Смекни!
smekni.com

Холокост в Белоруссии (стр. 6 из 11)

Немцы активно подогревали эти настроения с помощью местных газет и журналов, которых издавалось свыше 200. В частности, «Менская газета» 2 сентября 1941 года писала[29]:

Интересы жидов и нежидов несовместимы, жидовская этика и мораль не должны отравлять другие нации, … евреям вообще нет места среди нас.

Массово использовались карикатуры на руководителей СССР, красноармейцев и партизан, которые рисовались нацистами и коллаборационистами с гипертрофированно-семитскими чертами лица[61].

Израильский историк Даниэль Романовский утверждает, что большая часть населения равнодушно отнеслась к массовым убийствам евреев населения не столько из-за антисемитизма, сколько из-за того, что предыдущие годы сталинского террора приучили людей не испытывать никаких эмоций из-за насилия над другими людьми, тем более другого этнического происхождения[165].

Профессор Аркадий Лейзеров и доктор Леонид Смиловицкий отмечают, что официальная советская пропаганда целенаправленно замалчивала геноцид евреев на оккупированных территориях[11][145][166]. Как утверждает историк Олег Будницкий, эта тема не обсуждалась активно, — хотя и не замалчивалась совсем, — чтобы не способствовать нацистской пропаганде о «еврейском засилье в СССР»[167].

7. Праведники мира

Аллея Праведников мира в Минске

Праведниками мира называются те, кто спасал евреев во время Холокоста, рискуя при этом собственной жизнью, и кому это звание присвоено израильским институтом «Яд ва-Шем». По данным «Яд ва-Шем» на 1 января 2010 года в Белоруссии это звание было присвоено 608 лицам, во всём мире насчитывается 23 226 праведников мира[168]. Белоруссия занимает 8-е место в мире по числу праведников после Польши, Голландии, Франции, Украины, Бельгии, Литвы и Венгрии.

Случай наиболее массового спасения белорусских евреев — подвиг партизана Николая Киселёва, который спас 218 евреев, жителей деревни Долгиново, выведя их через линию фронта за 1500 километров. Этот поступок получил известность только в 2005 году[169]. Не менее 60 евреев спас смотритель католического кладбища в Барановичах Эдуард Чаща.

Многие из тех, кто помогал евреям, были убиты нацистами. Так, 30 июля 1943 года[170] во время операции «Герман» по блокаде партизан в Налибокской пуще за укрывательство бежавших из минского гетто 30 евреев немцы сожгли деревню Скирмонтово вместе с её жителями[139].

Первыми, кому было присвоено звание праведников мира в Белоруссии, стали в 1966 году Андрей Станько и его жена Наталья, спасшие семью Казинец. После разрыва дипломатических отношений между СССР и Израилем в 1967 году присвоение званий праведников мира в Белоруссии было приостановлено. Из опасений за собственную безопасность люди скрывали свою причастность к спасению евреев[171]. Присвоение званий возобновилось в 1979 году.

Поиск информации о праведниках и присвоение им почётных званий продолжается до сегодняшнего дня. В период с 2007 по 2010 год признано 32 новых праведника[172].

8. Статистика жертв

Попытка установить точное число жертв Холокоста сопряжена с чрезвычайными трудностями по ряду причин:

· В СССР жертв не делили по национальности, предпочитая говорить о «советских гражданах», а архивы были закрыты для иностранных исследователей[173].

· Достоверного учёта жертв не было, через множество лет установить многие факты просто невозможно в связи с отсутствием либо смертью немногочисленных свидетелей.

· Разные исследователи применяют разную методологию подсчёта, связанную с границами, гражданством, местом, причинами гибели и так далее[20].

Даже установление численности еврейского населения на начало лета 1941 года представляет собой нетривиальную задачу. Точные данные такого рода отсутствуют. Исследователи, опирающиеся на данные польской переписи 1931 года и советской 1939 года, вынуждены пытаться корректировать их с учётом сложных миграционных процессов, происходивших в предвоенные годы и в начале Второй мировой войны, что крайне сложно сделать. Тем более сложно учесть неорганизованную эвакуацию первых двух недель Великой отечественной войны, чтобы понять, сколько евреев оказалось на оккупированной территории[20].

До 1939 года на территории Белоруссии проживало 375 100 евреев, доля еврейского населения составляла 6,7 %. После присоединения территории Западной Белоруссии численность еврейского населения возросла, по разным оценкам, до 800 000 — 1 000 000 человек, включая еврейских беженцев из Польши, которых в начале 1940 года было зарегистрировано 65 796 человек. Общее число еврейских беженцев из Польши в СССР оценивается, по разным источникам, от 200 до 500 тысяч человек, причём не все из них регистрировались[174]. Доля евреев в населении республики возросла примерно до 10 %[20] — 12,8 %. Общая численность еврейского населения Белоруссии момент начала немецкого вторжения оценивается от 940 тысяч до миллиона человек[9]. Илья Альтман пишет, что на оккупированной территории оказалось более 800 тысяч евреев[50].

По данным израильского института Яд ва-Шем, на оккупированной немцами территории Белоруссии (в послевоенных границах, включая территории, присоединённые в 1939 году) оставалось от 570 до 600 тысяч евреев. Прямые потери с 1941 по 1944 годы (то есть убитые немцами и коллаборационистами, а также те, кто умер от голода и болезней в гетто и лагерях) составили от 556 до 582 тысяч человек/ Из оставшихся на оккупированной территории выжило всего 14—18 тысяч человек[175].

По мнению доктора исторических наук Эммануила Иоффе, на территории Белоруссии по состоянию на 22 июня 1941 года, то есть включая Белостокскую область, за годы Великой Отечественной войны погибло 946 тысяч евреев, из них 898 тысяч — непосредственно в результате Холокоста и 48 тысяч — на фронтах[8][176]. В современных границах Белоруссии, по мнению Иоффе, погибло 805 тысяч евреев, в том числе 90 тысяч иностранных[177].

В диссертации Е. С. Розенблата[178] высказывается мнение, что только на территории западных областей Белоруссии погибло около 500 тысяч человек (примерно 99 % довоенного еврейского населения). В восточных областях погибло, по разным данным, 177 737 евреев («Трагедия евреев Белоруссии в 1941—1944 гг.») или 183 746 евреев («Нямецка-фашысцкі генацыд на Беларусі (1941—1944)») — более половины довоенного еврейского населения[6]. По подсчётам Михаила Куповецкого, среди евреев, проживавших в регионах, которые вошли в состав СССР в 1939—1940 годах, погибло 86 %, а среди тех, кто проживал на территории СССР в границах до 1939 года, — 36 %[179].

Всего в годы войны на территории Белоруссии погибло, по разным оценкам, от 400 тысяч[180] (без учёта гибели мирного населения в прифронтовой полосе, а также от голода и эпидемий среди эвакуированных и депортированных)[9] до 898 тысяч евреев[181]. На белорусской территории было уничтожено от 85 до 90 тысяч евреев из других стран[23][182]. Максимальный разброс цифр составляет от 246 тысяч по Мартину Гилберту (англ.) и до миллиона человек — по Раулю Хильбергу[20].

По числу погибших в ходе Холокоста Белоруссия занимает второе место в СССР после Украины.

9. Последствия

В послевоенные годы проводился розыск и наказание многих преступников, принимавших участие в геноциде евреев. В частности, 15—29 января 1946 года в Минске состоялся судебный процесс, на котором перед судом военного трибунала предстали 18 военнослужащих германской армии и полиции. 14 из них были приговорены к смертной казни, 4 — к длительным срокам тюремного заключения[183]. В 1967 году в Германии был опознан и в 1973 году осуждён на пожизненное заключение бывший гебитскомиссар Слонима Герхард Эррен, причастный к смерти десятков тысяч евреев слонимского гетто[184]. В то же время ряд лиц, причастных к массовым убийствам, избежал наказания либо получил не очень длительные сроки заключения[153].

Результатом Холокоста стало резкое уменьшение доли евреев в населении республики. Особенно это было заметно в западных областях, где жители многих населённых пунктов были полностью уничтожены. Так, в Брестской области после освобождения от оккупации было зарегистрировано только 344 еврея. Согласно переписи населения 1959 года, евреев в Белоруссии было 150 100 человек, или 1,9 %[20].

Кроме этого, установилась резкая диспропорция между еврейским населением западных и восточных областей. До войны оно было соизмеримо, а к 1959 году еврейское население Брестской, Гродненской и Минской областей (без учёта самого Минска) составило лишь 12,4 % от всего еврейского населения Белоруссии. Этому способствовало также Постановление Совета народных комиссаров СССР от 10 ноября 1945 года, по которому бывшие граждане Польши имели право на репатриацию. Этим правом воспользовалось не менее 136 579 евреев[20].

Учитывая довоенную разницу между еврейским населением восточных (более советизированных и урбанизированных) и западных областей, результатом Холокоста для Белоруссии стало практически полное уничтожение еврейских местечек и культуры идиш[185][186][187][188].

10. Отражение в послевоенных источниках

В послевоенной Белоруссии замалчиванию подвергался сам факт уничтожения евреев по национальному признаку[10][11]. После войны на памятниках погибшим в ходе Холокоста вместо слова «евреи» писали «мирные жители» или «советские граждане»[12]. Деятельность по увековечиванию памяти погибших евреев блокировалась органами коммунистической партии[162]. В частности, известный изобретатель Владимир Фундатор потерял работу из-за организации сбора средств на памятник в посёлке Червень, где погибли его родители[189][190]. При этом власти обладали полной картиной катастрофы: советская Чрезвычайная государственная комиссия, созданная с целью расследования нацистских преступлений, собирала и документировала сведения об убийствах еврейского населения, для этого в её вопроснике был специальный пункт. В СССР было осуждено большее количество нацистских преступников, чем в любой другой стране мира, среди них были и убийцы евреев. Часть таких судов были открытыми, и на них публично говорилось о фактах преступлений против евреев[167].