1 сентября 1939 года.
Немецкие войска переходят границу
Практическое осуществление провокации было поручено начальнику отдела диверсий и саботажа военной разведки генералу Эриху Лахузену и члену фашистской службы безопасности СД штурмбаннфюреру Альфреду Науйоксу.
В полдень 31 августа 1939 г. условный приказ осуществить провокацию был дан по телефону. Он был выполнен в 20 часов — в этот час гестаповцы и уголовники напали на радиостанцию в Гляйвице. После перестрелки с немецкой полицией и захвата радиостанции один из немцев, знавший польский язык, торопливо прочитал в течение 3-4 минут перед микрофоном текст, заранее составленный в гестапо. В нём были слова «пришло время войны Польши против Германии». Чтобы уничтожить следы этой провокации, всех участников нападения на радиостанцию расстреляли присматривавшие за ними эсэсовцы.[19]. Тела «Консервов» были брошены на месте, и здесь их вскоре обнаружила местная полиция. Немецкие осужденные, убитые солдатами СС, стали первыми погибшими при вторжении немецких войск в Польшу. Той же ночью немецкие новостные службы уже заявляли, что польская армия предприняла ничем не спровоцированное нападение на Третий рейх[20].
Начало военных действий (1—5 сентября 1939)
Первые выстрелы новой войны, учебный линкор «Шлезвиг-Гольштейн»
1 сентября 1939 г.
Польская пехота в обороне
Польская мобилизация
Польская пехота
Тайная мобилизация вермахта началась 26 августа 1939 г. Полностью войска были отмобилизованы к 1 сентября[21].
1 сентября 1939 года в 4 часа 45 мин. немецкие войска начали наступление по всей германо-польской границе. Несколько минут спустя, старый немецкий корабль «Шлезвиг-Гольштейн» открыл огонь по Польской военно-морской базе Вестерплатте в Свободном городе Данциг на Балтике. Этот обстрел считается первыми выстрелами новой войны. Первыми приступили к выполнению поставленных перед ними задач военно-воздушные силы Германии. В первый же день наступления они уничтожили большую часть польской авиации на её аэродромах, создав тем самым условия для стремительного продвижения сухопутных войск. После этого немецкая авиация могла быть использована для достижения других намеченных целей. Она сделала невозможным организованное завершение мобилизации польских вооруженных сил и крупные оперативные переброски сил по железной дороге, а также серьёзно нарушила управление и связь противника.[22]
По другим источникам, польское командование сохранило авиацию от первого удара люфтваффе, перебросив её 31 августа на полевые аэродромы. И хотя немецкая авиация завоевала полное господство в воздухе, польские лётчики сбили более 130 самолётов противника[23].
Немецкие войска пересекли границу Польши около 6 часов утра. На севере вторжение осуществлялось группой армий Бока, имевшей в своем составе две армии. 3-я армия под командованием Кюхлера наносила удар из Восточной Пруссии на юг, а 4-я армия под командованием Клюге — на восток через Польский коридор, чтобы соединиться с войсками 3-й армии и завершить охват правого фланга поляков. Состоящая из трех армий группа Рундштедта двигалась на восток и северо-восток через Силезию. Польские войска были равномерно распределены на широком фронте, не имели устойчивой противотанковой обороны на главных рубежах и достаточных резервов для контрударов по прорвавшимся войскам противника.
Равнинная Польша, не располагающая какими-либо серьёзными естественными преградами, к тому же при мягкой и сухой осенней погоде, представляла собой хороший плацдарм для использования танков. Авангарды немецких танковых соединений легко прошли сквозь польские позиции. На западном фронте союзники не предприняли никаких попыток наступления (см. Странная война).
На третий день польские ВВС прекратили существование. Прервалась связь между Генштабом и действующей армией, стала невозможной дальнейшая мобилизация, которая началась ещё 30 августа[24]. Из шпионских донесений люфтваффе удалось выяснить местонахождение польского Генштаба, и его непрерывно бомбили, несмотря на частые передислокации. В Данцигском заливе германские корабли подавили небольшую польскую эскадру, состоявшую из одного эсминца, миноносца и пяти подводных лодок. Кроме того, три эсминца успели ещё до начала военных действий уйти в Великобританию (план «Пекин»). Вместе с двумя подводными лодками, сумевшими прорваться из Балтики, они приняли участие в военных действиях на стороне союзников после оккупации Польши.
Гражданское население было полностью деморализовано бомбардировками городов, диверсионными акциями, выступлениями хорошо организованной «Пятой колонны», неудачами польских вооруженных сил и антиправительственной пропагандой, начавшейся в первый же день войны.
Битва за Варшаву и район Кутно-Лодзь (5-17 сентября 1939)
Результаты бомбардировки города Велюни самолётами люфтваффе
14 сентября 1939
В ходе немецкого наступления на 5 сентября 1939 года сложилась следующая оперативная обстановка. На севере левофланговая армия Бока двигалась на Брест-Литовск, на юге правофланговая армия Рундштедта устремилась в северо-восточном направлении в обход Кракова. В центре 10-я армия из состава группы Рундштедта (под командованием генерал-полковника Рейхенау) с большей частью бронетанковых дивизий вышла к Висле ниже Варшавы. Внутреннее кольцо двойного окружения смыкалось на Висле, внешнее — на Буге. 8 сентября 1939 польская армия применила химическое оружие — газ иприт. В результате два немецких солдата погибло, двенадцать были ранены[25]. На этом основании немецкие войска предприняли ответные меры. Польские армии делали отчаянные попытки дать решительный отпор. В некоторых случаях польская кавалерия атаковала и успешно сдерживала немецкие мотопехотные части.
«Я получил Ваше сообщение о том, что германские войска вошли в Варшаву. Пожалуйста, передайте мои поздравления и приветствия правительству Германской империи. Молотов»
Телефонограмма В. Молотова И. фон Риббентропу, 9 сентября 1939[26]
Участвовавшие в этих боях 10-й конно-стрелковый полк и 24-й уланский полк польской армии вовсе не бросались с шашками наголо на немецкие танки. В этих польских частях, по названию и в основной своей массе кавалерийских, были подразделения танков, бронеавтомобилей, противотанковая и зенитная артиллерия, сапёрные батальоны и эскадрилья штурмовиков огневой поддержки. Знаменитые кадры конников, атакующих танки — немецкая инсценировка[27].
Польские силы были рассечены на несколько частей, каждая из которых оказалась в полном окружении и не имела никакой общей боевой задачи. Танки 10-й армии Рейхенау попытались войти в Варшаву (8 сентября), однако были вынуждены отойти под яростными ударами защитников города. В основном, польское сопротивление с этого времени продолжалось только в районе Варшавы—Модлина и немного западнее — вокруг Кутно и Лодзи. Польские войска в районе Лодзи предприняли безуспешную попытку вырваться из окружения, однако после непрерывных воздушных и наземных атак и после того, как у них кончились продовольствие и боеприпасы, сдались 17 сентября. Между тем, кольцо внешнего окружения сомкнулось: к югу от Брест-Литовска соединились 3-я и 14-я немецкие армии.
Вступление СССР в пределы Польши (17 сентября 1939 года)
Советские танки пересекают польскую границу. 17 сентября 1939
Первоначальный план действий польских войск заключался в отступлении и перегруппировке сил на юго-востоке страны, вдоль границы с Румынией. Идея создать там оборонительный район основывалась на убеждении, что союзные Англия и Франция начнут военные действия против Германии на Западе, и Германия будет вынуждена перебросить часть сил из Польшы для войны на два фронта[28]. Однако советское наступление внесло коррективы в эти планы.
Политическое и военное руководство Польши осознавало, что они проиграют войну Германии ещё до того момента, когда советское вторжение расставило все точки над «i»[28]. Тем не менее, они не собирались сдаваться или вести переговоры о перемирии с Германией. Вместо этого польское руководство отдало приказ эвакуироваться из Польши и перебираться во Францию[28]. Само правительство и высшие военачальники перешли границу с Румынией близи города Залещики в ночь на 18 сентября. Польские войска начали отступать к границе с Румынией, подвергаясь атакам немецкий войск с одной стороны и время от время сталкиваясь с советскими войсками с другой. К моменту приказа на эвакуацию немецкие войска нанесли поражение польским армиям «Краков» (польск. Armia Kraków) и «Люблин» (польск. Armia Lublin) в сражении за Томашув-Любельский (англ. Battle of Tomaszów Lubelski), которое продолжалось с 17 по 20 сентября[29].
17 сентября советские войска вступили в пределы Польши с востока в районе севернее и южнее Припятских болот. Советское правительство объяснило этот шаг, в частности, несостоятельностью польского правительства, распадом польского государства де-факто и необходимостью обеспечения безопасности украинцев, белорусов и евреев, проживающих в восточных областях Польши. Польское верховное командование из Румынии отдало приказ войскам не оказывать сопротивления частям Красной Армии.
Вступление в войну СССР было согласовано с германским правительством и проходило в соответствии с секретным дополнительным протоколом к Договору о ненападении между Германией и Советским Союзом. Есть сведения и о прямой помощи СССР Германии во время Польской кампании. Например, сигналы минской радиостанции использовались немцами для наведения бомбардировщиков при бомбардировке польских городов[30].