Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Истории Казахстана 2 (стр. 12 из 26)

46. Жизнь и литературное наследие Абая (Ибрагима) Кунанбаева как отражение истории казахского народа начала 20 в.

Во второй половине XIX в. в казахской литературе появился новый тип казахской письменной литературы, ярким представителем которого был великий просветитель, поэт, классик Абай (Ибрагим) Кунанбаев (1845-1904). Абай родился в семье крупного скотовладельца. Получив домашнее образование, в возрасте восьми лет он поступает в Семипалатинское медресе, где изучает мусульманскую философию, литературу, религиозное вероучение. Продолжая обучение в медресе, Абай поступает в русскую школу. В школьные годы начал писать стихи. Ранние его произ­ведения это лирические отрывки, любовные послания. Дружба с Е. Михаэлисом, П. Долгополовым, С.Гроссом помогла ему глубже изучить революционно-демокра­тические идеи. С 1886 г. Абай начал переводить на казахский язык произведения Крылова, Пушкина, Лермонтова. В сближении с русской культурой Абай видел единственно верный путь выхода на мировую культуру. Его волновала идея братства и дружбы народов.Абай был также известным композитором, знатоком и тонким ценителем казахской народной музыки.

47. Система традиционного (мусульманского) и русского образования в Казахстане 19 в. Педагогическая деятельность Ибрая Алтынсарина.

И. Алтынсарин. Организатором народного образования во второй половине XIX в. был выдающийся казахский просветитель Ибрай Алтынсарин (1841 -1889). Он родился в семье известного бия Балгожи, окончил казахскую семи­летнюю школу в Оренбурге. Глубокое изучение истории и современного состояния русс­кой педагогики позволило ему стать просветителем родного народа. При помощи народа ему удалось открыть казахские школы, несколько школ для девушек с интернатами, сельскохозяйственные, ремесленные школы. Ибрай разра­ботал дидактические принципы обучения и воспитания детей, соз­дал учебные и методические пособия. Написанные им «Киргиз­ская хрестоматия», «Руководство по обучению киргизов русскому языку» имели огромное значение в истории казахской культуры. Школу он считал ключом к подлинному просвещению наро­да. И. Алтынсарин был действительным членом Оренбургского отдела Русского географического общества. Значительна и литературная деятельность просветителя. Наряду с переводом на казахский язык басен Крылова, рассказов Л.Н.Толстого, К. Ушинского он написал короткие рассказы о выдающихся ученых, государственных деятелях, трудолюбивых, сметливых крестьянах. Произведения Алтынсарина правдиво отражали казахскую жизнь. Своими стихотворениями и рассказами он пропагандировал науку, осуждал невежество.

48.Вклад русских ученых в изучение истории Казахстана (В.В. Бартольд, В.В. Вельяминов-Зернов, А.И.Левшин и др.)

С принятием казахов российского подданства научное изучение края прочно вошло в круг деятельности государственных структур и различных отрядов исследователей. В Казахстане сложилось сеть научных учреждений. Многие русские исследователи создали свои фундаментальные труды на основе материалов казахского фольклора, музыки, устной историографии.

Крупным итогом изучения Казахстана русскими учеными явилась книга А.И.Левшина «Описание киргаз-казачьих или киргиз-кайсацких Орд и Степей» в 3 частях.

Крупный ученый Вельяминов –Зернов в книгах « Исследование о касимовских царях и царевичах», «Исторические сведения о киргиз-кайсаках», написал историю Казахского ханства в 15-16 вв. и историю Младшего жуза 18 в.

49.Течения в казахской литературе и искусстве 19в. Поэты эпохи «Зар Заман»

Художественная культура дореволюционного Казахстана вобрала в себя как новации, рожденные эскплуатацией, так и традиционные черты, свойственные патриархально- феодальному строю.

Литературные процессы шли по 2 направлениям: устное народное творчество и письменная литература. Устное творчество развивалось в виде айтыса акынов, дастанов, героических и лирико-эпических поэм, сказок, поговорок и пословиц, загадок и т.д. в многочисленных айтысах (состязаниях) 19-начала 20 в. отличались сотрословием , находчивостью, импровизацией, глубоким знанием обычаев, традиций, языка акыны Жанак, Шоже, Акан сери, Суюнбай, Жамбыл, Сара Тастанбекова, Асет Найманбаев, Биржан сал.

Проникновение капитализма в Казахстна, массовые переселения крестьян из центра и связанные с этим глубокий кризис в хозяйстве, морально-нравственное состочние казахского кочевого аула порождали группу поэтов, которые в своих произведениях оценивали эти явления как наступление «эпохи скорби».

Родоначальником этой поэзии в литературе был поэт Шортанбай Канайулы (1818-1881). В своем произведении «Зар-Заман» он называет эпохой скорби период казахской истории после присоединения Казахстана к России. Шортанбай критикует новую социальную группировку в казахском обществе, бейство, возникшее в результате в результате развития в степи товарно-денежных отношений Описывает тяжелую жизнь бедняков, бьет тревогу об испорченности нравов, лицемерие. Его беспокило разрушение традиционных социальных отношений и кочевого скотоводства. Шортанбай-поэт-пессимист. Не находя выхода из положения, он призывает людей искать защиту в религии.

Дулат Бабатайулы (1802-1874). В стихах «Осиет наме» воспевает прошлую жизнь казахского народа. Он осуждает действия казахских ханов 18 в. Выступает за сохранение традиционного образа жизни. Разоблачает представителей местной власти, грабительский характер колониальной администрации.

Мурат Монкеулы (1843-1906). В своих произведениях «Казтуган», «Ушкиян» высказывает недоброжелательное отношение к переселенцам, он идеализировал прошлое время казахов, критиковал пороки капитализма. Он – поэт религиозного направления, защищает устои ислама в казахской степи. Вместе с тем-активный борец против колониализма.

50.Идеи мусульманского реформаторства «джадидизм».

Значительным событием конца 19 начала 20 вв. было открытие «новометодных» («джадидских») учебных заведений. Идейным вдохновителем джадидизма в просвещении был крымский просветитель Исмаил бей Гаспралы. Сторонники «нового метода» стояли за реформу мусульманской школы, широкое внедрение светских дисциплин (географии, истории, естествознания, русского языка) , новую методику обучения, за необходимость европейского образования для мусульман. Джадидизм – (от арабского усул-и –джадид – новый етод) культурно-реформаторское и общественно-политическое движение мусульман Поволжья, Крыма и Средней Азии в конце 19 века – начале 20 в. В Казахстане движение за «новый метод» активизировалось в начале 20 в.