План
Введение
1 Античность
2 Предыстория
3 Раннее средневековье
3.1 «Золотой век» древнеармянской литературы. V век
3.2 VI—IX века
4 Высокое и позднее средневековье
4.1 X—XII века
4.2 XIII—XVI века
5 Новое время, XVII—XVIII века
6 XIX век
7 XX век
8 Письменное наследие
Список литературы
Введение
Армянская литература — совокупность художественной литературы созданной на армянском языке в Армении, в XX веке также в армянской диаспоре; одна из древнейших литератур мира[1][2].
· В статье представлены оригинальные произведения армянской письменности V—XVIII веков художественного и историографического (некоторые философского и богословского) содержания.
· В статье не представлены имена авторов произведения которых не сохранились (некоторые средневековые авторы).
· В статье не представлены также 98[3] письменных памятников V—IX веков имеющие исключительно церковно-религиозное значение.
1. Античность
Существует мнение, согласно которому еще в III—I вв. до н. э. у древних армян существовали особые «жреческие письмена», которым создавались храмовые книги и летописи[4]. В I—II веках жил историк, жрец Олюмп, о котором сообщает Хоренаци. Олюмп автор «Храмовых истории»[5], однако на каком языке был написан труд неизвестно. В III веке сирийский ученый Вардесан перевел их на сирийские и греческие языки. К сожалению, от этой письменности до наших дней никаких памятников не сохранилось.
До формирования армянской письменности развивалась богатый литературный фольклор — тесно связанный с армянской мифологией. Древнеармянские легенды и эпические песни впервые были зафиксированы у армянских авторов V столетия. Древнейшие из них рассказы и былины о Хайке, Араме, Ара Прекрасном, Торк Ангехе, Артавазде, Ваагне, Тигране и Аждааке, Ерванде и Ервазе, Вишапах и так далее.
На основе эпической песни о Хайке лежит идея борьбы против тиранства, образ которого формирует ассиро-вавилонский бог Бэл.
Существовало богатая устная литература. Некоторые образцы были записаны и сохранились благодаря авторам V столетия. Хоренаци передает несколько ценнейших образцов античной армянской устной литературы, один из них «О царе Арташесе» воспевалось во II—I веках до н. э..
2. Предыстория
До V века в Великой Армении в качестве официальной письменности использовались греческий, сирийский и древнеперсидский алфавиты.
О существовании литературы и письменности на армянском языке до V века н. э. историки и лингвисты предлагали разные теории, основанные на отдельных сведениях исторических источников[7]. Однако вплодь до начала V века не сохранились письменных текстов написанных на армянском языке.
Первоначально с целью перевода Библии и богослужебных книг по инициативе Месропа Маштоца в 404 году[8] в Армению из северной Месопотамии были привезены так называемые «данииловы письмена». Через некоторое время оказалось, что этот алфавит не способен служить фиксации армянского языка и в этом смысле неполноценен[9]. В 406 году[10], после однолетней[11] экспедиции в северную Месопотамию Месроп Маштоц создал современный армянский алфавит став основоположником армянской национальной литературы и письменности[12]. Армянский литературный язык V—XI веков называется «грабар», то есть письменный, язык XII—XVI веков среднеармянский литературный язык, с XVII века формировался новоармянский литературный язык «ахшарабар». Алфавит Маштоца используется армянами уже более 1600 лет[13]. Авторы академической «Всемирной истории» отмечают:
…Армения получила систему письменности, не только отличную от иранской, но и значительно более доступную для народа, чем иранская; последняя вследствие своей сложности была вполне понятна лишь профессиональным писцам. Этим отчасти и объясняется богатство армянской литературы по сравнению со среднеперсидской. На основе армянской письменности складывается классический язык армянской литературы — «грабар»…[13]
3. Раннее средневековье
3.1. «Золотой век» древнеармянской литературы. V век
Армянская литература насчитывает около двух тысячелетий[14]. Древнеармянская литература развивалось с 406 года н. э., когда учёный и проповедник христианства Месроп Маштоц создал современный армянский алфавит. Для раннесредневековой эпохи развития армянской литературы характерны произведения как светского, так и церковно-религиозного (трактаты, речи) содержания. В литературе V века своим значением особо отличается историография или жанр исторической прозы. Основные особенности жанра проявились уже в началный период его возникновения — второй полавины V столетия, и разными проявлениями сохранились вплоть до позднего средневековья.
Историографическим сочинениям характерна масштабность и широкое освещение исторических реалий, рассмотрение истории Армении параллельно с историей других народов и государств, чем эти труды приобретают особую ценность и выходят из рамок национальных граней. Благодаря этому в древнеармянской литературе сохранились большое количество сведении (иногда уникальных) о Византии, Персии, арабах, крестаносцах и так далее. Вершиной армянской литературы эпохи является труд «История Армении» Мовсеса Хоренаци. Он был первым среди армянских авторов, который создал полномасштабную историю Армении с древнейших времен до эпохи жизни автора. Труд написан в 480-гг. Уже в V веке были созданы капитальные исторические труды «История Армении» Фавстоса Бузанда, Агатангелоса, труд «О Вардане и войне армянской» Егише и так далее. Эти труды важные исторические источники, как для истории Армении, так и соседних государств (Грузия, Иран). Классический период армянской историографии V века завершает «История Армении» Лазара Парпеци. Процветает литературно-историческое направление «Житей» и «Мученичеств», многие из которых имеют важное значение исторического источника. Наиболее известен из них «Житие Маштоца» Корюна, написанный в 440-гг и считающиеся первым оргинальным письмнным памятником армянской литературы[15].
Древнеармянская литература тестно связано с церковью и искусством богословия. Наиболее важнейщим памятником этого направления литературы V столетия является труд Езника Кохбаци «Книга опровержений» — один из шедевров древнеармянской литературы[16]. Тогда же создается патристическое сочинение «Многовещательные речи», предполагаемым автором которого является Маштоц[17].
С первой эпохи развития армянской литературы процветает искусство поэзи, имеющий на тот момент еще церковно-религиозный облик (духовные гимны), что характерно для первоначальной времени всех христианских культур. Наиболее видными представителями творчества шараканов — армянской гимнографии становятся Иоанн Мандакуни, Месроп Маштоц и некоторые другие, творчество которых ложится в основе армянской поэзии последующих веков. Мамбре Верцанох считается автором 3 гомилий[17].
3.2. VI—IX века
В VI веке наиболее примечательным историческим трудом является «Хронография» Атанаса Таронаци. Петрос Сюнеци развивает традиции церковной поэзии. В эту эпоху жил крупнейший раннесредневековый армянский философ-неоплатоник Давид Анахт, сочинения которого образцы высокого риторического искусства[18]. С VI века сохранилась богословский сборник, известный как «Книга посланий». В нем собраны сочинения древнеармянских авторов Ованнеса Габелеанци, Мовсеса Елвардеци, Григора Кертога и др.[17]. Для истории армянской письменности века примечательны также труды Абраама Мамиконеиц.
VII век становится эпохой нового возрождения армянской историографии. Создается капитальный исторический труд Себеоса «Истории императора Иракла», Иоанн Мамикоян пишет «Историю Тарона». Эти труды являются важными историческими источниками эпохи не только для истории Армении[19]. Примечателен и тот факт, что у Себеоса впервые появляется сюжет о Хосрове и Ширин[20]. Развивается также собственно художественная литература. В конце VII века Давтак Кертог пишет свою знаменитую элегию «Плач на смерть великого князя Дживаншира» — древнейшее сохранившееся произведение армянской светской поэзии (акростих из 36 строф по числу букв в армянском алфавите). В догматической литературе важное место занимает сборник «Завет веры» созданный в 620-гг.[21] (Ован Майраванеци и другие), в него вошли антихалкидонистские произведения и религиозные песни[22]. На рубеже VI—VII веков Вртанес Кертог пишет трактат «Об иконоборчестве»[17]. В VII веке жил Анания Ширакаци, автор множеств сочинений в разных областях науки и философии[17].
Наиболее значимое произведение VIII века труд Гевонда «История Халифов», завершенный около 790 году. Развивается житейская литература («Житие Ваана Гохтнеци», 737 год). Создаются произведения богословского характера — трактаты, речи (Иоанн Одзнеци и другие).
В VII—VIII веках армянская духовная поэзия вступает в новый этап своего развития. Она характеризуется обогащением содержания и методов поэтического выражения. Один из лучших сочинении этого периода «Андзинк Нвиреалк» Комитаса Ахцеци. Духовную поэзию развивают до новой степени Саак Дзорапорци, Иоанн Одзнеци и другие. Среди поэтов VIII века встречаются также женщины — Саакдухт, Хосровидухт («Шаракан Ваану Гохтнеци»). Степанос Сюнеци, помимо духовных гимнов, пишет антихалкидонитские полемические произведения и т. д.[17].
В конце IX начале X веков Товма Арцруни создает свой знаменитый «История дома Арцруни», изложив историю всей Армении. Анонимный повествователь (Псевдо-Шапух Багратуни) пишет историю эпохи Багратидов. К IX веку относится «Истории святого патриарха Саака и вардапета Маштоца»[23]. Наиболее значимые поэты-гимнографы этой эпохи Амам Аревелци и Вардан Анеци.
4. Высокое и позднее средневековье
4.1. X—XII века
Армянская литература, начиная с X века получает новые качественные проявления связанные с политическими, экономическими и общественными изменениями в Армении. Историческая проза, которая в V—IX веках являлось основным жанром литературы, начинает уступать свое место жанрам поэтического слова. Древние литературные жанры ощутимо обновляются с точки зрения форм и содержания, появляются новые направления. С X века снова возрождается историография. Период от X до XIV веков историки и культуроведы часто называют Армянским возрождением[24]. Создаются значительные исторические труды, в частности Ованес Драсханакертци около 924 году завершает «Историю Армении», около 982 году «Историю Армении» пишет Ухтанес. Мовсес Каганкавтаци пишет «Историю Агванка», в основном описывая судьбы двух армянских провинции Арцаха и Утика[25]. В агиографической литературе примечателен «История святого Нерсеса Партева, армянского патриарха» написанный Месропом Вайодзореци в 967 году. Создаются также трактаты церковно-религиозного характера («Корень веры» Анании Нарекаци и т. д.[17]).