Специальная превенция представляет собой предупреждения нового преступления со стороны военнослужащего, отбывающего (отбывшего) наказание в виде ограничения по военной службе. Она по существу смыкается с уголовно-правовым исправлением.
Данная цель считается достигнутой, если наказанный военнослужащий, теряет свою рецидивоопасность, т. е. не совершает новых преступлений. Специальная превентивная цель иногда именуется юридическим, а не нравственным или педагогическим исправлением.
Завершая рассмотрения вопросов, связанных с целями наказания в виде ограничения по военной службе, необходимо сделать следующие выводы.
Наказание в виде ограничения по военной службе относится к так называемым «специальным видам наказания». В качестве целей применения «специальных видов наказаний» действующее уголовное и уголовно-исполнительное законодательство реализует:
1. Восстановление социальной справедливости;
2. Исправление осужденного военнослужащего;
3. Предупреждений совершения новых преступлений, как со стороны самого виновного, так и со стороны других военнослужащих (частная и общая превенция).
Цели наказания в виде ограничения по военной службе соответствуют целям, закрепленным в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве. Такое соответствие обусловлено:
1. Специфическим характером, как «специального вида наказания»;
2. Двойным правовым статусом осужденного военнослужащего;
3. Характером карательных элементов;
4. Связью между целями наказания и выбором средств исправления осужденного;
5. Эффективностью общей и частной превенции;
Достижение цели восстановления социальной справедливости осуществляется в четырех основных направлениях:
1. Приобретение военнослужащим специфического правового статуса осужденного. Это сопряжено с переживаниями нравственно-психологического характера. Выступает в качестве побудительного мотива для переоценки своего поведения, приведшего на скамью подсудимых. Субъективное восприятие осужденным военнослужащим наказания как меры социального воздействия;
2. Неотвратимость наказания, при которой осужденный военнослужащий претерпевает комплекс негативных последствий своего противоправного поведения. Определяющим здесь является совершение преступления, которое не осталось без внимания соответствующих служб и результатом чего стало наказание;
3. Моральная компенсация, которую получает потерпевшая сторона от торжества закона. Законодатель здесь в качестве цели определяет компенсацию вреда, причиненного так называемым военным правоотношениям;
4. Справедливость назначенного судом наказания, при которой военнослужащий приговаривается к ограничению по военной службе, с учетом тяжести и степени общественной опасности деяния, обстоятельства его совершения и личности виновного. Характер самого наказания предопределится своеобразным соотношением преступления и наказания.
Исправление осужденного, которое предполагает устранение антиобщественных установок военнослужащего, которые привели его к совершению преступления. Выделяют два самостоятельных показателя:
1. Моральное (нравственное) исправление, при котором военнослужащий пересматривает свое отношение к противоправной деятельности и не совершает преступлений в дальнейшем;
2. Юридическое (правовое) исправление, при котором дальнейшая деятельность военнослужащего не получает уголовно-правовой оценки.
Исправление осужденных к ограничению по военной службе представляет собой особый, специфический воспитательный процесс, состоящий из комплекса взаимодействующих между собой средств исправления. Особенность правового статуса осужденных военнослужащих предполагает и применение специфических средств исправления. Они включают:
1. Режим (порядок и условия отбывания наказания), который заключается в реализации специфических прав и обязанностей военнослужащего, отбывающего наказание, не связанное с изоляцией от общества;
2. Воспитательную работу с осужденным, которая в соответствии с требованиями военного законодательства является составной частью военной службы.
Цели предупреждения совершения новых преступлений военнослужащим и иными лицами (общая и специальная превенция) состоит в том, чтобы другие лица (не осужденные) не совершали преступлений из-за угрозы уголовного наказания.
При осуществлении частной превенции ограничения по военной службе, помимо содержащихся в ней карательных элементов, ограничивающих возможность совершения военнослужащим новых преступлений, служат также ограничения, порожденные судимостью. Это не даст возможность совершать преступления в будущем.
В свою очередь общая превенция предполагает, что факт применения наказания к осужденному в виде ограничения по военной службе должен оказывать предупредительное воздействие на всех военнослужащих.
2.2 Признаки исполнения уголовного наказания в виде ограничения по военной службе
В Уголовном кодексе Российской Федерации (далее – УК РФ) предусматривается новый для России уголовный вид наказания – ограничение по военной службе. В связи с этим особый интерес представляет анализ признаков, характеризующих данный вид наказания.
В философии «признак» определяется как свойство, по которому познают или узнают предмет; определения, которые отличают одно понятие от другого.
Первый признак наказания в виде ограничения по военной службе заключается в том, что данный вид наказания является правовым последствием определенной группы преступлений.
Нельзя не отметить, что еще в дореволюционной юридической литературе не однократно указывалось на такой признак уголовного наказания, как правовое последствие преступления.
В соответствии с ч.1 ст.51 УК РФ ограничение по военной службе назначается осужденным военнослужащим за совершения преступлений против военной службы, а также осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьи Особенной части настоящего Кодекса. Справедливо отмечается в юридической литературе, что « это преступления небольшой или средней тяжести, так как за более опасные преступления санкции в виде исправительных работ уголовным законом не установлены [39, с.147]».
Второй признак ограничения по военной службе состоит в том, что данный вид наказания характеризуется определенным содержанием.
При этом переход к вопросу о содержании ограничения по военной службе, нам хотелось бы, сказать несколько слов о том, сто наука уголовного права понимает под содержанием наказания и каково наше понимание содержания уголовного наказания. Содержания уголовного наказания в целом раскрыто в УК РФ в ч. 1 ст. 43, согласно которой наказание заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.
Признание законодателем содержанием наказания – ограничение или лишение прав и свобод осужденного не послужило основанием для прекращения научных дискуссий о содержании наказания.
В настоящее время в уголовно-правовой науке большинство авторов и ученных склонны считать, что содержание наказания заключается в лишении или ограничении прав и свобод осужденного. По мнению профессора А.В. Наумова [53, с.339], «наказание всегда связано с ограничением прав и свобод лица, совершившего преступление, причиняет ему определенные моральные страдания и лишает его определенных благ».
Ряд ученых рассматривают содержание наказания в виде конкретного объема ограничений, установленных для правонарушителя [27, с.300].
Следует заметить, что законодатель в ч. 1 ст. 43 УК РФ использует понятия «право» и «свободы». Однако указанные понятия раскрывают лишь часть правового статуса лица, подверженного карательному воздействию.
Понятие правового статуса личности достаточно освещено в общей теории и права и понимается как система признанных и закрепленных государством в законодательном порядке прав, свобод, обязанностей, а также законных интересов личности как субъекта права. Позже в юридической литературе ряд авторов указывают, что категории «права» и «свободы» по смыслу и содержанию можно считать равнозначными. В условиях отбывания наказания осуществляется лишение и ограничение не только прав, обязанностей, но и законных интересов. Заметим также, что при отбывании уголовного наказания осужденный лишается и ограничивается не только в своих правах и законных интересах, но ив своих обязанностях. Парадокс, с одной стороны, наказание как кара должна лишать и ограничивать лицо в получении каких-либо благ, но с другой стороны, наказание лишает и ограничивает лицо в выполнении своих обязанностей, т. е. наказание как бы уменьшает объем обязательных действий, возложенных на лицо.
Кроме того, содержание уголовного наказания, на наш взгляд, не ограничивается лишением и ограничением прав, законных интересов и обязанностей осужденного. Возникает очередной парадокс, с одной стороны, наказание как кара должна лишать и ограничивать лицо в получении каких-либо благ, но с другой стороны, именно в результате наказания лицо приобретает дополнительные права, позволяющие воздействовать на размер кары. Учитывая вышеизложенное, в ч. 1 ст.43 УК РФ следовало бы указать, что уголовное наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении, ограничении, замене и дополнении прав, обязанностей и законных интересов этого лица [54, с.113-118].
Учитывая вышеизложенное понимание содержания уголовного наказания, рассмотрим карательные элементы наказания в виде ограничения по военной службе.
Карательное содержание ограничения по военной службе выражается в доведении приговора до сведений иных лиц, т. е. в обнародовании приговора. В соответствии с ч. 1 ст. 143 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее УИК РФ) в соответствии с приговором суда командиром войсковой части не позднее трех дней после получения поступивших из суда копии приговора и распоряжения и его исполнении издается приказ, который объявляется по воинской части. При этом п. 13 Правил отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими, утвержденными приказам Министерства обороны Российской Федерации от 29 июля 1997 г. № 302, уточняется, что в «целях реализации вступившего в законную силу решения суда приказ командира войсковой части об исполнении приговора доводится до осужденного, всего личного состава части, кадровых и финансовых органов».