6.4. Эпоха Танзимата
В 1839 году в Османской империи началось осуществление масштабных реформ, нацеленных на превращение страны в современное государство (эпоха Танзимата). Гюльханейский хатт-и шетиф, утверждённый султаном Абдул Меджидом I в 1839 году, частично уравнял христиан в гражданских правах с мусульманами и реорганизовал судебную и налоговую систему, ликвидировав откупа. Затем была проведена военная реформа, создавшая постоянную армию, комплектуемую по призыву из мусульман, введены гражданский и уголовный кодексы по французскому образцу, реорганизована система образования. Эти преобразования вызвали «восстание пашей» в 1843—1845 гг. в Северной Македонии и Косове. После его подавления была проведена административная реформа: на месте огромных старых эялетов были учреждены более мелкие административные единицы — вилайеты, во главе которых встали назначаемые султаном губернаторы (валии), при которых действовали советы из представителей местных жителей, как мусульман, так и христиан. Территория Македонии была разделена между Косовским, Монастырским и Салоникским вилайетами.
Большое значение имела аграрная реформа, осуществление которой началось уже в 1832 году. Было упразднено спахийное землевладение и повинности крестьян в пользу спахий, вместо которых введена частная собственность на землю и поземельный налог в пользу государства. Бывшие спахии получили финансовую компенсацию из государственного бюджета. Крестьяне, обрабатывавшие бывшие спахийные земли, свои наделы в собственность не получили — их повинности фактически трансформировались в арендные платежи землевладельцу. Тем не менее, для определённых категорий крестьянства было предусмотрено право выкупа своих наделов. Аграрная реформа способствовала расслоению крестьянства, обезземеливанию его беднейшей части и формированию сельской буржуазии.
Кульминацией преобразований эпохи Танзимата стал хатт-и хумаюн 1856 года, установивший равенство всех граждан империи независимо от их религиозной принадлежности. Это de jure открыло перед христианами возможности для занятия государственных постов и службы в армии. Были также введены гарантии неприкосновенности личности и собственности.
Реформы Танзимата имели большое значение для трансформации Османской империи и оживлении её социально-экономического и культурного развития. Однако, в значительной степени, они остались на бумаге: их реализация на местах, в частности в относительно удалённой от Стамбула Македонии, была неполной и непоследовательной. В частности, в Македонии сохранялось господство крупного помещичьего хозяйства, а доля крестьян, получивших землю в собственность, оствалась небольшой. При этом социальные отношения в деревне сохраняли религиозную окраску: землевладельцы были, по-преимуществу, мусульмане, крестьяне — православными. Фактическая власть в Македонии принадлежала местной аристократии, полностью отсутствовали гарантии безопасности, по всей стране действовали вооружённые банды, с которыми были не в силах справиться немногочисленные отряды османской армии и полиции, процветала коррупция.
В то же время, Танзимат открыл турецкий рынок перед западным капиталом. Уже в 1871 году в Македонии началось строительство первой железной дороги Салоники—Скопье (бельгийский капитал), которая позднее была продолжена через Сербию до Австро-Венгрии. В 1894 году была завершена железная дорога из Салоник в Битолу (немецкий капитал), в 1896 году — из Салоник в Александруполис и далее на Стамбул (французский капитал).
6.5. Национальное Возрождение
С конца XVIII века среди славянского населения Османской империи начали активно развиваться процессы Национального Возрождения и формирования современных наций. В Македонии, где в Средние века не существовало отдельной македонской народности и подавляющее большинство славянского населения не имело выраженной этнической принадлежности, эти процессы протекали, главным образом, в русле Болгарского национального возрождения. В то же время, значительная часть македонских славян к этому времени эллинизировалсь, приняла греческую национальную культуру и поддерживала «Великую идею» реставрации Византийской империи. В конце XIX века активизировалась политика Сербии в Македонии, что также привело к принятию частью местного населения сербской национальной ориентации. Среди албанцев Македонии в конце XIX века протекал ускоренный процесс албанского национального возрождения и становления единой албанской нации. В результате Македония стала территорией пересечения национальных агитаций различных народов Балканского полуострова.
Наибольшее значение имело болгарское национальное возрождения, одним из центров которого стали македонские земли. Уже в 1837 году в Велесе возникла первая болгарская светская школа. Затем болгарские школы были открыты в Скопье, Штипе, Охриде, Битоле, Салониках и других городах Македонии. В начале 1860-х гг. македонские славяне были вовлечены в движение за формирование автокефальной Болгарской православной церкви. В отличие от собственно болгарских земель, однако, в Македонии эллинизированная церковь Константинопольского патриархата сохраняла значительное влияние среди местного населения. Поэтому, когда в 1870 году султанским указом был учреждён Болгарский экзархат, под его начало перешли только велесская, скопская и охридская епархии. Создание автокефальной болгарской церкви дало новый толчок к расширению сети болгарских школ и просветительских организаций в Македонии. Тем не менее, до начала XX века процесс формирования болгарской нации не был завершён, а значительная часть сельского славянского населения Македонии оставалось этнически невыраженной.
Хотя, по общему мнению историков, в XIX веке македонского народа в современном значении ещё не существовало, определённую проблему представляет вопрос о существовании в этот период предпосылок к его возникновению. Если болгарская и греческая исторические школы отрицают наличие сколь-либо самостоятельного македонского этнического самосознания, исследователи из Республики Македония, опираясь на статью «Македонский вопрос» Петко Славейкова 1871 года, заявляют о начале складывании определённой этнической отличности македонских славян от болгар на основе принадлежности к разным православным церквям. Кроме того, разговорный язык славянского населения Македонии несколько отличался от уже кодифицированного на основе восточных диалектов болгарского языка.
6.6. Возникновение Македонского вопроса
В период русско-турецкой войны 1877—1878 годов около 1000 добровольцев из Македонии приняло участие в военных действиях против войск Османской империи. Русские войска, однако, не вступили на территорию Македонии, остановившись на у Кюстендила. По условиям Сан-Стефанского договора 1878 года было образовано автономное Болгарское княжество, включающее всю Македонию, за исключением Салоник и полуострова Халкидики. Однако против этого резко выступили западные державы, Сербия и Греция. В результате переговоров на Берлинском конгрессе 13 июля 1878 года был заключён новый мирный договор: территория Болгарского княжества была значительно сокращена, образовано отдельная автономная единица Восточная Румелия, а Македония осталась в составе Османской империи. В соответствии со статьёй 23 Берлинского мира христианское население Македонии и Фракии должно было в будущем также получить самоуправление в рамках империи. Если греческое и грекофильское население Македонии, а также македонские мусульмане, с воодушевлением приняли условия Берлинского договора, не допустившего присоединение македонских земель к Болгарии, то болгарское население было возмущено. В Пиринской Македонии в октябре 1878 года вспыхнуло Кресненское восстание, которое, однако, было к лету 1879 года подавлено. В соответствии с решениями Берлинского конгресса была организована комиссия для выработки предложений по предоставлению Македонии автономии. В комиссию, однако, не были включены македонские славяне, которые после Кресненского восстания рассматривались Портой как «болгарские повстанцы». Разработанный комиссией проект самоуправления Македонии, однако, был отвергнут султаном в 1880 году. Санкций великих держав не последовало и вопрос автономии остался нерешённым.
В конце XIX века активизировались претензии балканских стран на македонские земли. Помимо Болгарии и Греции, давно считающих Македонию своей исторической территорией, на политическую сцену вышла Сербия, заявившая, что македонские славяне являются в действительности сербами. Позиция Греции заключалась в том, что большая часть славян проживающих на территории Македонии начинало делать попытки отождествления себя — славян по крови и сознанию — с древними македонянами являющимися греческим народам. Тем самым проявление «воровства истории» и присвоение всего греческого со стороны славян проживающих на территории Македонии было не допустимо для Греции. В результате в Македонии развернулась борьба между Болгарией, Грецией и Сербией за привлечение на свою сторону этнически не выраженного местного славянского населения, главным образом путём создания параллельных систем образования и расширения сфер влияния национальных православных церквей. Если в первое время после образования Болгарского княжества из-за сопротивления османских властей и Константинопольского патриархата болгарское влияние в Македонии несколько уменьшилось, то в 1890-е гг., в результате потепления турецко-болгарских отношений в правление Стефана Стамболова и греко-турецкой войны 1897 года, болгарское национальное движение в Македонии вновь активизировалось. Число болгарских школ в 1900 году достигло 781, были учреждены болгарские гимназии в Салониках, Битоле и Скопье, созданы новые епархии Болгарского экзархата. Тем не менее, греческое национальное движение также укрепило свои позиции: в 1900 году в Македонии насчитывалось уже 613 греческих школ, а четверть македонских славян сохраняло принадлежность к Константинопольскому патриархату. Параллельно быстро развивалось албанское национальное движение, одним из главных требований которого, в соответствии с программой Призренской лиги 1878 года, стало объединение всех населённых албанцами земель, включая Западную Македонию, в единое автономное образование в составе империи. Согласно данным переписи населения в 1895 году в Скопском санджаке, Битольском и Салоникском вилайетах проживало 2,5 миллиона человек, из которых 22 % составляли славяне, 22 % — турки, 40 % — греки, 5,5 % — албанцы, 3,5 % — арумыны и 3 % — евреи.