План
Введение
1 Армянофобия в Российской империи
2 Армянофобия в СССР и постсоветских странах
2.1 Россия
2.2 Азербайджан
2.3 Украина
2.4 Грузия
3 Турция. Геноцид армян
Список литературы
Введение
Армянофобия (Арменофобия) — одно из проявлений этнической ксенофобии[], враждебное отношение к армянам как этнической группе; негативная установка (неприязнь, иррациональный страх или ненависть [1]) по отношению к армянам или Армении[2], идеология негативного отношения к армянам[3]. Армянофобия может выражаться в различных формах от личной неприязни до институциализированного преследования. Термин «Армянофобия» используется энциклопедиями[4][5], словарями[2], учёными[6][7][8], политиками[9][10], общественными организациями [11] и журналистами[12][13].
Армяне, убитые в Турции во время геноцида армян 1915 г.
1. Армянофобия в Российской империи
Одной из предпосылок появления враждебного отношения к армянам стала непредставленность мусульманского населения в местных органах власти Российской империи. В частности, согласно реформе 1870 года нехристианам полагалось не больше трети мест в городском совете (а с 1892 года не больше одной пятой). Эти меры, направленные против евреев, в Закавказье затронули в первую очередь мусульман[14], хотя например в Баку они, будучи основными владельцами собственности, составляли около 80 % электората.[15][16] В результате в начале 1890-х в городских думах таких преимущественно мусульманских городов как Баку, Шуша преобладали армяне.[17]
С другой стороны, отсутствие русского большинства в городах Закавказья затрудняло царским властям проводить там политику русификации. Поэтому большая роль армян в городских властях и на промышленных предприятиях стала представляться им угрозой. В 1882 году царь Александр III поручает министру внутренних дел Толстому принять меры в отношении армянского национализма.
В конце 1880-х почти все армяне увольняются с высших государственных должностей, среди высшего кавказского чиновничества распространяются антиармянские настроения, в чём-то схожие с антисемитскими. В 1885 закрываются армянские школы[18], в 1889 из школьного обучения исключается курс истории и географии Армении.
В 1890-х годах армянский национализм вступает в противоречие с ассимиляционной политикой и драматическим разворотом русско-армянских отношений. Царские власти начинают эксплуатировать напряжения между мусульманами и армянами. В 1896 году кавказским наместником назначается Григорий Голицын. Он проводит ряд мер в пользу азербайджанцев, в то же время роль армян снижается. Например, он уволил часть армян с государственных должностей и назначил на их должности мусульман.[19] Пик антиармянской кампании достигает в 1903 году, когда конфискуется имущество армянской церкви. В ответ армянское национальное движение начинает усваивать террористические методы. Покушение совершено на самого Голицына, после которого в 1903 году он покидает Кавказ. Правление кавказского наместника Григория Голицына было единственным случаем отхода царизма от проармянских позиций.[20] Нападения армянских террористов из Дашнакцутюн на царских чиновников дают властям возможность проверить лояльность мусульман. В январе 1905 году в чайханах распространяется слух, что армяне хотят напасть на мусульман во время шиитского праздника Магеррам. В таких условиях похороны любой жертвы заказного убийства, ареной которых тогда был Баку, превращались в общенациональные демонстрации. 6 февраля после расстрела армянами рабочего-азербайджанца в Баку началась паника. Вооруженные группы мусульман, съехавшиеся или собранные в центре Баку, убивали всех встречных армян. На второй день погрома толпа стала грабить армянские лавки и докатилась до бараков нефтяной фирмы Питоева, где только 8 февраля было убито более 40 армян. Погромы продолжались пять дней. Местные власти не принимали никаких мер к зачинщикам. Как отмечает Баберовски, хотя подозрение, что губернатор сам спровоцировал погромы окончательно не подтвердилось, однако участие в насилии властей не вызывает сомнения[17]. Этот конфликт быстро вышел из-под контроля и к лету 1905 охватил целые округа Бакинской и Елизаветопольской губерний. Подавить беспорядки власти смогли только в 1906 году, направив на Кавказ экспедицию под командованием генерала Максуда Алиханова-Аварского (впоследствии убит революционерами-дашнаками), проявившего необузданную жестокость и, по утверждениям российской прессы, открыто покровительствовавшего татарам вообще и своим родственникам ханам Нахичеванским в особенности в резне армян[21][22][23][24]цитата не приведена 435 дней. Назначенный в апреле 1905 года наместником Кавказа князь Воронцов-Дашков добился смягчения антиармянской позиции власти и возврата имущества армянской церкви. После внешнеполитических конфликтов с Османской империей позиция власти снова становится проармянской.[14].
Наиболее ярым армянофобом считался писатель и публицист черносотенного направления В. Л. Величко, у которого современники отмечали «ярый национализм и боевое армянофобство»[4][5], гармонически сочетавшееся с антисемитизмом. В 1897—1899 гг. Величко редактировал официозную газету «Кавказ», в которой вёл ожесточённую антиармянскую пропаганду[25]. Либеральные современники считали его агитацию погромной и впоследствии сравнивали его с кишинёвским публицистом П.Крушеваном, антисемитские статьи которого, как считалось, спровоцировали Кишинёвский погром.[26]
Но Величко был не одинок в своих выступлениях. Когда он был вынужден покинуть свой пост редактора газеты «Кавказ», за него вступился редактор влиятельной проправительственной газеты «Новое время» А. С. Суворин. По его мнению, отстранение Величко было вызвано интригами местной интеллигенции, что противоречило интересам грузинского и армянского народов[27]. Суворин по сути поддержал геноцид турецких властей по отношению к армянам, а «Новое время» стремилось оправдать целесообразность действий турецкого правительства по отношению к взбунтовавшимся армянским «разбойникам» и «революционерам». Газета Суворина обращалась к правительству с просьбой последовать примеру Турции и «очистить Кавказ от этого вредного элемента» — партии Дашнакцутюн. «Для России русский печной горшок дороже, чем весь „армянский вопрос“, для которого не желаем жертвовать даже этим горшком… Сколько режут, режут армян и никак не вырежут… точно их непочатый край», — говорил А. С. Суворин[28].
Антиармянские публикации Величко перепечатывались также в Грузии в газете «Иверия» (редактором которой в тот период был Илья Чавчавадзе) и Топчибашевым в Баку.[8] В то же время, грузинские либералы, такие как Нико Николадзе, Христофор Вермишев и Георгий Туманов пытались уменьшить нарастающую напряжённость между народами Кавказа, используя в качестве рупора газету «Новое обозрение», которая в скором времени была запрещена правительством.[8]
В настоящее время работа Величко «Кавказ» переиздаётся в Азербайджане в качестве антиармянского аргумента в армяно-азербайджанском противостоянии.[29].
В 1906 году Э. В. Эриксон отмечает[30]:
В общем надо сказать, что в армянах гораздо сильнее, чем в грузинах, вырисовываются еврейские черты характера и это одна из причин нелюбви к ним окружающих народов
До и во время революции армянофобия была основой азербайджанского национализма[31].
2. Армянофобия в СССР и постсоветских странах
2.1. Россия
В современной России армянофобия проявилась в Краснодарском крае, например в Славянске-на-Кубани в 2002 году, где скинхеды организовали погром [32]. В Новороссийске в марте 2005 года были устроены массовые беспорядки и армянские погромы. После бытового конфликта в кафе новороссийского атамана В. Петруши с одним из местных молодых людей, на следующий день, в Новороссийск прибыла колонна автобусов с вооруженными людьми из г. Сочи и Таманского отдела Кубанского казачьего войска, казаков. Численность группы составила от 100 до 200 человек. Толпа погромщиков, по свидетельству очевидцев, учинила беспорядки в районе Цемдолина — била витрины магазинов, кафе, ломала автомобили, нападала на людей армянской национальности [33] и людей неславянской наружности[34] В июле 2002 года произошёл погром армян в Подмосковье.
К. В. Корякин (Институт Этнологии и Антропологии РАН) приводит многочисленные примеры проявления армянофобии (и ксенофобии вообще) в Краснодарском крае со стороны органов власти и некоторых групп населения. Основным источником ксенофобии являются полностью подконтрольные краевым властям СМИ, в школах ведется учёт учеников «славянских» и «неславянских» национальностей. В некоторых районах Краснодарского края изучение армянского языка в школах находится под запретом. Враждебные действия в отношении армян имеют место и на бытовом уровне. Ряд общественных организаций также имеет антиармянскую направленность. В первую очередь, это отряды казаков, деятельность которых Корякин оценивает как «исключительно деструктивную». 10 апреля 2000 года губернатор края Ткачёв публично огласил анонимное письмо, возлагающее обострение криминогенной ситуации в Туапсе на «армянские преступные группировки». Однако начальник ГУВД Краснодарского края Сергей Кучерук назвал армян «самым законопослушным народом Кубани». По его словам армянская преступность не составляет и одного процента от общего числа преступлений в крае.
По мнению Корякина, вначале губернатор Ткачёв основную ставку в своей «национальной политике» сделал на армян, но к 2004 году стал смещаться в сторону турок-месхетинцев. Корякин связывает смягчение риторики в отношении армян с мерами центральной власти, принятыми в результате давления Армении.[3]
По мнению В. А. Шнирельмана антиармянские настроения на Кубани были спровоцированы в том числе якобы имеющимися у армян территориальными претензиями к России. По информации, имеющейся у Ф. В. Шелова-Коведяева, ещё весной 1992 года поездом Баку — Москва в южные регионы России доставлялись целые мешки с многочисленными экземплярами провокационных брошюр и листовок, распространявшиеся затем летом 1992 года на юге России. Они предназначались для распространения среди местного населения с целью заставить МИД России поддержать Азербайджан в его конфликте с Арменией. Эта пропаганда велась в условиях, когда в Краснодарский край и на Ставрополье массами прибывали армянские беженцы. Частично она достигла своей цели, и осенью 1992 г. в Краснодарском крае отмечались случаи нападения казаков на армян и представителей других народов Кавказа [35]. В этих документах от имени армян заявлялось об учреждении некого Армянского национально-освободительного фронта Северного Кавказа, якобы ставившего своей целью присоединение земель Северного Кавказа к Армении. Среди этих документов фигурировала «Историческая справка», будто бы опубликованная в 1992 г. в Степанакерте от имени Ф. В. Шелова-Коведяева, активиста Демократической России, служившего тогда заместителем министра иностранных дел России. В этом документе права армян на южные земли России оправдывались ссылками на имеющиеся якобы археологические и исторические материалы (грубая фабрикация этого документа подтверждается не только тем, что такие материалы полностью отсутствуют, но и тем, что даже армянские радикалы-ревизионисты никогда не решались заходить в своих претензиях так далеко). Выражая возмущение всплеском антиармянской пропаганды на юге России, частью которой и являлись отмеченные выше материалы, армянская община приводила дополнительные свидетельства в пользу того, что источник этой пропаганды располагался в Баку. Одним из них являлось письмо, поступившее в редакцию газеты «Советская Россия» якобы от русской общины Баку, которое предупреждало русских против «армянской опасности»; в нём говорилось, в частности, о планах создания «Великой Армении» от моря и до моря, а также о стремлении армян стравить христиан с мусульманами и о том, что армяне якобы препятствовали объединению Северного и Южного Азербайджанов.