Смекни!
smekni.com

Реформация в Италии (стр. 2 из 2)

Когда умер папа Павел III умер, следующим папой стал кардинал дель Монте под именем Юлий III (7 февраля 1550), причем Реджинальд Поул набрал так много голосов, что был вторым, и ему при втором круге голосования не хватило лишь одного голоса. Тиары ему стоили его воззрения на «очищение через веру».

В 1560 году были полностью уничтожены два города La Guardia и Santo Xisto, где жили вальденсы. Затем умер папа-инквизитор, и следующим понтификом стал представитель миланской ветви Медичи под именем Пия IV. Он стал контрастом предыдущему во всём. В 1565 он умер, и новый понтифик взял имя Пий V — аскет, суровый инквизитор, который теперь получили возможность искоренять ересь.

Первым наиболее впечатлившим итальянцев процессом стало сожжение Пьетро Карнесекки (1567). Кроме того, Лелий Социн имел родственников в Италии, и инквизиция преследовала и арестовала некоторых из них. В рамках действий инквизиции были казнены гуманист и реформатор Аонио Палеарио (1570), утопист Франческо Пуччи (1597), философы Джордано Бруно (1600) и Джулио Чезаре Ванини (1619); Томмазо Кампанелла 33 года провел в заключении; Галилео Галилей был вынужден отречься от своих убеждений.

3. Деятели итальянской Реформации

· Маттиас Флациус Иллирийский (1520—1575), адвокат. Рано осиротел и учился в Венеции с другом Эразма Роттердамского гуманистом Баттиста Игнатиум. Его дядя, который был провинциальным францисканцем, но при этом симпатизировал Реформации, отговорил Маттиаса от пострига и вдохновил на университетскую деятельность. Молодой человек побывал в университетах Базеля, Тюбингена и Виттенберга, где с ним общались Меланхтон и Лютер. В 1544 году он был назначен профессором иврита. Позже Иллирик поссорился с Меланхтоном (из-за Лейпцигского интерима), с тех пор ое переезжал из Йены в Регенсбург, Антверпен, Страсбург и Франкфурт вплоть до своей кончины. Взгляды его были практически манихейскими, благодаря тому, что он так много внимания уделял наличию в человеке греховной и злой природы. Он оказал значительное влияние на протестантскую мысль своим экзегетическим сочинением «Clavis» (ключом к Писанию), и исторической схемой Магдебургских центурий. Оба эти работы были написаны, чтобы доказать, что папство зиждется на ложном основании[1].

· Хуан де Вальдес (ок. 1509—1514) — бежавший из Испании священник обосновался в Неаполе и вокруг него сформировался крупный кружок, включавший большое количество аристократов, в том числе Виттория Колонна и Джулия Гонзага. Он был мистиком, эразмитом, и придерживался концепции Оправдания через веру, повлияв на мировоззрение Пьетро Карнесекки. Вальдес рано умер и его душеприказчица Джулия Гонзага продолжила его начинания, установив контакт с кружком, который собирался в Витербо в доме английского кардинала Реджинальда Поула (скрывавшегося от Генриха VIII), который был близок к позициям Реформации. В нём после смерти Вальдеса его ученики нашли нового лидера, но когда в 1558 году Поулу предписали явится в Рим на суд инквизиции и ответить на обвинение в ереси, что он и сделал, признав себя католиком и верным папе, Джулия в письме к Карнесекки назвала это заявление «скандальным». После смерти Джулии в 1566 году её бумаги были арестованы и отосланы папе римскому Пию V, который по прочтению их сказал: «Если б я увидел её живой, я бы сжег её»[3].

· Пьетро Карнесекки (1508—1567), ученик Вальдеса, стал одной из первых и видных жертв инквизиции. Он родился в 1508 году в знатной флорентийской семье. Учился в Риме в доме кардинала Довицци, и поступил на папскую службу. Во время Клемента VII его сделали апостолическим пронотариум, и его влияние было таким сильным, что говорили «он был папой больше, чем сам Клемент». Визит к Джулии Гонзага в 1540 года вовлек его в общество Вальдеса, которого он уже знал в Риме. Он бежал в Париж, вернулся в Венецию, в 1557 был вызван в Рим и бежал в Женеву. При Пие V ситуация стала чуть получше, чем при его предшественнике Павле IV, и Карнесекки чувствовал себя безопасно во Флоренции, пока в 1565 году инквизиция не возобновила свою деятельность. Герцог Козимо Медичи выдал его, и на состоявшемся вслед за этим процессе он был осужден на смерть. Материалы о процессе над ним, устроенным инквизицией в Риме является ценным источником об итальянской реформации, так как многие его собеседники по Риму и Витербо были осуждены этим трибуналом, причем некоторые посмертно[3]. По этому делу 17 человек были осуждены, из них 15 получили пожизненное заключение на галерах, а Пьетро Карнесекки вместе с братом Джулио Маресио были обезглавлены, а затем сожжены на мосту Святого Ангела 1 октября 1567 года.

· Бернардино Окино (1487—1564), известный в свое время проповедник, был генералом ордена францисканцев-обсервантов, в 1534 году перешел в орден капуцинов, где через четыре года был избран заместителем генерала. В 1539 году по приглашению кардинала Пьетро Бембо, он прочел в Венеции цикл проповедей, где налицо была идея оправдания верою. После организации Караффой инквизиции Окино был немедленно вызван в Рим, но, предупрежденный кардиналом Контарини, он успел бежать в Женеву, где его гостеприимно встретил Кальвин. Окино издал 6 томов на тему своего обращения в евангельскую веру. В 1545 году он стал пастором общины итальянских беженцев в Аугсбург, едва успел спастись, когда город заняли войска Карла V. Бежал через Страсбург в Англию, где Эдуард VI назначил ему содержание. Там было опубликовано его произведение «Трагедия, или диалог о незаконном первенстве епископа Римского» (1549), в котором Люцифер, разъярённый распространением Царствия Христова, собирает всех извергов и сажает на престол папу в качестве антихриста. Автор ликует: когда Сатана и Антихрист практически победили, Господь дает дорогу Генриху VIII и его «славному» сыну (покровителю Окино), которые успешно повергают врагов. Следующая английская королева — Мария Кровавая, изгнала Окино из страны и он стал стал пастором итальянской общины в Цюрихе. Однако в «Тридцати беседах» он поддержал многоженство и высказал некоторые нетрадиционные представления о Троице, за что был изгнан оттуда, и бежал в Польшу, откуда тоже был изгнан, скончавшись, наконец, в Моравии[1].

· Пьетро Паоло Верджерио (1498—1565), занимавший одно время высокое положение в католической иерархии, изучал каноническое право, был епископом Каподистрии и папским легатом. В 1535 году он был командирован в Виттенберг для переговоров об экуменическом совете церквей и был чрезвычайно впечатлен личностью Лютера. Вернувшись в Италию, он навестил Франческо Спьеру, пребывая в состоянии острого духовного конфликта. К 1548 году он для себя принял решение об истинности евангелической веры, и на следующий год уехал в Швейцарию, где стал пастором общины итальянских лютеран, а также советником герцога Кристопа Вюртембергского. В доктринальном отношении он был подлинным лютеранином и оказал большое влияние на развитие религиозной жизни[1].

· Пьетро Мартире Вермиджли (1500—1562) родился во Флоренции в семье последователя Савонаролы. Учился в августинских монастырях Фьезоле и Падуи, был проповедником в Брешии, Пизе, Венеции и Риме. В 1530 году стал аббатом августинского монастыря в Сполето, а через три года — приором монастыря Сан Пьетро в Неаполе, где познакомился с Вальдесом. Тогда же посвятил себя изучению Библии и чтению Цвингли и Буцера. Он был отличным проповедником, но когда он толковал Первое послание к коринфянам, на которой предположительно основывается доктрина о чистилище, как простую фигуративную аллюзию, вице-король поднял тревогу и ему запретили проповедовать. Пьетро послал апелляцию в Рим, где у него были такие влиятельные друзья, что запрет был снят, и он стал генеральным викарием ордена. После смерти Вальдеса он серьезно заболел лихорадкой, от которой умер его друг Бенедетто Касано, и уехал из Неаполя, чтобы стать пиором Сан Фредиано в Лукке[3]. В 1541 году попал под подозрение вице-короля Неаполя и переехал в Лукку (где зарождалась протестантская община). Получил приказ предстать перед руководством своего ордена в Геную, и перед этим заехал во Флоренцию, где получив совет от Бернардино Окино, бежал в Цюрих, Базель и Страсбург, откуда в 1547 был принят в Оксфорд в качестве профессора теологии. При Марии Кровавой бежал обратно в Страсбург. Скончался в Цюрихе профессором иврита. Его взгляды на причастие к этому моменту смешались с учением Цвингли[1].

· Джакомо Аконтий (1492—1560?), как Окино и Вермиджли обратился к еще более радикальной форме протестантизма, чем лютеранство. Он бежал через Швейцарию и Страсбург в Англию, где к тому моменту правила уже Елизавета. Был инженером (осушал болота и отстраивал замки) и написал две религиозные книги — «Di methodo», о корректных методах исследования Писания, и «Stratagemata satanae», в которой он заявил, что догматические вероучения являются раскольническими уловками сатаны, а потому следует выделить наименьший общий знаменатель, или основу различных символов веры, а все спорные вопросы оставить как несущественные[1].

· Ученик Вальдеса, граф Галлеацо Караччиоло, сын Колантонио Караччиоли, маркиза ди Вико, племянник кардинала Караффа (1517—1586). Он путешествовал по Германии на службе императора и слушая Лютера и Кальвина, узнал, что «очищения через веру» недостаточно, и он должен отринуть идолопоклонство. 26 марта 1551 ему хватило храбрости оставить жену, детей и состояние, и отправиться в пилигримаж. Он пришел в Аугсбург, затем в Женеву. Многие хотели вернуть его обратно. Он согласился встретиться со своим отцом в Вероне. Его дядя стал папой под именем Павла IV. Позже его сын Карло стал дигнитарием католической церкви, его пытались вернуть в лоно католической церкви, но он не поколебался. Он стался в Женеве, где был скромным проповедником и пастором итальянской реформированной церкви. Умиер в 1586.

Список литературы:

1. Льюис В. Спиц. Возрождение и движение Реформации. Т.2. Гл. 16. Кальвин и кальвинизм

2. Бертран Рассел. История западной философии. Кн. 3. Гл. V. Контрреформация и Реформация

3. Andrews, Marian. A princess of the Italian reformation, Giulia Gonzaga, 1513—1566; her family and her friends

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Реформация_в_Италии