Относительно Р. у древних египтян материал ещё не вполне разработан. Землевладение, строительная деятельность фараонов и феодальный строй в среднем царстве покоились на крепостных рабочих и крестьянах; во время завоевательных войн сюда ещё присоединились толпы военнопленных. Последние в массе также отдавались рабами в храмы или жаловались участникам войны за отличие, о чём повествуют автобиографии последних. Тяжёлое положение рабов-земледельцев и строителей ярко обрисовано и в Библии, и в египетских текстах, хотя вообще отношения рабов и господ в Египте отличались патриархальностью. Рабы считались и назывались людьми, стояли под покровительством законов, имели свою законную семью и собственность. Храмовые и казённые рабы отличались выжженным клеймом с печатью присутственного места, ведению которого они подлежали. Они были организованы на военную ногу, считались частью войска, шли под начальством своих офицеров и под собственным знаменем. О числе рабов в отдельных хозяйствах у частных лиц трудно сказать что-либо; известно только, что во время Среднего царства люди среднего достатка находили возможным дарить друг другу сразу по 4 раба. Что же касается рабов храмовых, то в завещании Рамзеса III приведены громадные их цифры; это понятно, так как войны этого царя наполнили Египет пленными. Одни фиванские храмы получили 3724 человека.
С другой стороны, ряд авторитетных историковкто считают что роль рабов в Египте как минимум сильно преувеличена. Связано это с особенностями религиозного мировоззрения — например считалось что настроение (ментальная душа) строителя передается в материалы и сооружения, которые он создает. Боль и страдания раба будут присутствовать в камне гробницы или дома и испортят экологию и окружение заказчика. Поэтому для ответственных строек применялся только наемный труд свободных крестьян, особенно в период июля по ноябрь заниматься сельским хозяйством было невозможно из-за разлива Нила и они нуждались в оплачиваемой работе. Применять насилие при наеме крестьян не было необходимости.
В различные периоды Египта менялось и отношение к рабам — в раннем Египте пленных не брали вообще — их убивали, так как ограничения в производительности с/х труда и плодородности почвы не позволяли кормить большое количество «чужаков». Затем пленных не стали убивать — их называли «мертвый член семьи», но отношение к рабам было определено законами фараонов — охранялась его жизнь, гарантировалось питание, вводилась оплата за использование его услуг. Исторически имелись примеры когда раб мог накопить вполне приличное состояние. Рабство носило более сервильный характер — то есть в рабство (серв) уходили добровольно (из-за долгов), или по решению общества из-за преступлений, из-за несовместимых с семейным укладом антиобщественных поступков (прелюбодеяние или кровосмешение и т. п.). Усыновление преступников или пленных в качестве сервов позволяло втянуть их в социальную структуру таким образом, что они оказывались под воздействием общественных и ритуальных санкций и были обязаны соблюдать принятые правила поведения. Благодаря усыновлению преступники и пленные приобретали полный статус членов семьи с обязанностью соблюдать некоторые табу и ритуалы, выполнять иные обязательства. С течением времени они могли обрести полную свободу, но ее нельзя было получить с помощью выкупа, который платили, скажем, чтобы освободиться от долгов. Свободу можно было получить только в результате полной интеграции, а этого достигало обычно лишь второе поколение. Как член семьи, серв женился и растил детей согласно той системе, которая соблюдалась в семье, и только тогда интеграция считалась завершенной.
Поздний Египет и во времена новой истории (исламский период) также применял рабский труд ограниченно. Коран, например, поощряет предоставление свободы рабам и предусматривает специальные молитвы за тех, кто находится в рабстве. Ребенок рабыни от хозяина рождается свободным, и свобода должна быть предоставлена и матери. Ребенок рабов, живущих в семье, считается членом семьи и его нельзя продать, если только он не совершил преступления. По религиозным соображениям хозяева были обязаны заботиться о больных и старых рабах, содержать их жен и детей, их порицали, если они мешали рабу внести выкуп за освобождение от рабства.
В Российской истории тема рабства в Египте стала приобретать гипертрофированный характер в 1938-м году, после выхода книги «Краткий курс истории ВКП(б)» под ред. И. В. Сталина, который вводил жесткое классовое разделение и относил Египет к рабовладельческим государствам. Однако в настоящий момент отсутствуют достоверные документальные источники, показывающие что труд рабов в древнем Египте применялся где кроме личного хозяйства.
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Рабство_в_Древнем_Египте