В июле 655 г. Пётр занимает престол патриарха после смерти Пирра и вновь вызывает Максима на допрос, обвиня в том, что он, анафематствуя Типос, анафематсвовал и императора. Максим объясняет, что виновны в Типосе прежде всего духовенство, убедившее царя, и сенат, не воспрепятствовавший тому.
На следующий день Максима и учеников без одежды и еды отправляют в различные области Фракии: Максима в Визию, одного Анастасия в Берберу, и Анастасия — библиотекаря в Мосимврию.
Летом 656 г. к Максиму посылается епископ Кесарии Вифинской Феодосий с подарками. В результате беседы Феодосий соглашается с Максимом в диофелитстве и находит аргументы Максима убедительными. В надежде, что император согласится с Максимом, Феодосий по указу императора привозит его в монастырь св. Феодора в Ригионе, близ Константинополя. Послы — патриции Троил и Епифаний спросили Максима согласен ли он с волей императора, уклонившись от вопроса в чём же она состоит. Они предложили ему согласиться с Типосом Конста, чтобы ни Восток, ни Запад не искушались по поводу веры Максима. Обвиняемый в очередной раз отверг это предложение, несмотря на заверения патрициев, что Типос лишь требует молчания о вере ради мира церкви, а не провозглашает никакую ересь. На другой день, угрожая расправой как над папой Мартином, Максима отвезли через Селиврию в Берберы, где находился его ученик.
В 662 г. Максим был вновь призван на суд и на этот раз уже обвинен как еретик и анафематствован вместе с св. Софронием, Мартином и другими. Его и двух его учеников Анастасия-монаха и Анастасия-апокрисиария осудили на пытки избиения воловьими жилами. По житию, Максим и Анастасий-монах по вырывании языка по-прежнему говорили, проповедуя две воли во Христе, за что мучители отрезали третьему брату язык, и всем также правые руки, чтоб те не смогли писать. Затем их провели по 12 кварталам города, предавая поношениям и избивая.
Учеников и Максима разлучили, сослав в разные отдаленные районы Империи. Максим был отправлен в Лацику или Колхиду — район Грузии, возможно город Батуми, где он умер в изгнании в возрасте 82 лет 13 августа 662 года. Один Анастасий умер по дороге на Кавказ, другой прожил долее Максима ещё 4 года. Многие считали Максима мучеником, потому как причиной его смерти во многом являлись последствия от пытки и тяжелые условия жизни в ссылке. События жизни Максима были записаны его учеником и братом Анастасием — апокрисиарием.
2. Дальнейшие события
Несмотря на Соборное утверждение богословской позиции Максима на Шестом Вселенском Соборе, ни он, ни папа Мартин не были не только прославлены, но и не реабилитированы. Отношение к ним многих епископов было по-прежнему неоднозначным, и они по-прежнему оставались государственными преступниками.
Он стал очень известен после смерти, чему также способствовали многочисленные чудеса на его могиле.[16]
В Римско-католической Церкви почитание Максима началось прежде основания Конгрегации по прославлению святых.
Память прп. Максима отмечается 3 февраля (21 января ст.ст.) и 26 августа (13 августа ст.ст.) (перенесение мощей).
3. Богословие
Максим Исповедник (мозаика кафоликона Неа Мони, XI век)
Опираясь на труды, подписанные именем Дионисия Ареопагита, Максим, как и многие другие христианские богословы, творчески переработал методологию неоплатонизма, разработанного Плотином и Проклом. (В последствии Ареопагитики со схолиями св. Максима были переведены на латынь Иоанном Скотом Эриугеной, который продолжил труды преподобного по усвоению этих текстов Церковью на Западе.)[17].
Ряд авторов считает, что влияние Платона на Максима наиболее явно прослеживается в его богословской антропологии. Они считают, что Максим принимает платоновскую модель исхода и возвращения, уча, что человек создан как образ Божий, и цель спасения есть восстановление единства с Богом.[18]Это подчеркивание обожения или теозиса утвердило место Максима в православном богословии, как важной идеи для православия в целом.[19].
Христологически Максим стоит на жесткой позиции диофелитства, которая может быть показана как вершина теозиса. В терминах спасения это означает, что человеческое предназначение — соединиться с Богом. Это возможно только потому, что Бог первым полностью принял человеческую природу при воплощении.[20] Если Христос не стал полностью человеком, то спасение невозможно, так как человек не может стать полностью обоженым.[21] Более того, в отличие от Ансельма Кентерберийского, св. Максим считал, что Бог бы воплотился даже в случае, если бы грехопадения Адама и Евы не было.[22]
4. Рецепция
Труды Максима не привлекали внимания западных богословов (кроме Иоанна Скота Эуригены) до последнего времени.[23]
В Православной Восточной Церкви византийской традиции, наоборот, богословие Максима имело сильное влияния в течение всей её истории. Уже прп. Иоанн Дамаскин включает в свои работы фактически цитаты из текстов Максима Исповедника, не называя только его имени.
В дальнейшем, поздние византийские богословы, такие как прп.Симеон Новый Богослов и свт.Григорий Палама, являются интеллектуальными наследниками Максима. Более того, множество работ Максима включено в греческое «Добротолюбие» — собрание некоторых наиболее известных греческих христианских писателей.
Список литературы:
1. Иоанн Мейендорф "ВВЕДЕНИЕ В СВЯТООТЕЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ", Глава 5. Продолжение христологических споров. Преподобный Максим Исповедник http://krotov.info/library/m/meyendrf/patr_26.html ; Иоанн Мейендорф "Иисус Христос в восточном православном предании. Космическое измерение спасения: преп. Максим Исповедник http://apologia.narod.ru/basis/bogoslovie/mejendorff/Iisus_7.htm
2. Дж. Бертхольд, «Максим Исповедник» в Энциклопедии раннего христианства, ред. Э.Фергюсон.(Нью-Йорк: Garland Publishing, 1997)(ISBN 0-8153-1663-1)
3. «Максим, св. Исповедник» в «Оксфордском словаре Христианской Церкви», ред. Ф. Л. Кросс (Лондон: Oxford Press, 1958)(ISBN 0-19-211522-7).
4. Католическая Энциклопедия за 12 янв. 2007: «Этот великий человек происходил из благородного семейства Константинополя.»
5. прот. Г.Флоровский Византийские Отцы V—VIII веков. Преподобный Максим Исповедник
6. Католическая Энциклопедия за 7 марта, 2007.
7. Дж. Бертхольд, «Максим Исповедник» в Энциклопедии раннего христианства, ред. Э.Фергюсон.(Нью-Йорк: Garland Publishing, 1997)(ISBN 0-8153-1663-1).
8. А. В. Карташев Вселенские Соборы гл."Св. Максим Исповедник"
9. Католическая Энциклопедия за 15 янв. 2007: «первое действие Максима, известно нам по этому поводу, было письмо, отправленное Пирру, впоследствии игумена Хризополиса…»
10. Philip Schaff, History of the Christian Church, Vol.IV: Medieval Christianity. A.D. 590—1073 (online edition)§ 111, 15 янв. 2007.
11. «Maximus the Confessor» в Вестминстерском словаре Церковной Истории, ред. Дж. Брауэр (Филадельфия: Westminster Press, 1971)(ISBN 0-664-21285-9). Это общеизвестный как Первый или Второй Латеранский Собор
12. например, Дж. Бертхольд, «Maximus Confessor» в Энциклопедии раннего христианства, (Нью-Йорк:Garland, 1997)(ISBN 0-8153-1663-1).
13. Д. Х. Фармер The Oxford Dictionary of the Saints (Оксфорд:Oxford University Press, 1987)(ISBN 0-19-869149-1) p.288. Мартин является последним епископом Рима прославленного как мученик.
14. А. В. Карташев отмечает, что в Русской Церкви император поминался перед епископством, поэтому этот аргумент не имел бы силы, а наоборот подтверждал бы позицию обвинителей
15. Х. М. Гарриг Представление о Римской супрематии у Максима Исповедника
16. Например, из жития прп. Максима Православная Церковь в Америке: «Три огонька появляются в день памяти Максима на его могиле, напоминая нам, что он и по сей день является светильником Православия. По его молитвам произошло множество исцелений»
17. Католическая Энциклопедия за 7 марта 2007
18. «Maximos, St., Confessor» в Оксфордском словаре Христианской Церкви, ред. Ф. Л. Кросс (Лондон: Oxford Press, 1958)(ISBN 0-19-211522-7). также см. у Максима Мистагогия и Амбигва
19. «Maximus the Confessor» в М.О’Кэролл, Trinitas: A Theological Encyclopedia of the Holy Trinity (Дэлавэр:Michael Glazier, Inc, 1987)(ISBN 0-8146-5595-5).
20. Католическая Энциклопедия за 7 марта 2007.
21. «Maximos, St., Confessor» в Оксфордском словаре Христианской Церкви, ред. Ф. Л. Кросс (Лондон: Oxford Press, 1958)(ISBN 0-19-211522-7).
22. Hieromonk Artemije Radosavljević, Τὸ Μυστήριον τῆς Σωτηρίας κατὰ τὸν Ἅγιον Μάξιμον τὸν Ὁμολογητήν. Αθήνα, 1975. Английский перевод части диссертации: Bishop Artemije Radosavljević Why Did God Become Man? The Unconditionality of the Divine Incarnation. Deification as the End and Fulfillment of Salvation According to St. Maximos the Confessor — Source: Τὸ Μυστήριον... [The mystery of salvation according to St. Maximos the Confessor] (Athens: 1975), pp. 180-196 (Тайна спасения согласно святому Максиму Исповеднику)
23. В Oxford Dictionary of the Saints(Д. Х. Фармер) Максим вовсе не представлен, что является отличным примером как Запад пропускал Максима в течение многих лет. Systematic Theology Роберта Дженсона, написанная в конце 1990-х — пример того, как западные богословы открыли для себя Максима. См.также «Maximus the Confessor» М.О’Кэролла, Trinitas: A Theological Encyclopedia of the Holy Trinity (Delaware:Michael Glazier, Inc, 1987)(ISBN 0-8146-5595-5); О’Кэролл назвал Ханса Урса фон Бальтазара «пионером» в открытии Максима Западом.
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Максим_Исповедник