Смекни!
smekni.com

Цивилизационный выбор Древней Руси (стр. 3 из 3)

С каждым из князей-триумвиров была связана определенная цивилизационная линия развития Руси: с киевским князем Изяславом – «западническая» (имел непосредственные связи с польским королем, германским императором, римским папой), с переяславским князем Всеволодом (1078-1093г.г.) – провизантийская (строго придерживаясь курса на Византию, содействовал торжеству грекофильского направления), с черниговским князем Святославом – «почвенническая» (поддерживал тесные связи с Печерским монастырем, опираясь на высокий патриотизм русичей, сохраняя приверженность соборной интерпретации национальной идеи «Святой Руси»).

В результате этого разделения, создавалась возможность отказа от реализации гармонической модели и измельчения цивилизационных ориентиров развития Руси, чему способствовали противоречия между стремлением князей удерживать единовластие, однобокость в развитии гармонической модели «универсальное-национальное» каждого из князей.

Частичная реставрация гармонической модели при редуцировании ее универсальной составляющей до уровня провизантийского направления. Торжество национальной идеи «Святая Русь».

В княжение Владимира Мономаха (1113-1125г.г.), последовательно отстаивавшего идею братолюбия, возникла возможность собрать и склеить «осколки» гармонической модели «универсальное-национальное», для чего имелись следующие механизмы.

Прежде всего, этому способствовали решения съезда князей в Любече на Днепре, которые содействовали пошаговому развитию нового политического устройства Руси, с созданием суверенного существования независимых княжеств. В общем итоге, поддерживалась идея всеобщего равенства и единения князей.

Восстановление внутриполитического единства на Руси содействовало нейтрализации наметившегося до того измельчения ее цивилизационных ориентиров. Русь при Владимире Мономахе продолжала поддерживать широкие международные связи, как с католическим, так и с мусульманским миром. Продолжали действовать союзные договоры с Венгрией и Польшей, были заключены династические браки с владетельными домами Швеции, Византии, Польши, Венгрии, Германии и других стран. Усилилось влияние Руси на Северном Кавказе. При Владимире Мономахе были предприняты походы на половцев (1103, 1109, 1111, 1116, 1120г.г.), в результате которых половцы были вытеснены за пределы южнорусских степей, значительная часть их ушла на Кавказ, а «мирная» же их часть вошла тогда в состав Руси. Русь фактически превращалась в восточный фланг выступления христиан, против агрессии Востока, что отвечало идеалу «Святой Руси», хотя это и отдаляло ее от цивилизационных процессов на Западе.

Усиление непримиримости ко всякому внешнему врагу способствовало также формированию у древних русичей основы национального самосознания, а значит, реализации «почвеннической» составляющей цивилизационного движения Руси.

Таким образом, период правления Владимира Мономаха ознаменовался частичным реставрированием гармонической модели «универсальное-национальное», несущей в себе признаки грядущего изменения содержания ее национальной составляющей (Русь окончательно утвердила себя в истории как единоверная и равноправная Византии держава, что привело к торжеству национальной идеи «Святая Русь»), где наметилась тенденция к трансформации соборной интерпретации национальной идеи «Святая Русь» в авторитарную, а также редуцированием универсальной составляющей гармонической модели цивилизационного движения Руси по пути грекофильской ориентации (Владимир Мономах поддерживал тесные связи с Византией).

Трансляция гармонической модели «универсальное-национальное» из Киевской Руси в Северо-Восточную Русь.

В частично реставрированном виде, после правления Владимира Мономаха, гармоническая модель «универсально-национально» была транслирована в период распада Киевского государства, начавшегося в 30-40г.г. XIIв., в Северо-Восточную (Владимирскую) Русь. Роль ее транслятора выполнили Мономаховичи – потомки Владимира Мономаха.

Национальная идея «Святой Руси» при Мономаховичах стала приобретать отчетливо выраженную авторитарную интерпретацию уже в княжение внука Владимира Мономаха – Андрея Боголюбского (1157-1174г.г.). С его деятельностью связанно строительство храмов и монастырей, перемещение центра «Святой Руси» в Северо-Восточную Русь, проведение установки на единовластие Северо-Восточной Руси, как национальной идеи цивилизационного развития Руси.

Небывалое значение великокняжеской власти придал Александр Невский (1252-1263г.г.), порвав зависимость князей от воли бояр и народа, от количества приверженцев, от численности и преданности дружины, тем самым провозгласив безграничную власть правителей и безусловную покорность подданных в модели «княжеская власть в отношении к земле - государей, прежде всего, а не правителей».

Универсальная составляющая гармонической модели культурно-исторического движения Руси при Мономаховичах была редуцированна и приобрела ярко выраженную восточную цивилизационную ориентацию. Так как при выборе между угрозой полного поглощения римской церковью русской церкви, с последствиями дальнейшего изменения культуры и народности русичей под Священной Римской империи, Северо-Восточная Русь в середине XIIIв. в лице Александра Невского, следуя инстинкту самосохранения, склонилась к союзу с монголами, не претендовавшими на духовную самостоятельность Руси. Православный мир сдерживал наступление католического Запада, опираясь на Восток.