Некоторые израильские учёные считают, что Декларацию независимости Государства Израиль можно рассматривать в качестве конституции, поскольку она включает в себя перечень политических и гражданских прав в том виде, в каком он зафиксирован в ряде действующих в мире демократических конституций[14]. Однако, Верховный суд Израиля постановил, что Декларация Независимости не имеет силы конституционного закона[199].
Выделяют также 11 Основных законов Израиля (в действующей редакции), принимавшихся в период с 1958 по 2001 год[200].
Существенная особенность правовой системы Израиля — включение в неё элементов еврейского религиозного права (Галахи), хотя израильское право ни в какой мере не тождественно религиозному праву[14]. Область, в которую религиозное законодательство было инкорпорировано полностью, — личный статус[14]. Под юрисдикцией религиозных судов (еврейских, мусульманских, друзских и христианских) находятся акты гражданского состояния (брак, развод, погребение). В юрисдикцию раввинатских судов входит также утверждение гиюра. Существуют также вопросы, которые могут быть рассмотрены религиозным судом по обоюдному согласию сторон. Религиозные суды, однако, подпадают под юрисдикцию Высшего суда справедливости Израиля (ивр. בית משפט גבוה לצדק, БАГАЦ).
Стремление израильского общества к компромиссу, приемлемому для религиозных и нерелигиозных кругов, а также к сохранению национальных традиций в государственной и общественной жизни страны нашло выражение в так называемом статус-кво, сложившемся ещё до возникновения еврейского государства: юрисдикция раввинатских судов в области личного статуса (браки и разводы) членов еврейской общины; запрещение работы в субботу (Шаббат) и дни религиозных праздников в государственных учреждениях и общественных заведениях, на общественном транспорте, на промышленных предприятиях и в сфере обслуживания; запрещение публично продавать квасное (хамец) в Песах; особая сеть религиозных школ; признание и субсидирование религиозных учреждений и служб. Принципы Галахи частично оказали влияние на иммиграционное законодательство (см. Закон о возвращении).
Часть юристов полагает, что, пока существуют раввинатские суды, Государство Израиль нельзя идентифицировать как «еврейское и демократическое», поскольку понятие «правовое демократическое государство», по их мнению, несовместимо с концепцией галахическо-теократического государства[14].
В настоящее время когда суду необходимо принять решение по какому-то вопросу, в первую очередь поиск решения ведётся среди законов государства Израиль, затем среди законов Британского мандата, и в следующую очередь, — среди еврейских первоисточников (Талмуд, Галаха и т. д.)
6.2. Государственное устройство
Законодательная власть
Кнессет — израильский парламент — состоит из 120 депутатов, в соответствии с пропорциональным представительством политических партий.[201] Парламентские выборы проводятся каждые четыре года. Кнессет обладает правом расформировать правительство путём тайного голосования. Свод основных законов Израиля фактически является временной заменой конституции. В 2003 году в кнессете было начато составление проекта конституции Израиля, основанной на этих законах.[17][202]
Исполнительная власть
Израиль управляется посредством парламентской системы и является демократическим государством с всеобщим правом голоса.[17] Президент Израиля является формальным главой государства, однако его обязанности большей частью церемониальные.[203] По закону, принятому в 2000 году, президент избирается кнессетом на одну каденцию сроком 7 лет.[204] До 1963 года, президент избирался на пятилетний срок без ограничения каденций, а в 1963—2000 годах на пятилетний срок с ограничением на две каденции.
Премьер-министр является главой правительства и кабинета министров[203] и пребывает на своём посту 4 года. Премьер-министром, как правило, становится председатель партии, получившей на всеобщих выборах наибольшее число голосов. В том случае, если кандидат не смог получить поддержку большинства депутатов кнессета и сформировать правительство в течение 45 дней после выборов, его место занимает председатель следующей по величине партии. Если правительство не может быть сформировано в течение 75 дней — объявляются повторные выборы. В 90-х годах система выборов была изменена на прямые выборы премьер-министра, однако позже было решено вернуть прежнюю систему выборов.
Судебная власть
Израиль имеет трёхуровневую судебную систему. Нижним уровнем являются мировые суды, расположенные в большинстве городов страны. Над ними стоят окружные суды, расположенные в шести израильских округах. Они рассматривают как апелляционные дела, так и функционируют в качестве судов первой инстанции. Третий, наивысший уровень — Верховный суд, расположенный в Иерусалиме. Он также выполняет двойную роль, рассматривая как апелляции, так и работая в качестве суда первой инстанции — Высший суд Справедливости. Последнюю роль он выполняет, рассматривая как обращения граждан, так и не граждан государства, против решений государственных властей.[205][206]
Израильская система законодательства совмещает в себе английское общее законодательство, гражданские законы и еврейское право.[17] Она основана на системе stare decisis (прецедентов) и так называемой адверсариальной системы, когда стороны представляют доказательства суду. Судебные дела разбираются профессиональными судьями, а не жюри присяжных.[205] Свадьбы и разводы находятся под юрисдикцией религиозных судов: еврейских, мусульманских, друзских и христианских. Специальный комитет кнессета, члены Верховного суда и израильской коллегии адвокатов обладают правом избирать новых судей.[207]
Израиль не входит в состав Международного уголовного суда из опасений, что его решения будут предвзятыми из-за международного политического давления.[208]
6.3. Административное деление
· Список городов Израиля
· Еврейские поселения на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа
Государство Израиль разделено на шесть административных округов, называемых «мехозот» (מחוזות; ед. ч.: махоз) — Центральный, Хайфский, Северный, Иерусалимский, Южный и Тель-Авивский. Округа далее делятся на 50 суб-округов, называемых «нафот» (נפות; ед.ч.: нафа), которые в свою очередь разделены на 15 районов[209]. Для статистических целей страна разделена на три метрополии: Тель-Авив и Гуш-Дан (население 3,15 млн человек), Хайфа (996 тыс. человек) и Беер-Шева (531 600 человек)[210]. Самый большой израильский город, как по населению[211], так и по площади — Иерусалим со 732 100 жителями и площадью 126 км². Тель-Авив, Хайфа и Ришон-ле-Цион располагаются на последующих местах с населением 384 600, 267 000 и 222 300 жителей соответственно[212].
6.4. Внутренняя политика
Израильский свод основных законов ставит своей целью защитить политические права и гражданские свободы своих граждан, что позволило организации «Freedom House» классифицировать Израиль в качестве «единственной свободной страны в регионе». В то время, как Палестинская автономия, по определению этой организации, является несвободной[213]. Организация «Репортёры без границ» помещает Израиль на 46 место из 168 по степени свободы прессы, что является наивысшим достижением среди стран Азии[214].
Критика политики в Иудее, Самарии и Газе
Политика, проводимая Государством Израиль на контролируемых территориях, вызывает широкий общественный резонанс и резкую критику со стороны ряда политиков[215][216][217][218], ООН[219], западных фондов и некоммерческих правозащитных организаций, среди которых Amnesty International[220], «Human Rights Watch»[221] и If Americans Knew. Внутри страны действия правительства подвергаются критике такими правозащитными организациями как «Бецелем»[222]. В отчётах этих организаций содержатся многочисленные утверждения о проведении пыток в израильских тюрьмах[223][224], лишения палестинцев гражданских прав (ограничение передвижения, экономическая блокада, издевательства, запрет на жалобу в гражданский суд, запрет на мирные демонстрации протеста)[225], военных действий, направленных против мирного населения, разрушений палестинских домов[226], агрессивного поведения еврейских поселенцев с попустительства израильской армии[227].
Расследование, проведённое If Americans Knew, обвиняет многие крупные мировые СМИ в фальсификации публикуемых данных в пользу Израиля. Так, по утверждению If Americans Knew, несмотря на то, что от военных действий Израиля погибает гораздо больше невиновного мирного палестинского населения, нежели в самом Израиле от действий палестинских террористов, информация о жертвах с израильской стороны появляется в СМИ значительно чаще. Этим, по мнению этой организации, обусловливается солидарность американской общественности с Израилем[228].
Вместе с тем, многие аналитики скептически относятся к отчётам правозащитных групп, работающих с палестинцами, в частности «Amnesty International». Ими отмечается избирательный подход правозащитников к информации и определённая идеологическая предвзятость. Что касается предвзятости, правительства многих стран, в том числе Демократической Республики Конго[229], Китая[230], Вьетнама[231], России[232] и Соединённых Штатов Америки[233] выступали против Amnesty International, поскольку, по их мнению, эта организация распространяет предвзятую информацию или не рассматривает угрозу безопасности государства в качестве смягчающего обстоятельства.
Кроме того, организация Media Watch International отмечает, что международные СМИ, включая крупнейшие мировые информационные агентства, систематически искажают информацию о конфликте таким образом, чтобы представить палестинских арабов пострадавшей стороной, а Израиль агрессором[234][235][236][237]. Однако важно учесть, что главная цель этой организации — создавать Израилю безупречную репутацию[238]. Аналогичные претензии к мировым СМИ выдвигает CAMERA (Committee for Accuracy in Middle East Reporting in America)[239].