План
Введение
1 Священное коронование
2 Подготовка и сопутствующие мероприятия
3 Народные гуляния
4 Галерея
Список литературы
Введение
Корона́ция (свяще́нное коронова́ние) импера́тора Никола́я II Алекса́ндровича и императри́цы Алекса́ндры Фео́доровны — последняя коронация императора и его супруги в Российской империи. Состоялась во вторник 14 (26) мая 1896 года в Успенском соборе Московского Кремля. (День накануне, 13 мая, был Духовым днём.)
1. Священное коронование
Священнодействие началось в 10 часов утра на специальном возвышенном помосте, установленном посреди собора. Непосредственно пред началом коронования император сел на трон Михаила Фёдоровича, императрица Мария Фёдоровна — на трон Алексея Михайловича, императрица Александра Фёдоровна — на трон Иоанна III[1].
Все священнодействия коронования совершал первенствующий член святейшего правительствующего синода митрополит Санкт-Петербургский Палладий (Раев). (Присутствие синода на время священной коронации было перенесено в Москву.) Затем последовала литургия, в совершении которой означенному митрополиту сослужили митрополит Киевский Иоанникий (Руднев) и Московский Сергий (Ляпидевский). В конце литургии было совершено помазание Императора и Императрицы святым миром и затем причащение Святых Таин. Государь приобщался в алтаре, у Трапезы по царскому чину (отдельно Тела и Крови). В служении литургии, среди прочих, принимал участие протоиерей Иоанн Сергиев[2].
После священнодействия, в тот же день, в Грановитой палате Кремля состоялась Царская трапеза, на которой присутствовали приглашённые лица из числа российских подданных, иностранным же представителям по традиции было предложено угощение в других местах дворца. 15 мая, в 10.30 утра, состоялся высочайший приём чрезвычайных послов и посланников, прибывших после 10 мая. С 11.30 утра до 3 часов пополудни император и императрица в Андреевском тронном зале принимали поздравления от депутаций со всей России.
2. Подготовка и сопутствующие мероприятия
Все дни с 6 мая по 26 мая 1896 года были объявлены Коронационным периодом. 25 мая праздновался день рождения императрицы Александры Фёдоровны. 26 мая был издан Высочайший Манифест, изъявлявший признательность монарха жителям Москвы.
Всем лицам, участвующим 9 мая 1896 года в церемонии торжественного въезда императорской четы в Москву, предлагалось прибыть в Москву не позднее 5 мая того же года. В соответствиии с высочайше утверждённым церемониалом[3], торжественный въезд совершался от Петровского дворца по Петербургскому шоссе и далее по Тверской-Ямской и Тверской улицам.
Все распоряжения по приготовлению к торжествам были возложены на Министра Императорского Двора графа Илариона Воронцова-Дашкова. В звание верховного маршала был облечён граф Константин Пален, в звание верховного церемониймейстера — князь Александр Сергеевич Долгорукий. Был сформирован коронационный отряд в числе 82 батальонов, 36 эскадронов, 9 сотен и 28 батарей — под главным начальством великого князя Владимира Александровича, при котором был образован особый штаб с правами Главного Штаба во главе с генерал-лейтенантом Бобриковым[4]. Владимир Александрович прибыл в Москву и вступил в командование 3 мая 1896 года[5].
В апреле 1896 года из Петербурга в Москву было привезено столовой утвари более 8 000 пудов, причём одних только золотых и серебряных сервизов — до 1 500 пудов. В Кремле была устроена специальная телеграфная станция на 150 проводов для соединения со всеми домами, где жили чрезвычайные посольства[6].
6 мая (день рождения Николая II) император и императрица прибыли на Смоленский вокзал Москвы, где были встречены членами императорской семьи, сановниками и чиновниками империи и толпами народа. Генерал-губернатор Москвы родной дядя императора великий князь Сергей Александрович, женатый на родной сестре императрицы Елизавете Фёдоровне, прибыл вместе с четой, так как он встретил императора и императрицу на станции Клин[7]. С вокзала императорская чета проследовала в закрытой карете в Петровский дворец.
Масштабом и пышностью приготовления значительно превосходили прежние коронации[8].
7 мая императорская чета в Петровском дворце принимала в торжественной аудиенции его светлость Эмира Бухарского Сеид-Абдул-Ахад-Хана с сыном-наследником, а также его высокостепенство Хана Хивинского Сеид-Могамет-Рахим-Богадур-Хана[9].
8 мая на Смоленский вокзал прибыла вдовствующая императрица Мария Фёдоровна, которую встречала императорская чета при огромном стечении народа[10]. Вечером того же дня пред Петровским дворцом была устроена в Высочайшем присутствии серенада, исполненная 1.200 человек, среди которых были хоры Императорской русской оперы, ученики консерватории, члены русского хорового общества и другие[11].
9 мая состоялся торжественный въезд: первым ехал полицеймейстер Ефимович со взводом жандармов, следом императорский конвой, вереница карет с сановниками, за которыми следовали кавалергарды, императорский личный конвой, сотня лейб-казачьего Его Величества полка по шести в ряд и так далее.
В день Коронации, в Петербурге во всех храмах были отслужены литургия и благодарственные молебствия; столичные храмы не могли вместить всех богомольцев, ввиду чего были отслужены молебны также и на площадях у ряда соборов и некоторых церквей, а также в Конно-гвардейском манеже[12].
Утром 16 мая куртаг в Кремлёвском дворце явился первым балом, открывшим ряд торжеств и балов.
3. Народные гуляния
Рано утром 18 мая, в день «народного праздника»[13] на Ходынском поле в честь коронации, из-за давки погибли люди: по официальным данным, погибли 1389 человек и 1300 получили тяжёлые увечья, по неофициальным — 4000[14]. Официальный правительственный орган 19 мая 1896 года печатал телеграмму из Москвы, гласившую: «Москва, 18-го мая. Блистательное течение коронационных торжеств омрачилось прискорбным событием. Сегодня, 18 мая, задолго до начала народного праздника, толпа в несколько сот тысяч двинулась так стремительно к месту раздачи угощения на Ходынском поле, что стихийною силою своею смяла множество людей <…>»[15]. Мероприятия по случаю коронации продолжились согласно программе: в частности, вечером того же дня состоялся бал у французского посла[16]. Царь присутствовал на всех запланированных мероприятиях, включая бал, что было воспринято неоднозначно[17].
Трагедию на Ходынке сочли мрачным предзнаменованием для царствования Николая II[18][19][20][21], а в конце XX века она приводилась некоторыми в качестве одного из доводов против его канонизации (2000 год)[22].
4. Галерея
· Николай II в коронационной мантии
· Портрет Николая II
· Александра Феодоровна в коронационной мантии
· Александра Феодоровна
Список литературы:
1. В память священного коронования их императорских величеств Николая Александровича и Александры Феодоровны. Со множеством иллюстраций лучших художников. — СПб.: книгоиздательство Герман Гоппе, 1896, Часть II, стр. 182.
2. «Правительственный вестник». 16 мая 1896, № 105, стр. 6.
3. Высочайше утвержденный церемониал торжественного въезда в первопрестольный град Москву перед священным коронованием их императорских величеств государя императора Николая Александровича самодержца всероссийского и государыни императрицы Александры Феодоровны. // «Прибавление к № 91 газеты „Правительственный вестник“ 24-го апреля 1896 года». стр. 1 (подробное описание плана церемонии торжественного въезда); текст повторно напечатан в № 92 того же издания вместе с церемониалом священного коронования.
4. «Правительственный вестник». 4 (16) мая 1896, № 98, стр. 3.
5. «Правительственный вестник». 5 (17) мая 1896, № 99, стр. 2.
6. Приготовление к коронационным торжествам // «Санкт-Петербургские ведомости». 24 апреля (6 мая) 1896, № 111, стр. 4.
7. «Санкт-Петербургские ведомости». 8 мая 1896, № 125, стр. 1.
8. Москва перед коронацией // «Санкт-Петербургские ведомости». 8 мая 1896, № 125, стр. 2.
9. «Правительственный вестник». 9 мая 1896, № 101, стр. 3; «Правительственный вестник». 11 мая 1896, № 102, стр. 1. (титулы и написание имён — по источнику)
10. Коронационные дни в Москве // «Санкт-Петербургские ведомости». 10 (22) мая 1896, № 127, стр. 1.
11. Накануне коронации // «Санкт-Петербургские ведомости». 11 (23) мая 1896, № 128, стр. 1—2.
12. 14 мая в Петербурге // «Санкт-Петербургские ведомости». 16 (28) мая 1896, № 132, стр. 6.
13. «Народный праздник» — официальное название мероприятий на Ходынском поле 18 мая 1896 года: Народный праздник по случаю священного коронования их императорских величеств государя императора Николая Александровича и государыни императрицы Александры Феодоровны. Описание увеселений на праздник. М., 1896.
14. Ходынская катастрофа // Кругосвет
15. «Правительственный вестник», 19 (31) мая 1896, № 108, стр. 3 (телеграммы).
16. «Правительственный вестник», 21 мая (2 июня) 1896, № 109, стр. 3.
17. Так, оппозиционный политик В.П. Обнинский в начале 1910-х утверждал в своей книге: «<…> Впечатление было потрясающее, особенно в простонародье, разнесшем преувеличенные слухи далеко, по самым глухим деревням. Все были уверены, что царь отменит остававшиеся балы и праздники <…> Но Николай сделал только новый ряд промахов <…>» (Обнинский В.П. Последний Самодержец. Очерк жизни и царствования императора России Николая II-го. — Eberhard Frowein Verlag, Berlin, [1912], стр. 61.)
18. Толпа! Урок истории — Ходынка// Журнал «Национальная безопасность»
19. В русской литературе: в 1908 году Константин Бальмонт писал: «Кто начал царствовать Ходынкой, тот кончит, встав на эшафот», а позже Валентин Пикуль вспомнит об этом в историческом романе «Теперь меня терзает аналогия: не есть ли эти катакомбы трупов Ходынки предзнаменование новой революции — русской, способной заново потрясти весь мир, и тогда короны посыплются на мостовые Европы, словно дешевые каштаны» (Роман «Нечистая сила»)
20. Ионина Н. А., Кубеев М. Н. 100 великих катастроф