[22], Овидий считал такой уход за телом таким же обычным как и чистка зубов и ежедневное умывание[70]. Мужчины чаще всего ограничивались выщипыванием волос из подмышек и на ногах, иногда на руках и в области гениталий[71]. Существовали лавки, в которых выщипывали волосы пинцетом, в термах работали профессиональные выщипывальщики волос (лат. alipili). Для выведения волос также употребляли крема в виде пасты из различных составляющих: кровь и мозг летучей мыши, смолу, желчь и пепел ежа, пемзу. Иногда ограничивались бритьём[22].
Список литературы:
1. Gell. VII 12, 4; Sen. ep. 114, 21
2. Aen. I. 282
3. Plin. ep IV, 14,3
4. Suet. Claud. 15, 13
5. Iuv. III. 171
6. IV. 66. 3—4
7. Weeber, Karl-Wilhelm Alltag im Alten Rom: ein Lexikon. — Zürich: 1997. — ISBN 3-7608-1140-X
8. Suet. Aug. 40. 5
9. Mart III 29, 3; Juv XI 203
10. Cod.Theod.XIV 10, 1
11. Сергеенко М. Жизнь Древнего Рима.
12. ad Aen. VII.612
13. Plin. H. N. VIII.49, IX.39; Virg. Aen. VII.187, XI.334; Ovid. Fast. II.504
14. Handbuch der römischen Alterthümer
15. Gell. VI 12, Cic. Cat II 22
16. Quint. XI 3, 138; Varro LLIX, 79
17. Aug. 82. 1
18. Sen. nat. quaest. VII. 31
19. Cic. rep VI 2
20. Tac. dial. 39
21. Mart. XIV. 130
22. Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян.
23. Juv IX 28
24. Dig. 34 tit. 3 s38
25. Roman clothing (англ.).
26. Mart. III 87; VII 35
27. Varro LLV 131
28. Mart. XIV 66
29. Plin. H. N. XVIII.2
30. Этруски [1987 Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М. — Иллюстрированная энциклопедия моды]
31. Friedländer Sitten der Römer. — Köln: 1957. — С. 241.
32. de benef. VII. 9. 5
33. Types of Roman Shoes (англ.).
34. Gell. XIII, 22, 5
35. Cic. Mil. 20
36. Mart. XII 59, 4
37. Suet. Aug. 23, 2
38. Hist.Aug.Hadr.26
39. Hor. c. I, 12, 41
40. Ov.am.I14
41. Suet. Cal. 11, Nero 26,1
42. Suet. Otho 12, 1
43. Ov. ars am III 167
44. Cato r.r. 2, 3
45. Mart. XI 6, 4; XIV 1,2
46. Mart. IX 29
47. Val. Max. VI 3,10
48. Ov. ars am I 31, 10
49. Liv.XXXIV 1
50. Hor. epist. I 17, 56
51. Plin. NH XXXIII 40
52. Mart.IV 11
53. Mart. XI 37
54. Plin. NH XXXIII 39
55. Ovid, De Art. Amat. iii.622; Propert. IV.10.49; Fascia Pectoralis, Mart. XIV.134
56. Galen XII 446
57. Mart. VIII 33, 17
58. Mart. IX 37, 5
59. Prop. II 18, 31
60. Weeber
61. Это подтвердили также современные попытки создать духи по римским рецептам
62. Val.Max. II 1, 5
63. Ov.ars am. III 163
64. Mart. XIV 26
65. Mart. VIII 33, 20
66. Prop. II 18, 9
67. Plin.NH XXVI 164
68. NH XXVIII 183
69. Plin. NH XVIII 191
70. ars am. III 193
71. Mart. II 62
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Мода_в_Древнем_Риме