2.5. После Конотопа
В результате поражения Трубецкого оказались незащищёнными области южного пограничья России — вплоть до Воронежа и Усмани. В августе 1659 года крымцы совершили походы на 18 волостей, большинство которых находилось за Белгородской засечной чертой. Было сожжено 4674 усадьбы и уведено в Крым более 25000 человек. Трубецкому было приказано перейти в район между Путивлем и Севском для отражения татарских набегов[11]. Русскому войску пришлось на время прекратить войну на Украине.
В это время Выговский осаждал Гадяч, который оборонял полковник Павел Охрименко с 2 тысячами казаков и 9 сотнями «городовых людей». Осада затянулась. Выговский и «хан крымский со всеми силами стояли три недели, и приступали жестокими приступами»[10]. Во время осады Гадяча, «князь Алексей Никитич Трубецкой... и гетман Безпалой...отсылали от себя на Запорожье к Серку, чтоб он над Крымские улусы чинил промысл»[12]. Запорожский кошевой атаман Иван Серко напал на ногайские улусы, выполяя поручение Трубецкого и Беспалого. Это заставило крымского хана оставить Выговского и уйти в Крым. После этого Серко разбил высланного против него Выговским полковника Тимоша[13].
Вскоре к восставшим против Выговского городам Ромны, Гадяч, Лохвица присоединилась Полтава. К сентябрю 1659 года русскому царю присягнули бывшие союзники Выговского в Конотопской битве: полковник киевский Иван Екимович, переяславский Тимофей Цецюра, черниговский — Аникей Силич. Цецюра арестовал в Переяславе наемника Выговского драгунского майора Яна Зумера и расстрелял переяславских сторонников гетмана Степана и Северьяна Сулименко, и Ивана Забуйского. Был арестован войсковой судья Фёдор Лобода, которого Цецюра держал в тюрьме в Переяславе. Находившихся в плену в Переяславе русских драгун Цецюра освободил и включил в гарнизон города. Под Быковом крестьяне убили сторонника Выговского полковника Юрия Немирича. Горожане Черкас отказались пускать гетмана в город, закрывши перед ним ворота.
Киевский, переяславский и черниговский полки, а также казаки Ивана Серко предложили избрать нового гетмана. 17 октября 1659 рада в Белой Церкви утвердила гетманом Юрия Хмельницкого. Выговского принудили отречься. Войско Запорожское «учинилось под его Великого Государя самодержавною рукою в вечном подданстве по-прежнему». Выговский бежал в Польшу. Опальный гетман писал королю Яну Казимиру: «Здесь я теперь только жалкий изгнанник, потому что, бежав из Чигирина верхом, в одной сермяге, я не только лишился всего имущества, но и потерял любезную подругу жизни, не имея никакой надежды возвратить ее, потому что нет у меня никакого войска»[1].
3. События 1660-1664 годов
3.1. Гетманство Юрия Хмельницкого
Новому гетману Юрию Хмельницкому пришлось подписать Переяславские статьи, по которым запрещалось избирать гетмана без разрешения русского царя, запрещалось принимать международные решения. В воеводствах сидели московские воеводы, церковь полностью подчинялась московскому патриархату. Среди правобережной старшины многие не признали нового гетмана и присягнули Речи Посполитой.
В феврале 1660 года на Украину вторглось польское войско великого коронного гетмана Станислава Потоцкого. С ним был и Иван Выговский с верными ему казаками, распространявший по украинским городам «прелестные письма», уговаривая казаков сдаваться полякам. После неудачной осады Могилёва-Подольского, польское войско отступило с Украины под натиском войска князя Григория Козловского. В плен попал человек Выговского, бывший киевский полковник Антон Жданович[14].
Григорий Гуляницкий (около 2000 казаков) и 20 000 татар царевичей Мехмет-Гирея и Сарат-Гирея разоряли окрестности Нежина. 5-6 февраля 1660 нежинский полк разбил один из отрядов Гуляницкого и татар, «обоз у них разбили» и «полону черкасского многих людей отбили»[15].
В последних числах февраля 1660 состоялась рада, на которой польский посланец Бечевский и Киевский митрополит уговаривали казаков выступить на помощь немецкому императору против Турции. Казаки отказались. [16][17].
11 марта 1660 наказной гетман переяславский полковник Яким Самко и «государевы ратные люди» под Переяславом у села Козлов разбил «изменников Заднепровских казаков» полковника Сулимы, вторгшихся на левобережье. Сулима, раненый, ушел в Березин[17].
К 15 марта полковник Василий Золотаренко и Иван Лихарев «с государевыми ратными людьми» подчинили местечки Носовка, Кобызжа, Басань, Березань, Бобровица, Быков, Галица, Монастырище и «иные многие местечка».
Разбитый в битве под Слободищем Юрий Хмельницкий подписал Слободищенский трактат (17 октября 1660) о возвращении Гетманщины Польше. Левобережные казаки не признали Слободищенского трактата и избрали Якима Самко отдельным гетманом[18], но Самко так и не получил царской грамоты на подтверждение гетманства и, формально, гетманом всего Войска Запорожского оставался изменник Юрий Хмельницкий, власть которого признавали только на правобережье, а Самко стал левобережным наказным гетманом. Перейдя на польскую сторону, Хмельницкий пытался отказаться от власти[19][1]. Этим попытался воспользоваться Выговский, но поляки, которые готовы были остановить Выговского «даже посредством его смерти»[1], того не допустили.
В январе 1661 правобережные казаки с польскими отрядами Стефана Чарнецкого опустошают земли Прилуцкого, Черниговского и Нежинского полков. Нежинский полковник Василий Золотаренко в одном рейде против Чарнецкого взял в плен бывшего наказного киевского полковника Богдана Маляву[20].
3.2. Две Украины
В 1663 году Юрий Хмельницкий отрёкся от власти и его сменил на Правобережье Павел Тетеря — сторонник Польши.
На Левобережье ждали вторжения. Гетман Яким Самко сообщал, «что при нем (Тетере) Орда стоит, а ожидают татарского прихода под Переяслав, живут бережно затворяся, государевы Черкасские городы»[21]. Левобережные города бьют челом Алексею Михайловичу, чтоб «де у них были воеводы Московские люди»[22].
Одновременно на Левобережье вспыхивает борьба за власть. Против наказного гетмана Якима Самко выступает Запорожская Сечь во главе с Иваном Брюховецким, которого провозгласили «кошевым гетманом». Сторонники Брюховецкого подозревали Самко в предательстве как дядю Хмельницкого и тестя Тетери. Полковник Василий Шимон сообщает, что Хмельницкий отрекся от власти, чтобы «государь поверил», а «де Екиму Самку обладав (гетманством), податца королю...»[22].
В Нежине полковник Золотаренко созвал раду и провозгласил гетманом Самко. Полки Миргородский, Зинковский, Полтавский и Лубенский отказались ему подчиниться[23]. На стороне Брюховецкого выступили епископ Мстиславский и Оршанский Мефодий и войсковой судья Юрий Григорьев. Брюховецкий заявил, что опасается за свою жизнь, что «Самко де великому государю не верен, в тот де час его на дороге побьет также, что и Выговский Барабаша»[24].
А Самко говорил царскому посланнику Фёдору Лодыженскому, что виновником всей смуты является епископ Мефодий «и Брюховецкий по баламутству его называетца гетманом; а у них же в Запорогах от веку гетмана не бывало, а были атаманы, также как и на Дону..., а особного де кошевого гетмана в Запорогах николи не бывало, то же учинено вновь... А Брюховецкому де верить нельзя, что он полулях, был Ляхом да крестился; а в войске он не служил и казаком не бывал»[25].
Царь Алексей Михайлович издал указ созвать весной раду и «обрать гетмана по... правилам и вольностям, всеми волными гласы»[26], а Брюховецкому приказал удалиться на Запорожье[23]. В результате напряженной борьбы, грозившей открытой войной на Левобережье, на Чёрной раде Самко проиграл, а гетманом Левобережья избран Брюховецкий.
В ноябре 1663 король Ян II Казимир и войска гетмана Павла Тетери со 130.000 армией[27] начали вторжение на Левобережную Украину. Князь Ромодановский и гетман Брюховецкий отступили к Путивлю.
Левобережные города без боя сдавались правобережным казакам. Их полковник Иван Богун оставлял в этих городах небольшие польские гарнизоны. В январе 1664 года армия польского короля безуспешно штурмует Глухов. В этот момент Левобережье восстало, а польские гарнизоны были уничтожены.[1].
Другое восстание началось на Правобережье. Восставшие старшины разгромили польские гарнизоны в Ставищах, Белой Церкви и других городах. 30 000 восставших казаков находились в тесном контакте с запорожским атаманом Иваном Серко, гетманом Брюховецким и Москвой[1][28][29].
Армия Яна Казимира, преследуемая войсками князя Ромодановского и гетмана Брюховецкого начала отступление. Кампания, обещавшая стать блистательной победой короля, превратилась в полный разгром.[30][27]. Во время этого отступления по обвинению в измене королю был казнён полковник Иван Богун.
Под Новгород-Северским от армии короля отделились войска Стефана Чарнецкого, которые отправились на Правобережную Украину для подавления восстания.
В 1663—1663 часть украинских казаков в качестве союзников турецкого султана вместе с татарами разоряли владения Австрийского дома в Моравии и Силезии. Это утверждает французский историк Птифис.
4. Другие конфликты в то же время
· Русско-польская война 1654—1667
· Северная война 1655—1660
· Шведский потоп
· Русско-шведская война 1656—1658
Список литературы:
1. Таирова-Яковлева Т.Г. Иван Выговский//Единорогъ. Материалы по военной истории Восточной Европы эпохи Средних веков и Раннего Нового времени, вып.1, М., 2009
2. В. А. Смолий, В. С. Степанков. Украинская национальная революция XVII в. (1648-1676 гг.) - Киев: ИД "Альтернативы", 1999. - С. 218-219.
3. Бабулин И. Б. Поход Белгородского полка на Украину осенью 1658 г.//Единорогъ. Материалы по военной истории Восточной Европы эпохи Средних веков и Раннего Нового времени, вып.1, М., 2009
4. Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России, М., 1872, т.7, стр. 238