Уголовный закон признается действующим, если он принят, подписан и опубликован в установленном порядке.
Основные положения процедуры опубликования и вступления закона в силу предусмотрены ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 14 июня 1994 г. (в ред. ФЗ от 22 октября 1999 г.)3. В соответствии с указанным правовым актом принятые Федеральным Собранием и подписанные Президентом РФ федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания в течение семи дней должны быть официально опубликованы в изданиях — "Российская газета", "Собрание законодательства Российской Федерации", "Парламентская газета".
Официальным изданием считается первая публикация их текстов в названных источниках (ст. 4). Федеральный закон, если в нем не оговорен иной порядок, вступает в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня его первого официального опубликования, т.е. с 00 часов следующего, одиннадцатого, дня (ст. 6).
Возможен и другой порядок вступления уголовного закона в силу, когда в его тексте или в специально принятом законодательным органом постановлении указывается конкретная дата вступления закона в силу.
Решая вопрос о возможности применения договорных норм международного права, суды должны исходить из того, что дата и порядок вступления в силу международного договора, содержащего подобные нормы, предусмотрены в самом договоре или согласованы между участвующими в переговорах государствами. При отсутствии такого соглашения или договоренности договор вступает в силу, как только будет выражено согласие всех сторон, участвующих в переговорах, на обязательность для них договора, что регламентировано ст. 24 Венской конвенции "О праве международных договоров" 1961 г. Естественно, что нормы международного договора подлежат применению, если Российская Федерация в лице ее компетентных органов власти выразила согласие на обязательность для нее международного договора посредством одного из действий, перечисленных в ст. 6 ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" (подписание договора, его ратификация, утверждение договора и т.д.).
В законодательной практике известны различные способы прекращения действия уголовного закона. Среди них можно назвать: а) отмену закона, б) замену его другим законом, в) утрату законом своей силы ввиду истечения срока его действия, г) в силу изменения или отпадения условий и обстоятельств (например, состояния войны), в связи с которыми он был принят.
Положение об обратной силе уголовного закона закреплено ст. 54 Конституции РФ: "1 Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. 2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое на момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон".
2.4 Действие уголовного закона в пространстве
Уголовный кодекс предусматривает несколько принципов действия уголовного закона в пространстве: территориальный принцип, принцип дипломатического иммунитета, принцип гражданства, принцип специальной миссии, реальный, универсальный и принцип выдачи лиц, совершивших преступление.
Согласно ч. 1 ст. 4 Конституции РФ суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Это означает, что государственная территория является пространственным пределом распространения государственной власти РФ. В связи с этим основным принципом действия уголовного закона в пространстве является принцип территориальности. Согласно данному принципу лицо, совершившее преступление на территории РФ, подлежит уголовной ответственности по УК (ч. 1 ст. 11). Принцип состоит в распространении его обязательной силы на лиц, независимо от их государственной принадлежности: граждан РФ, лиц без гражданства, иностранных граждан. Главным условием применения территориального принципа является совершение преступного деяния на территории РФ.
Территория РФ включает территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ним (ст. 67 Конституции РФ).
Сухопутное пространство — это суша в пределах границ государства. Водное пространство включает внутренние воды и территориальное море. Воздушное пространство — это пространство, находящееся в пределах его сухопутных и водных границ. Однако высотные пределы распространения суверенных прав, как и пределы других государств, остаются в международном праве неурегулированными. В соответствии с международными обычаями таким пределом считается 100 миль над уровнем океана. Выше этой границы начинается космическое пространство. В соответствии с международным правом на космический объект распространяется юрисдикция государства его регистрации.
РФ обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне. Это конституционное положение отражено в ч. 2 ст. 11 УК, предусматривающей возможность применения уголовного закона также за преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ. Континентальный шельф включает морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границ водной окраины материка (200 морских миль от исходной линии, от которой отмеряется ширина территориального моря)1. Исключительная экономическая зона — морской район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, с особым правовым режимом. Внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря. Внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорам.
Применение уголовного закона на рассматриваемых территориях возможно лишь в том случае, когда преступление было связано с нарушением норм и правил по исследованию, разработке, сохранности морских и минеральных ресурсов этих районов. В остальном на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне действуют нормы и принципы международного права.
Уголовный кодекс признает и другие случаи распространения уголовного закона на лиц, совершивших преступление на объектах, приравненных к территории РФ. К таким объектам относятся: а) гражданские воздушные и водные судна, приписанные к порту РФ и находящиеся в открытом водном или воздушном пространстве вне государственной территории России (ч. 3 ст. 11 УК). Лицо, совершившее преступление на борту такого судна, подлежит уголовной ответственности по УК, если иное не предусмотрено международным договором РФ; б) военно-морские и военно-воздушные корабли под флагом или с опознавательными знаками РФ, независимо от места их нахождения.
Территориальный принцип определяет применение закона места совершения преступления. Местом совершения преступления следует считать место, где выполняется, прекращается, прерывается общественно опасное действие или бездействие.
В уголовном законе закреплен принцип дипломатического иммунитета, в соответствии с которым вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории РФ разрешается в соответствии с нормами международного права. Дипломатический иммунитет распространяется на три категории сотрудников: дипломатический, административно-технический и обслуживающий персонал.
Принцип гражданства заключается в том, что граждане РФ подчиняются российским законам, где бы они ни находились. Поэтому несут они уголовную ответственность за преступления, совершенные в иностранном государстве, по УК, действующему в России. Этот принцип закреплен в ч.1 ст. 12 УК.
В части 2 ст. 12 УК предусмотрен принцип специальной миссии (покровительственный режим), заключающийся в том, что военнослужащие воинских частей РФ, дислоцирующихся за пределами РФ, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по законодательству РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Данный принцип вступает в действие при совершении преступлений следующих категорий: а) против военной службы, б) общеуголовных, совершенных на территории воинских частей, против военнослужащих или иных граждан РФ. За все остальные преступления военнослужащие несут ответственность по уголовному законодательству страны пребывания.
Реальный принцип (принцип защиты) действия уголовного закона в пространстве закреплен в ч.3 ст.12 УК. Для применения данного принципа необходимо, чтобы преступление совершило иностранное лицо либо лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Российской Федерации.
Иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Лицами без гражданства, не проживающими постоянно в РФ, являются лица, получившие разрешение на временное проживание в России. Данные лица подлежат уголовной ответственности по УК в том случае, если: а) лицо привлекается к ответственности на территории РФ; б) преступление совершено на территории иностранного государства; в) лицо не было осуждено в иностранном государстве; г) преступление направлено против интересов РФ, т.е. вред причинен интересам Российского государства, ее гражданам и организациям.
Часть 3 ст. 12 УК закрепляет и принцип универсальной юрисдикции, в соответствии с которым иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в РФ, совершившие преступление вне пределов, подлежат уголовной ответственности по УК в случаях, предусмотренных международным договором РФ. Данный принцип действует, при таких же условиях как и реальный принцип кроме пункта г, а также если лицо не было осуждено в иностранном государстве совершено международное преступление или преступление международного характера.