Смекни!
smekni.com

Армянофобия (стр. 2 из 4)

2.2. Азербайджан

Хельсинкская группа по правам человека отмечает, что неурегулированный конфликт с Арменией служит катализатором армянофобии в Азербайджане. В частности, некоторые чиновники и омбудсмен Азербайджана поддержали протестные акции Организации Освобождения Карабаха против визита армянских чиновников в страну.[36]

По мнению исследователя В. А. Шнирельмана, в разработке албанской концепции, азербайджанские историки, в частности Фарида Мамедова и Зия Буниятов, вдохновлялись рассуждениями русского шовиниста Величко, работы которого стали особенно популярными в Азербайджане в 1990-е годы[37].

Азербайджанский академик, директор Института истории Академии наук Азербайджана Играр Алиев в своей книге «Лжеистория», основываясь на словах Величко и И. Чавчавадзе, пишет:

До такой низости могли опуститься только и только армянские книжники. Воистину армянство — явление необыкновенное, феноменальное, зловещее, человеконенавистническое.[38]

Председатель Управления мусульман Кавказа Гаджи Аллахшукюр Пашазаде на встрече с главой Центра толерантности Лос-Анджелеса раввином Абрахамом Купером, заявил что «Ложь и предательство в крови у армян» [39] Заявление Главы Духовного управления мусульман Кавказа было осуждено имамом соборной мечети «Джума» в Ичери-шехер Гаджи Ильгар Ибрагимоглу, как ксенофобное [40].

Владимир Казимиров, глава посреднической миссии России по Нагорному Карабаху считает, что кампания ненависти к армянам инспирируется руководством Азербайджана [41], и так характеризует ситуацию в республике в 1992—1996 гг.:

Очутившись надолго в дискомфортном положении, Баку практически взял курс на тотальную «холодную войну» против армян. Отвергаются с порога и экономические «амортизаторы», и любые контакты с армянами (даже по линии общественности); травят тех, кто поддерживает эти контакты. В просвещённом светском государстве кое-кто рад был бы насадить подобие фундаментализма, реваншизма и армянофобии, что лишь мешает устранению как причин, так и последствий конфликта. Всё больше проявлений фанатизма и экстремизма даже на уровне общественных организаций. [42]

Андрей Полонский, исследуя становление азербайджанского национального самосознания в конце 1980-х — начале 1990-х годов отмечает, что «Карабахский кризис и нарастающая армянофобия способствовали формированию устойчивого образа врага, который в известной степени повлиял на характер новой идентичности (первоначально агрессивно-победительной)» [43]

Том де Ваал отмечает, что самым известным армянофобом в Азербайджане был академик Зия Буниятов, опубликовавший статью «Почему Сумгаит», где он обвинял самих армян в организации армянского погрома в Сумгаите [44].

Ясемин Килит Аклар в исследовании, посвященном изучению истории в Азербайджане, приходит к выводу, что официальные азербайджанские учебники используют историю, чтобы вселить ненависть и чувства этнического и национального превосходства в первую по отношению к армянам, а также к русским и иранцам. Согласно её подсчетам на 391 странице одного учебника истории армяне называются врагами 187 раз, русские 119 раз, иранцы 44 раза. Для формирования национальной идентичности и возбуждения ненависти к армянам используются детальные патетические рассказы о геноциде и погромах, а также фотографии жертв погромов. С точки зрения Ясемин Аклар подобное отношение к армянам делает проблематичным существование армян в Нагорном Карабахе, если он войдёт в состав Азербайджана.[45]

2.3. Украина

В июне 2009 года в результате драки между украинцами и армянами в городе Марганец (Днепропетровская область) был убит армянином украинец, сотрудник МВД, пытавшийся разнять драку[46]. Это событие переросло в массовые беспорядки и армянские погромы, сопровождавшиеся поджогами домов и автомобилей, что привело к оттоку армян из города[46]. Лидер националистического ВО «Свобода» назвал эти события «возрождением традиций Запорожской Сечи» и обвинил власти в организации на Украине «межнационального мусорника»[46]. Армянские организации высказали обеспокоенность по поводу армянофобии[46] (см. Марганецкий погром (2009)).

2.4. Грузия

Ловелл Барингтон отмечает, что многие из современной грузинской элиты прикрывают антиармянской риторикой свои настоящие цели — достижение власти. [47]. В изданной в 1857 г. книге «Закавказский край» известный немецкий путешественник А. Гакстгаузен рисует следующую картину: «Они (армяне) деятельны, трудолюбивы, предприимчивы и постепенно покупкою, арендою и залогодательством присваивают себе имущество грузинов, за что их ненавидят»[48].неавторитетный источник? 426 дней

3. Турция. Геноцид армян

Основная статья: Геноцид армян

Среди причин армянофобских настроении в Османской Турции особо выделялся также экономический аспект. В 1914 г. армяне составляли 10 % населения Турции, однако сосредоточили у себя 60 % импорта и 40 % экспорта. Их доля во внутренней торговле достигала 80 %[49]. Вице-консул Германии в Эрзуруме, рассуждая о причинах антиармянских погромов в 1915 г., пишет[50]:

Не думаю, что можно было как-нибудь иначе уничтожить культуру, которая старше и намного выше турецкой. Кроме того, мне кажется, что армяне, как и евреи, являются расой, обладающей большой силой сопротивления. За счёт образования, коммерческих способностей, высокой приспособляемости им удалось устроиться в неблагоприятных для себя условиях […] Они доминируют экономически в городах. Почти вся торговля сосредоточена в их руках. Их трудолюбие и активная предприимчивость вызывают раздражение.

Широкомасштабные погромы армян были предприняты во время Русско-турецкой войны 1877—1878 годов (в Баязете и Алашкерте). Однако в этих случаях, в отличие от последующих событий, роль турецкой администрации сводилась скорее к попустительству и неумению или нежеланию взять под защиту «второсортных» христианских подданных, нежели к сознательной инспирации[51].

Положение резко изменилось после этой войны, когда армянской вопрос (вопрос о гарантиях прав армян и предоставлении им автономии) был вынесен на международное обсуждение, и армяне получили международные гарантии на Берлинском конгрессе, тогда как среди самих армян зародилось сильное национальное движение (см. Дашнакцутюн). С этого момента турецкое правительство ставит своей целью терроризировать армян и по возможности вовсе уничтожить их как опасный элемент.[52] В 1894—1896 гг. султаном Абдул-Гамидом II организуется целый ряд массовых армянских погромов в Западной Армении и самом Стамбуле[53][54][55]. В 1904 г. произошла новая крупная резня в западонармянской области Сасун. Происшедшая затем (1908) революция в Турции, с энтузиазмом поддержанная армянами, предоставила им равенство перед законом и полные гражданские права и, как казалось поначалу, разрешила «армянский вопрос». Однако вскоре пришедшие к власти младотурки обнаружили, что армяне, получив гражданские права, не желают отказываться от своих национальных требований и ассимилироваться в единой туркоязычной «османской нации»; со своей стороны армяне поняли, что младотурки стремятся к их ассимиляции, но отнюдь не к предоставлению им автономии.[56] В результате уже в 1909 году была организована новая резня в Киликии. Начавшаяся вскоре Первая мировая война предоставила младотуркам возможность решить «армянский вопрос» путём полного уничтожения армян, чем младотурки и попытались воспользоваться [57].

В 1915 году в Османской империи в результате Геноцида армян было убито до 1,5 миллиона армян.

Список литературы:

1. И. С. Кон. КСЕНОФОБИЯ

2. Chris Aldrich. The Aldrich Dictionary of Phobias and Other Word Families. Trafford Publishing, 2002. ISBN 155369886X. стр. 225

3. Корякин К. В. Условия адаптации и интеграции мигрантов-армян в Краснодарском крае // Полевые исследования Института этнологии и антропологии. Рос. акад. наук, Ин-т этнологии и антропологии. Москва. Наука. 2004. Стр. 34-49