Смекни!
smekni.com

Цивилизационный выбор Древней Руси (стр. 2 из 3)

В период правления князя Ярополка (972-980г.г.) происходило восстановление приоритета универсальной составляющей гармонической модели и одновременно ее редуцирование до уровня «западнического» направления с попыткой вживления «латинского» элемента в национальную составляющую.

Ярополк, княживший на ряду с двумя своими братьями (Олегом – Древлянская земля, Владимиром – Новгородская земля) стремился к установлению единодержавной власти. Нуждаясь в поддержке, князь Ярополк обратился в сторону Запада, в лице государств Польши, Германии и Рима, сориентировав таким образом развитие культурно-исторического движения Древней Руси на освоение западного геополитического «полюса» с попыткой переориентации национальной идеи на католицизм. Сильный «западнический» уклон и первая «смута» в 977-980г.г. на Руси содействовали разрушению феномена «Великой языческой Руси». Эти же причины обусловили резкое падение внимания великокняжеской власти к политике на востоке «языческого» державы вплоть до отложения племен радимичей и вятичей и ослабления контроля над волжским торговым путем. В Поволжье вновь усилились позиции волжских булгар, и произошло частичное восстановление Хазарского каганата. Ярополк не сумел удержать стремительно созданную Святославом «языческую» империю от столь же стремительного распада.

Формирование гармонической модели «универсальное-национальное» культурно-исторического движения Древней Руси: христианский вариант и оформление национальной идеи «Святая Русь» прежде всего, связанно с именем князя Владимира (980-1015г.г.).

В начале своего княжения Владимир преследовал цели восстановления «языческой» империи своего отца, князя Святослава. Ренессанс национальной идеи «Великая языческая Русь» начался с реформирования традиционной языческой религии восточных славян (в 980г. был создан объединенный пантеон языческих богов) и переноса в Киев общерусского религиозного и политического центров, что в целом ставило задачу укрепления государственной целостности и формирования чувства этнической целостности «Великой языческой Руси». Шел процесс разработки эффективного функционирования внутренней и внешней безопасности империи посредством экспансионистской внешней политики внутренней политики, основанной на «языческих» началах.

Во внешней политике Владимир развернул масштабную геополитическую активность. В 980г. он включил в состав государства Перемышльский район (будущая Галицкая Русь); в 981-982г.г. вновь покорил вятичей; в 983г. завоевал земли ятвягов в верхнем бассейне реки Неман; в 984г. возвратил радимичей; в 985г. предпринял поход на волжских булгар; в 986г. захватил отложившуюся Тмутаракань. Однако эти хаотичные экспансионистские кампании лишали великокняжескую власть возможности проводить обоснованную целостную внутреннюю политику по упрочению «языческой» державы.

Кроме того, языческая форма древнерусской национальной государственности шла в разрез со сложившимся канонами понимания национальной культуры и религии двумя великими державами Священной Римской империей и Византией, которые проповедовали Восточное и Западное христианство.

Таким образом, реализация идеи «Великая языческая Русь» в связи с исключительным доминированием экспансионистских способов инсталляции в мировое историческое сообщество оказалась малоэффективной и, более того, небезопасной для молодого государства из-за провоцирования постоянных военных столкновений с другими народами и государствами, поэтому князь Владимир пришел к осознанию необходимой культурно-исторической и религиозной переориентации Руси.

В-первую очередь, основой формирования новой ипостаси гармонической модели «универсальное-национальное», стал выбор новой религии для древнерусского государства (в 988г. в качестве государственной религии была выбрана восточная ветвь христианства – православие), что положительно сказалось на возросшем статусе Древней Руси (древнерусское государство стало органической частью огромного христианского мира и обрело высокий статус в сообществе государств Восточной Европы). Вместе с восточным христианством на Русь была перенесена идеология византизма, стержень которой составляли принципы государственного самодержавия, имперской психологии и духовного универсализма. Последствием обращения к византийскому православию также стало изменение направленности меридиональной внешней политики Руси на юго-западе – на первый план были выдвинуты не военно-волевые, а договорно-переговорные (перезаключение в 988г. мирного договора с Византией вплоть до 1043г. и в дальнейшем, в послевоенный период войны с Византией 1043г., поддержание мирных отношений в 1043-1453г.г.) методы инсталляции Руси в мировое историческое пространство в направлении юго-западного геополитического луча.

Таким образом, в ходе христианизации Руси полностью воспроизводились «западническое», провизантийское и восточное направление культурно-исторического развития Руси. Посредством обращения к этим направлениям реализовывался принцип «универсального» в ее цивилизационном движении, причем в христианском варианте. «Почвенническая» составляющая этого движения была связанна с формированием национальной идеи в ее обновленной, христианской оболочке – «Святая Русь» (с принятием православия на русскую землю была перенесена идея соборности, единения власти не только с церковью, но и народом). Однако национальная составляющая культурно-исторического движения Древней Руси была отлична от византийской духовности и несла в себе свой, индивидуальный характер, сформированный двоеверием (идея «Великой языческой Руси» не была вытеснена полностью идеей «Святой Руси», которая в последствии, заимствовала некоторые компоненты первой для системообразования второй).

В период правления князя Святополка I (1015-1019г.г.) происходило отступление от реализации гармонической модели: редуцирование ее универсальной составляющей до уровня «западнического» направления и отрицание национальной составляющей данной модели.

Князем Святополком была предпринята попытка разрушить гармоническую модель «универсальное-национальное» посредством акцента только на ее универсальной составляющей, причем в редуцированном, прозападническом варианте.

Святополк повел антинациональную политику в ходе кровопролитной войны со своим старшим братом Ярославом, пользуясь поддержкой польского короля Болеслава (западное влияние стало активно проникать на Русь из Польши), совместной целью которых была попытка утвердить на Руси власть римской церкви, что послужило отступлением от реализации гармонической модели «универсальное-национальное» в связи с отрицанием «почвеннического» начала национальной идеи «Святая Русь».

Восстановление в полном объеме гармонической модели «универсально-национальное» культурно-исторического движения Древней Руси и значительное укрепление «почвеннического» начала социокультурного организма Руси происходило в период прихода к власти Ярослава Мудрого (1019-1054г.г.).

В течение своего длительного правления он восстановил баланс всех составляющих культурно-исторического движения Руси. Реализации установки на универсальную составляющую движения Руси в мировом историческом пространстве способствовало усиление с середины IX в. широтной геополитической активности Руси.

Развивалась активность в направлении западного геополитического луча, путем интеграции установления матримониальных и политических союзов со странами Северной, Центральной и Западной Европы (Франция, Польша, Германия, Венгрия, Норвегия, Швеция). Укреплялась и провизантийская линия развития Руси (в Киеве, Новгороде и Полоцке были возведены соборы св. Софии, стремящиеся подчеркнуть «равновеликость» и «единоверность» Руси и Византии; война 1043г., с дальнейшим подписанием мирного договора; матримониальные отношения между Русью и Византией). Развитию геополитической активности Руси на южном направлении способствовала победа в 1036г. в войне с печенегами.

Укреплению «почвеннического» начала социокультурного развития Древней Руси содействовала политика Ярослава в отношении церкви (в конце 1037г. вышло «Слово о законе и благодати», в основе которого лежала концепция самобытности и значимости русского христианства, и ставшее доминантой, оказывавшей существенное влияние на общественное сознание древних русичей; в 1051г. произошло избрание первого русского митрополита без санкции византийского патриарха, что явилось актом, утверждающим суверенитет церкви и государства и способствующим укреплению традиций; была основана Киево-Печерская лавра, выступившая оплотом «почвеннического» течения).

Таким образом, в правление Ярослава Мудрого, с одной стороны, Русская земля была открыта всем цивилизационным «ветрам» континента, а с другой – обозначилось максимально полное выражение национальной самобытности русичей.

Распад гармонической модели и возникновении трех самостоятельных направлений культурно-исторического движения Руси (триумвират Ярославичей).

Восстановленный Ярославом баланс основных направлений культурно-исторического движения Руси сохранялся и после него, однако в последствии трансформировался в триумвират Ярославичей под главенством старшего сына Изяслава (1054-1078г.г.).