План
Введение
1 Мита в Империи Инков
2 Мита в испанских колониях в Америке
3 Источники
Введение
Мита (исп. mita, на языке кечуа — обязательная очерёдность) — форма принудительного труда в сельских общинах Империи Инков, а позже в испанских колониях в Америке, при которой выделение людей на общественные работы производилось с помощью жеребьёвки. Из нескольких индейцев жребием выбирался один, который должен был отрабатывать миту в течение определённого времени.
1. Мита в Империи Инков
Изобретённая инками мита означала обязанность всех (или почти всех) подданных империи работать на строительствах государственного значения, а также выполнять другие необходимые работы, в том числе на государственных рудниках [1]. Существовали также пастушья мита, мита, возлагавшая на индейцев обязанность прислуживать в домах королевских чиновников, воинская служба, мита по посадке коки и пр[1][2].
Как правило, мита ограничивалась тремя месяцами в году[2], на рудниках не более одного месяца[1]. Миту должны были отрабатывать мужчины в возрасте от 25 до 50 лет, которых запрещалось переводить в климатические условия, отличные от тех, в которых они привыкли жить[2]. Люди старше 60 лет освобождались от трудовой повинности, а люди старше 50 лет работали значительно меньше других[1]. Неспособные отрабатывать миту (больные, а также вдовы), получали от государства бесплатно одежду и пищу.
Мита давала государству инков возможность за несколько дней сосредоточить на важных работах десятки тысяч людей. Благодаря ей, очень быстрыми темпами строились дороги, водопроводы, оросительные системы, мосты, пороги, дворцы, святилища и крепости[1].
2. Мита в испанских колониях в Америке
Испанские завоеватели Латинской Америки использовали миту для эксплуатации индейцев в своих колониях. Так, на основе миты, индейцев отправляли на принудительные работы продолжительностью до 300 дней в году. За свой каторжный труд индеец получал лишь 14—18 песо в год, причём из его «жалованья» колониальная администрация удерживала ещё до его выплаты 8 песо налога и 3 песо за рабочую одежду. Соответственно, даже самый прилежный индеец за целый год рабского труда практически не получал ничего. Более того, часто его «повинности» даже превышали годовой заработок, и для оплаты «долга» им приходилось трудиться сверх положенного срока, то есть фактически индеец был вынужден работать непрерывно[1].
В результате подобной эксплуатации, индейское население стало стремительно вымирать. В начале XIX века мита была отменена.
3. Источники
1. Стингл М. Индейцы без томагавков/ Пер. с чешского В. А. Каменской, О. М. Малевича. Под ред. Р. В. Кинжалова. — М.: Прогресс, 1984—510 с.
2. Галич. М. История доколумбовых цивилизаций — М.: Мысль, 1990. — 408 с — ISBN 5-244-00419-0.