В дальнейшем вплоть до своего окончания в сентябре 1939 года восстание шло без всякого централизованного руководства. В нём участвовало большое количество мелких разрозненных арабских отрядов, действовавших главным образом в сельской местности. К лету 1938 года таких отрядов насчитывались «сотни» и их средний размер составлял 8-15 человек. Всего в восстании с арабской стороны к середине 1938 года участвовало от 2500 до 7500 человек и ещё от 6000 до 15000 человек принимали участие в восстание спорадически. Пик второго этапа восстания пришёлся на лето—осень 1938 года[20]. К лету 1938 года повстанцы контролировали наибольшую часть сельских районов и имели частичный контроль над городами[21]. В октябре 1938 года им даже удалось на 5 дней взять под свой контроль старый город Иерусалима[22]. Британской армии удалось вновь занять город, используя местных арабов в качестве «живого щита»[23].
Попытки аль-Хуссейни организовать руководство над восстанием из Сирии не увенчались полным успехом. В Дамаске им и другими бежавшими членами ВАК был образован Центральный Комитет Национального Джихада в Палестине. Комитет несколько раз назначал главнокомандующего восстанием, однако командиры на местах зачастую игнорировали комитет. В середине 1938 года комитет создал совет основных лидеров повстанцев, но и контроль этого комитета над ходом восстания не был эффективным[20].
Уже в начале 1939 года, в результате жёстких действий британской армии, многие группы повстанцев были уничтожены, а другие были вытеснены за пределы мандата в Трансиорданию, где их члены были убиты или взяты в плен арабским легионом. К этому времени восстание потеряло остатки организованности. Согласно Бенни Моррису, сами повстанцы убивали больше арабов, чем британские или еврейские силы. Происходили стычки между группами повстанцев за контроль над территорией или добычей, а арабское население всё более отрицательно относилось к попыткам повстанцев взять с них «контрибуцию». Многие жители сельской местности отказывались финансировать отряды повстанцев или давать им пристанище. В некоторых арабских деревнях были образованы группы самообороны против повстанцев[24]. Попытки дамасского комитета во главе с аль-Хуссейни прекратить поборы со стороны повстанцев и примирить различные отряды успехом не увенчались[20].
Резко усилились противоречия между умеренной пробританской арабо-палестинской оппозицией, возглавляемой семьёй Нашашиби, и повстанцами, которые в основном поддерживали семью аль-Хусейни. Между враждующими арабскими группами началось жестокое противоборство, сопровождаемое убийствами соперников. По оценкам, до 30 тысяч палестинских арабов (в основном городская элита) покинули подмандатную территорию в 1936-39 годах, спасаясь от вымогательств и междоусобных убийств.
Опозиционная группа под руководством семьи Нашашиби с декабря 1937 года тайно попросила помощи и финансовой поддержки у Еврейского Агентства и, видимо, получала её на протяжении остальных лет восстания. Под руководством арабо-палестинской оппозиции в деревнях создавались так называемые «отряды мира», которые к 1938 году насчитывали 3000 участников[24]. В то же время арабы пытались предложить евреям ишува совместную борьбу против британцев и полный разрыв с мандатными властями — предложение, от которого, как указывает Гассан Канафани, сионисты решительно отказались[25]. К маю 1939 года восстание было практически полностью подавлено, а к сентябрю прекратилось совсем. «Мирные отряды» палестинских арабов были также распущены британцами, а их оружие конфисковано.
4. Британская и еврейская реакция на восстание
Британские войска развернули активные боевые действия по подавлению восстания, в первые же дни около 120 арабов были казнены (из них около 40 через повешение). Хотя официально британская администрация не признавала еврейскую организацию «Хагана», но вынуждена были пойти с ними на сотрудничество. Из евреев были сформированы специальные полицейские формирования. В то же время против арабов также действовала отколовшаяся от «Хаганы» в 1931 году организация «Иргун».
4.1. Британцы
Британцы использовали против палестинских арабов тактику коллективного наказания, которая была узаконена официально. В 1924-25 годах на подмандатной территории был введён указ «О коллективной ответственности и наказаниях», а в 1936 году он был подкреплён указом «О коллективных штрафах». Был также издан закон, вводящий смертную казнь за владение оружием без британского разрешения. В ходе восстания была сформирована система военных судов, решение которых не могло быть обжаловано.
Разрушение домов в качестве меры коллективных наказаний стало обычной тактикой британской армии с начала восстания. Эта мера применялась как в сельской местности, так и в городской черте. Самой крупной акцией по взрыву домов было уничтожение от 200 до 240 домов в старом городе Яфо летом 1936-го года, в результате которого без домов остались около шести тысяч человек. Люди были оповещены о предстоящем уничтожении их домов за 14 часов листовками с воздуха. Гассан Канафани упоминает два населённых пункта (Абу-Кабир и Шейх-Мурад), где было уничтожено, соответственно, 300 и 350 домов[25]. Многие деревни были разрушены целиком, причём их разрушение даже производилось с военных кораблей[22]. Всего за время восстания в ходе военных действий и в качестве карательных акций было уничтожено, возможно, около 2000 арабских домов[26].
В августе 1938 года арабом был убит чиновник британской администрации в городе Дженин. Стрелявший был позже расстрелян при попытке к бегству. В ответ британцы решили в качестве акта возмездия уничтожить часть города при помощи взрывчатки. Был взорван целый квартал[27].
Другой мерой стало взимание коллективных штрафов с деревень или размещение британских гарнизонов в деревнях, содержать которые были обязаны жители деревни. В случае если у сельских жителей не было денег, штрафы взимались продукцией.
Задержанные повстанцы иногда использовались британскими солдатами в виде живых щитов. Например их сажали на капоты переднего грузовика в конвое или на специальную дрезину перед поездом. Арабам, раненым в бою, британцы зачастую не оказывали помощи, военнопленные подвергались избиениям и плохому обращению, были случаи массового расстрела арабов при их попытке сдаться в плен[22].
4.2. Палестинские евреи
Реакция
Начало восстания, последовавшее после нескольких лет затишья, потрясло ишув. Историк Б. Моррис пишет, что антисионисткие выступления арабов многие евреи воспринимали как погромы. Зелёное знамя повстанцев сравнивалось со свастикой, а сами они обвинялись в национальной ненависти. Многие евреи искренне не понимали причину восстания, считая, что сионистская иммиграция принесла палестинским арабам экономический прогресс. Национальное движение палестинских арабов не признавалось как таковое, а если признавалось, то его пытались делегитимизировать и назвать террористическим и аморальным[28].
Описывая арабское восстание, сионистский лидер Хаим Вейцман писал:[29]
С одной стороны поднялись силы разрушения и пустыни, а на другой твёрдо стоят силы цивилизации и созидания. Война цивилизации и пустыни стара, но мы не будем остановлены.
В то же время другие сионистские лидеры, делая на публике иные заявления, сами осознавали, что они столкнулись с соперничающим национальным движением, возможно, имеющим объективные поводы для недовольства. Давид Бен-Гурион говорил:[29]
Арабы видят […] абсолютно противоположное тому, что видим мы. И абсолютно не важно, видят ли они это правильно […] Они видят иммиграцию гигантского масштаба […] видят как евреи укрепляются экономически […] Они видят что лучшие земли переходят в наши руки и что Англия отождествляет себя с сионизмом […] [Арабы] чувствуют, что они борются против обездоливания. Их страх не в потере земли, а в потере родины арабского народа, которую другие хотят превратить в родину еврейского нарда.
Ответ Хаганы и Иргуна на первом этапе восстания
На первом этапе восстания лидеры ишува провозгласили принцип сдержанности (хавлага на иврите). Они не хотели проводить собственных, не согласованных с англичанами, операций против арабов, опасаясь английских репрессий за это, и решили предоставить англичанам подавить восстание. Деятельность еврейских военизированных групп сводилось в основном к защите поселений и конвоев, позже в сельской местности были образованы специальные патрульные группы. В августе 1936 года в ответ на атаки повстанцев, в ходе которых погибло 6 евреев, «Хагана» предприняла вылазки против арабских кварталов, в результате которых было убито несколько человек, включая женщин. Примерно тогда же, в середине августа 1936 года, Хагана отказалась от этой тактики и вновь вернулась к политике сдержанности[29].
Ответ Хаганы и Иргуна на втором этапе восстания
До лета 1937 года и «Хагана», и отколовшаяся от неё ранее военизированная организация сионистов-ревизионистов «Иргун» в целом придерживались политики сдержанности. Однако с октября 1937 года количество терактов со стороны арабов увеличилось. В ответ на это руководство «Иргуна» решило применить свой вариант принципа «Око за око» в виде направленных на мирных жителей ответных операций в «в качестве возмездия» за арабское насилие[30].
С лета 1937 года «Иргун» стал устраивать террористические акты, подкладывая бомбы в людных местах и автобусах. Согласно Б. Моррису, до этого арабы и евреи не применяли подобной тактики. Новая, начатая «Иргуном», тактика закладки бомб в людных местах привнесла, по его выражению, новое измерение в ближневосточный конфликт. Эту тактику вскоре переняли и арабы, и она превратилась в «традицию» на ближайшие десятилетия в Палестине и позже в Израиле, добавляя особенно жестокую черту в конфликт.