Смекни!
smekni.com

Реформация в Италии (стр. 1 из 2)



План
Введение
1 Характеристика
2 История
2.1 Венеция
2.2 Неаполь
2.3 Книги
2.4 Инквизиция

3 Деятели итальянской Реформации
Список литературы
Реформация в Италии

Введение

Реформация в Италии, в отличие от многих других регионов Европы, где движение Реформации пустило пышные ростки, отличалась достаточно сдержанным развитием и вызвала мощнейшее противостоящее ей движение контрреформации, которой управляло мощное Папское государство.

1. Характеристика

В XVI веке политическая ситуация в Италии оставалась достаточно сложной: не так давно прошли Итальянские войны и испанские и французские армии покинули землю, страна оставалась раздробленной на враждующие государства, эпоха Возрождения подходила к концу и ренессансный гуманизм приходил в упадок (только Венеция сохраняла подъем)[1]. Тем не менее, в отличие от заальпийской Европы, протестантское движение не нашло поддержки ни в широких народных массах, ни среди государственных деятелей. Италия, находившаяся под сильным и долговременным влиянием папы, осталась преданной католицизму, а его негативные черты, в других странах выразившиеся в идеях Реформации, здесь получили реакцию в форме Контрреформации, значительно изменившей привычный облик католицизма. Бертран Рассел приводит одну из причин, почему данный процесс конкретно в Италии имел свою специфику:

Реформация и Контрреформация в равной степени представляют собой восстание менее цивилизованных народов против интеллектуального господства Италии. В случае Реформации восстание носило одновременно политический и теологический характер; отвергался авторитет папы, и дань, которую он получал благодаря своей папской власти, в его казну больше не поступала. В случае Контрреформации восстание было лишь против интеллектуальной и нравственной свободы Италии эпохи Возрождения; власть папы не уменьшалась, а увеличивалась, в то же время становилось очевидным, что его авторитет несовместим с беспечной распущенностью Борджа и Медичи. Грубо говоря, Реформация была германской, Контрреформация — испанской; религиозные войны одновременно были и войнами между Испанией и ее врагами, совпадая по времени с периодом, когда испанское могущество было в расцвете[2].

Тем не менее, история Италии данного периода характеризуется рядом персоналий, оставивших след в истории Реформаторского движения.

2. История

Предпосылки к очищению католической веры назревали в Италии давно: еще в XIV веке святая Екатерина Сиенская осмелилась написать: «Вы превратили 10 заповедей в одну — „Несите нам денег“. Рим — адская бездна, где заседает дьявол и распродает блага, которые Иисус заслужил Своими Страстями». Собственно предреформационное движение началось в последние десятилетия XV века, когда Джироламо Савонарола развернул во Флоренции свою деятельность. Для умонастроений разных слоев общества в первые десятилетия XVI века были характерны идеи морального очищения общества, религиозного обновления и реформы церкви. Этому способствовала и бедность простого народа (сохранявшего отчасти традиции средневековых ересей вальденсов и альбигойцев), и недовольство политикой церкви в аристократических кругах, а также среди купцов и даже части клира.

Евангелическая вера в ранний период беспорядочно проникала в итальянские города-государства, причем в такой форме, что лютеранство отличить от местного антиклерикализма было достаточно сложно, а лютеранские и католические эразмические реформы весьма напоминали друг друга. Анабаптизм, антитринитаризм и другие сектантские верования, судя по всему, начали проникать в массы (есть свидетельства о существовании таких общин в Виченце и Венеции)[1]. Кальвин очень интересовался успехами евангельской вере в Италии. Его письма говорят о том, что он верил, что Италия присоединится к движению путем обращения князей через чудесную силу Слова. Он переписывался с феррарской герцогиней Рене Французской, посетив её в 1537 году, но её муж Эрколе II д'Эсте энергично сопротивлялся его обаянию, а в 1559 году Рене была изгнана в Париж её собственным сыном Альфонсо II д'Эсте, новым герцогом, так как Феррара не собиралась порывать с папой и страдать от вторжения армий.

Очаги реформационного движения возникли в Неаполе, Лукке, Флоренции, Венеции и Ферраре, ряде других городов. Характерно, что к протестантским доктринам (лютеранству, кальвинизму, цвинглианству, учению Меланхтона, и к сложившейся на итальянской почве «философской ереси») проявляли интерес образованные круги итальянского общества, включая представителей гуманистической интеллигенции. Отсюда проистекает одна из особенностей Реформации в Италии — тесное переплетение религиозных и философских идей и заметное влияние идей ренессансного гуманизма на реформационные теории. К колеблющимся примыкало достаточное число высокопоставленных клириков. Итальянские гуманисты желали воскресить простые элементы раннего христианства, некоторые из них желали реформировать иерархию всех католических институтов. Частично они интересовались идеей Реформации — спасение через веру, а также в то, что Писание — это единственный признаваемый авторитет. Кардинал Мороне, Контарини и другие входили в число тех, кто придерживался такого умонастроения, но при этом они не хотели отвергать идею о папе как о главе христианского мира и их ужасала сама мысль о схизме[3].

При этом идеи Реформации находили приверженцев в среде мелких ремесленников и торговцев, городской бедноты. Среди них встречались свои проповедники, создавались секты, а религиозные идеи получали социальную интерпретацию. Эти два классово обусловленных течения не всегда сливались в единое русло реформационного движения. Для кружков аристократии, клира, купцов и интеллигенции было характерно теоретическое осмысление реформационных учений, которое не имело четкой практической ориентации и было очень пестрым в идейном отношении. Подобная раздробленность, не вылившейся в Италии в крупное социальное движение, облегчила победу церкви, перешедшей в активное наступление после Тридентского собора.

2.1. Венеция

Венецианская республика, благодаря своей политической ориентации противостоявшая Риму, обладала достаточной степенью терпимости. Кроме того, она являлась крупнейшим типографским центром Италии. В ней были опубликованы отдельные труды Лютера и Цвингли. Там же была напечатана популярная протестантская брошюра на итальянском языке «Наиполезнейший трактат о благах распятия Иисуса Христа» Бенедетто Лукино, состоявшая, в основном, из фрагментов Кальвина[1].

Венецианский университет Падуи(также как и болонский) включал большое количество германских студентов, которые организовали активную протестантскую пропаганду, причем местные власти долгое время не вмешивались, боясь потерять доход[1].

2.2. Неаполь

В Южной Италии — Неаполитанском королевстве под контролем Испании — реформационные выступления приняли особенно крупные масштабы. Неаполь стал одним из главных центров Реформации. В 1530-е годы там развернулась деятельность кружка Хуана де Вальдеса, который с гуманистических позиций осмысливал основы христианской веры и, как и другие реформаторы, развивал тезис о необходимости отмены церковной иерархии.

Популяризацией его идей в народе занялся проповедник Бернардино Окино, который разделял также многие антицерковные позиции Меланхтона.

2.3. Книги

Наиболее характерными сочинениями для этого периода являются книги Хуана де Вальдеса, испанского священника, собравшего в Неаполе большой круг почитателей из представителей аристократии, разделявших с ним ощущение необходимости обновления католицизма — но не порывая с ним окончательно. Для этого мистика важным было понятие Оправдание через веру, он считал, что только самоотречением человек может приобрести святость и этим путем подтвердить образ Бога, по подобию которого он сотворен. Эта идея повторяется в ряде его сочинений (см.), которые были написаны по-испански, потом переведены на итальянский и циркулировали в рукописях.

Затем некий его ученик, неизвестный по имени, написал Il beneficio della morte di Cristo, (скорее всего, это работа бенедектинского монаха Бенедетто ди Мантуя, но может, автор был Антонио Палеарио). Маркантонио Фламинио отредактировал эту «маленькую золотую книгу» (как называл её Пьеро Паоло Веджерио), затем она циркулировала в рукописи, а в 1540 году её напечатали в Венеции, и Риме в 1544 году тиражом в 40 тыс. и широко распространили по Италии.

В книге 6 глав, она описывает состояние человека перед совершением греха, его состояние после совершения, и утверждает: «Оправдание, прощение грехов, и все наше спасение зависит только от Христа», отрицая, таким образом, необходимость священства. Цитировались работы Василия, Амвросия, Иллария, Августина и Бернарда, чтобы доказать что в их работах тоже есть слова о свободе спасения помимо канонического права. Книга была внесена в Индекс запрещенных книг в 1549 году монсиньором делла Каса. Её называли «кредо» итальянской реформации, и инквизиция так усердствовала в её поисках, что на некоторое время считалось, что уничтожены все копии[3].

2.4. Инквизиция

Переломным для развития Реформации в Италии стал 1542 год, когда папа Павел III под давлением кардинала Караффа (будущего Павла IV) основал канцелярию Священной Римской инквизиции[1]. После этого большинство итальянских сторонников реформации, не в силах поднять народные массы, под страхом наказания бежали из страны и нашли убежище в университетских центрах протестантской Европы.

Инквизиция была основана в Риме в 1542 году, а в Неаполе — в мае 1547 года. Вице-король Неаполя дон Педро де Толедо, не посмел опубликовать письмо папы о введении в этом городе инквизиции с торжественной помпой, а тайком прибил его на дверь архиепископского дворца, скрывшись в своем замке Поццуоли в ожидании результата. Указ вызвал негодование в городе. Несколько месяцев спустя за этим последовал новый эдикт, подтверждающий предыдущий, в результате чего в городе начался бунт. Вице-король послал за испанскими войсками, горожане же тем временем послали депутацию к императору, который откликнулся на их просьбу, и эдикт в Неаполе был отменен.