Всем было ясно большое международное значение отказа России на предложение Наполеона III принять участие в посредничестве. Этим актом было сорвано давление на Союз. Позиция России оказала определенное влияние на позицию Англии, которая была вынуждена отклонить посредничество в данный момент
Британское правительство в ответе Наполеону III сообщало, что одним из мотивов, вынудивших Англию отклонить французское предложение, является отказ России участвовать в коллективной акции против США.
В 1863 г. произошло важное событие
во внешнеполитической истории гражданской войны — визит двух российских эскадр в США. Этот визит был вызван резким обострением противоречий между Россией, с одной стороны, и Англией и Францией —с другой.
В апреле 1863 г. Франция, Англия и Австрия направили протест правительству России в связи с польским восстанием 1863 г. Судьба польских повстанцев мало беспокоила Лондон, Париж и столицы других держав. Но это был очень удобный предлог для давления на царское правительство и далеко не в последнюю очередь именно в американском вопросе. Для императора Франции события в Польше представлялись якорем спасения, реальной возможностью отвлечь общественность страны от тяжелого кризиса, от трудностей, связанных с мексиканской авантюрой, реализация которой наталкивалась на все более серьезные проблемы.
Россия ответила на ноту европейских держав переводом армии на военное положение. В июне 1863 г. европейские державы направили новый протест России и потребовали созыва конгресса европейских держав для разрешения польской проблемы. Это был серьезный тревожный сигнал: против России складывалась мощная коалиция европейских держав.
В этой сложной обстановке федеральное правительство оказало действенную помощь России, отказавшись присоединиться к демаршу европейских держав. Несмотря на благожелательную позицию правительства США, Россия оказалась в очень затруднительном положении.
В июле 1863 г. в Петербурге было принято решение о посылке двух российских военных эскадр в США. Одна эскадра под командованием контр-адмирала С. С. Лесовского вышла из Кронштадта и взяла курс через Атлантический океан к берегам США. Другая эскадра, которой командовал контр-адмирал А. А. Попов, направлялась через Тихий океан в Сан-Франциско.
Прибытие российских боевых кораблей в США оказалось весьма своевременным, ибо федеральное правительство опасалось вмешательства
Англии и Франции в гражданскую войну.,
Русских моряков встретили в США исключительно тепло и восторженно. Первые недели пребывания русских за океаном были до отказа заполнены многочисленными балами, пышными церемониями и торжествами. В американской столице в честь российских морских офицеров состоялся прием в Белом доме. Все эти манифестации вполне соответствовали интересам вашингтонского правительства.
Российские эскадры пробыли в США около девяти месяцев. За это
время произошел коренной перелом в ходе войны, укрепились позиции
федерального правительства, улучшилось внешнеполитическое положение
Союза, чему в значительной степени способствовало пребывание в США
российских военных эскадр.
Это событие на время приковало к себе внимание не только США, но и всей Европы. Одни приветствовали прибытие русских эскадр, другие выражали опасение, а у третьих, главным образом в реакционных кругах Англии и Франции, оно вызывало раздражение и ненависть. При этом распространялись весьма разноречивые версии и толки, сочинялись различные догадки и домыслы о целях прибытия эскадр. Тем более, что в это же время были сосредоточены в Нью-Йоркском порту также английские и французские военные корабли. Еще больше говорили о совместной борьбе США и России против Англии и Франции, а некоторые утверждали о наличии тайного союза между Вашингтоном и Петербургом.
Однако несомненным было одно: визит российских эскадр способствовал разрешению трудностей, возникших во взаимоотношениях России с западными державами. Выведя свои корабли к уязвимым путям европейских морских держав, Россия получила важное дополнительное средство давления на Англию и Францию. Это давало тем больший дипломатический эффект, что обе российские эскадры базировались в дружественной державе.
Визит российских военных эскадр в США превратился в убедительное свидетельство дружественного отношения России к Союзу в период кризиса, который он переживал. Визит эскадр способствовал укреплению международных позиций федерального правительства, что создало дополнительные препятствия на пути реализации интервенционистских планов Англии и Франции.
Хотя визит русских эскадр в Америку не имел прямого отношения к Гражданской войне в США, он сыграл важную роль в укреплении международного положения Севера. Государственный секретарь США Сьюард заявлял, что хотя «...русский флот пришёл по его собственным причинам, преимущество от его присутствия было в том, чтобы убедить Англию и Францию, что он явился, чтобы защитить Соединённые Штаты от вмешательства»[7].
Правительство США продемонстрировало свою дальновидность при определении и реализации внешнеполитического курса в отношении России.
Федеральное правительство понимало, что позиция России определяется не конъюнктурными соображениями, а государственными интересами, которые побуждали Петербург искать сближения с Вашингтоном на долговременной, взаимовыгодной основе.
ГЛАВА 3. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В США И ИХ ЮЖНЫЕ СОСЕДИ.
Гражданская война в Соединенных Штатах Америки была событием большого исторического значения. Она явилась переломным этапом во внутренней жизни американского народа и важной вехой в истории международных отношений, оказала влияние на страны Латинской Америки и на политику США в отношении этих стран.
До гражданской войны 1861 —1865 гг. отношения Соединенных Штатов с двумя их ближайшими южными соседями — Мексикой и испанской колонией Кубой — складывались несколько различно, хотя в обоих случаях политика Вашингтона диктовалась интересами американских рабовладельцев.
Политика эта состояла, в частности, в расширении территории рабовладельческих штатов путем завоевания чужих земель и распространения на них плантационного хозяйства.
Следствием этой политики явились отторжение у Мексики Техаса (1836—1845 гг.) и огромной части мексиканской территории в результате американо-мексиканской войны (1846—1848 гг.), заключение между Мексикой и США договора Маклейна — Окампо (1859 г.), по которому США должны были получить постоянное право транзита через перешеек Теуантепек и право ввода в Мексику войск для защиты собственности и наведения порядка[3]. Таким образом, отношения США с Мексикой до 1861 г. были отношениями сильного хищника и слабой жертвы.
Другой сосед США — Куба — также находился под угрозой. Вашингтонское правительство делало неоднократные, но безуспешные попытки купить Кубу у Испании. В то же время в США велась кампания за насильственный захват острова. Особенно эта кампания усилилась в период президентских выборов, приведших к власти сторонника рабовладельцев Бьюкенена (1857—1861 гг.). Мешала захвату Кубы твердая позиция Англии и Франции, предпочитавших, чтобы остров находился в руках слабой Испании, а не был захвачен их растущим конкурентом — Соединенными Штатами[3].
Поглощение Мексики и аннексия Кубы отвечали в первую очередь экономическим и политическим интересам рабовладельцев южных штатов. Победа южан в гражданской войне грозила установлением господства рабовладельцев во всем Союзе или выделением из Союза южной Конфедерации и неизбежно повлекла бы за собой немедленный рост экспансионизма рабовладельцев. Поэтому в Мексике, на Кубе и в Испании с особым вниманием следили за ходом событий в США накануне и во время гражданской войны.
К моменту военного столкновения между северными и южными штатами в соседней Мексике только что кончилась гражданская война — одержало победу прогрессивное правительство Бенито Хуареса. Долгие годы борьбы истощили страну, особенно ее финансы. Требовались время и средства, для того чтобы страна могла пойти вперед в своем развитии. Поиски передышки и средств явились одной из причин заключения Мексикой упоминавшегося договора Маклейна — Окампо. Внутренняя борьба в Соединенных Штатах того времени привела к отказу сената ратифицировать договор. Когда эта борьба привела к военному конфликту, обе враждующие стороны должны были определить свою политику в отношении Мексики.
Воспользовавшись экономическими и финансовыми затруднениями мексиканского правительства, возникшими в результате долгой гражданской войны, Англия, Франция и Испания решили подчинить любым способом ослабленную Мексику своему влиянию, а если представится возможность, то и превратить страну в колонию. Предлогом к вмешательству в дела Мексики послужил мораторий по иностранным долгам, объявленный правительством либералов. В декабре 1861 г. в Веракрус высадились испанские, а вслед за ними в январе 1862 г. в Мексику прибыли английские и французские войска.
Южане послали к французским войскам своего агента Сюпервьеля. Весной 1863 г., добравшись до Пуэблы, штаб-квартиры французов, агент Конфедерации стремился заверить их в симпатиях Ричмонда к Франции. Одновременно он убеждал французов возможно скорее овладеть портом Матаморос, который южане использовали в своих отношениях с внешним миром, в обход блокады, начатой северянами в апреле 1861 г. От имени правительства Конфедерации он обещал предоставить интервентам необходимые им припасы и корабли для передвижения по рекам, а Франции — дешевый хлопок. Чтобы ускорить дело, агент южан из Мексики отправился в Париж.