План
Введение
1 Формирование групп дискриминируемого населения в Японии
1.1 Дискриминируемые группы населения с древнейших периодов истории
1.1.1 Первые упоминания о париях
1.1.2 Формирование дискриминируемых групп населения в период реформ Тайка и первых сёгунатов
1.2 Период Сэнгоку
1.3 Развитие дискриминируемых групп населения в период Эдо
1.4 Период реставрации Мэйдзи
1.4.1 Появление обществ по защите прав буракуминов
1.4.2 Создание общества «Суйхэйся»
1.4.3 Изменения в положении групп дискриминируемого населения после принятия закона 1871 г.
1.5 Буракумины в условиях экономического кризиса 1930-х гг
1.6 Дискриминируемое население в послевоенный период
2 Современное состояние проблемы
2.1 Списки поселений бураку
2.2 Посемейные списки «косэки»
2.3 Храмовые записи
2.4 Специальные бланки
3 Дискриминация при трудоустройстве
4 Дискриминация в образовании
5 Дискриминация в брачных отношениях
6 Другие виды дискриминации
7 Государственные меры по решению проблем дискриминации буракуминов
8 Законы об «уравнении»
8.1 Введение законов об «уравнённых» районах — «до:ва тику»
8.2 Введение «уравнённого» образования
9 Организации, защищающие права буракуминов
9.1 Лига Освобождения бураку
9.2 «Дзэнкайрэн»
9.3 Организация по защите прав буракуминов на базе ЛДПЯ
9.4 Национальная ассоциация преподавателей «Дзэндокё»
Список литературы
Введение
Дискриминация буракуминов — одной из групп населения Японии — официально не признаётся в современной Японии, что, однако, не мешает существованию нескольких обществ по защите прав буракуминов и осуществлению государственных программ, нацеленных на улучшение социальных условий буракуминов. Дискриминация буракуминов также является предметом внимания ООН.[1][2]
В Японии проблема дискриминации буракуминов получила название «бураку мондай» (яп. 部落問題, «проблема бураку»), иногда термин «buraku mondai» используется в англоязычных источниках[3]. В последние десятилетия также используется название «дова мондай» (яп. 同和問題, «проблема ассимиляции»).
Дискриминируемое меньшинство Японии — хисабэцубураку (яп. 被差別部落), или коротко буракумины (яп. 部落民), жители особых посёлков, на протяжении многих периодов истории страны исключались из жизни общества, что актуально и в наше время. Кроме того, они не имеют возможности попасть в хорошую школу, университет и тем более найти стабильную работу и даже не могут заключить брак с человеком, если он является представителем другой группы населения (подразумеваются «обычные» японцы, то есть все остальные японцы).
Большинство жителей Японии отрицают существование дискриминации, несмотря на все свидетельства, случаи массовых увольнений и прочих инцидентов, связанных с дискриминацией. При этом существует официальная статистика, в соответствии с которой в Японии проживают 1 млн 200 тыс. буракуминов в 4400 поселениях бураку. Институт изучения освобождения бураку и прав человека приводит данные в 3 млн человек и 6000 поселений.[4][5]
1. Формирование групп дискриминируемого населения в Японии
1.1. Дискриминируемые группы населения с древнейших периодов истории
Происхождение предков современных буракуминов является проблемой в современной японской историографии.[3] Разные исследователи указывают на различные варианты происхождения этих людей, причём разнятся не только предположения об этнической и территориальной принадлежности, но и о периоде первичного формирования (яп. 部落の起源論争).
Многими японскими и западными исследователями указывается, что предки современных буракуминов появились в конце периода Сэнгоку (яп. 戦国時代), когда некоторых бунтующих выселяли в особые поселения. Однако известно, что уже тогда существовал комплекс представлений, традиций и суеверий, связанных с этими людьми.
Первые упоминания о париях
Как указывает российский исследователь З. Я. Ханин, первые сведения о париях в японском обществе можно почерпнуть из китайской хроники «Хоу Хань Шу» [6], в которой говорится о следующих составляющих японского общества: императоре и его окружении, простом народе — хэймин, рабах и группе людей, носящих название «сэйко»[7] (исследователь Морохаси Тэцудзи). Это, однако, не может считаться достаточно достоверным упоминанием.
Важным элементом в комплексе представлений о буракуминах является концепция ритуального загрязнения — кэгарэ (яп. 穢れ). Ритуальное «загрязнение» могло накапливаться в каком-то месте, а скорее, на конкретном человеке — таком, который чаще других сталкивался с «ритуально нечистыми» предметами. Это были представители профессий, связанных с «нечистыми» действиями и событиями, и эти люди стали стойко ассоциироваться с «ритуальной нечистотой», от которой они уже не могли избавиться ни с помощью воздержания, ни с помощью специальных очистительных ритуалов. «Кэгарэ» было наследственным. В Средние века этих людей часто называли термином «эта» (яп. 穢多), который состоит из иероглифов «много» и «кэгарэ», и отражает их сущность в глазах остального населения страны и властей.[8]
С появлением и укоренением в Японии буддизма, в котором многие из ритуально «загрязнённых» действий запрещаются, этот комплекс представлений о ритуальной «чистоте» и «нечистоте» получил дополнительное подтверждение и укрепился.
Формирование дискриминируемых групп населения неотрывно связано с переселением в Японию больших масс ремесленников из Китая и с Корейского полуострова. Японские исследователи часто указывают на то, что именно иностранцы были предками буракуминов.[9]
В соответствии с японской геополитической моделью, заимствованной когда-то из Китая, японцы воспринимали мир восточной Азии как деление на столицу, Кинай (район вокруг столицы), Кигай (далеко от столицы, но населённый японцами), сёбан (земли ближних варваров), итэки (земли, населенные прочими варварами) — в соответствии с уровнем влияния императорской власти. Соответственно, население этих земель делилось на: проживающую в районе Кинай аристократию и правящий класс, которые вели своё происхождение от богов неба или императоров прошлого; региональные могущественные роды, происходившие от богов «страны изобильных тростниковых равнин»; подчинявшийся им простой народ — сёмин; людей из района сёбан — выходцев с корейского полуострова; эмиси — народов, живших на японских островах, но не подчинявшихся власти императора; Хаято, которые, хотя и происходили от небесных богов, были под особым подчинением. Таким образом, парии, даже являющиеся этническими японцами, воспринимаются как варвары, и из-за своего иноземного происхождения не только «загрязнены» в виду своих ритуально «нечистых» профессий, но и не имеют той изначальной сакральной чистоты, которая присуща всему рождённому японскими богами. Исходя из этой традиционной японской концепции «ути — сото», то есть «свой — чужой», недоверие и даже презрение к чужакам является вполне оправданным. Эта теория была наиболее популярна в XVIII—XIX вв. Сторонники этой теории указывают также и на то, что ремесленники в Китае и Корее находились в самом низу социальной структуры, и при переселении эта система была перенесена и на японскую землю.[7]
Формирование дискриминируемых групп населения в период реформ Тайка и первых сёгунатов
В период реформ Тайка социальное расслоение населения страны было закреплено, и в соответствии со сводом законов Ёро рицурё, существовало 5 групп населения с низким социальным статусом: охранники могил «рёко», рабы (кэмин), рабы правительственных учреждений «канко», государственные рабы «нухи» (яп. 奴婢), частные рабы «нухи».[8]
Однако эти дискриминируемые группы населения трансформировались, появились группы «сандзё-но тами» и «каварамоно» (яп. 河原者). Термины «сандзё» и «кавара» указывали на географическое положение поселений: так, наиболее распространённым смыслом слова «сандзё» является заброшенные территории сёэнов, не обеспечивавшие поступления налогов; «кавара» же указывает на то, что эти территории находились на берегах рек, были покрыты галькой и были непригодны для земледелия. Изначально «сандзё» были просто брошенными участками земли, но когда владельцы сёэнов присоединяли их к своим землям, там стали создаваться поселения, куда принудительно отправляли бродяг, ремесленников, которые и стали называться «сандзё-но тами».[7]
Они занимались видами деятельности, которая не входила в обязанности крестьян, обеспечивали сёэн ремесленными товарами. Изначально жители «сандзё» не были презираемыми группами населения, однако, со временем они ими стали. З. Я. Ханин выделяет следующие группы «сандзё»:
1. «Сандзё», находившиеся под контролем сёдзи или их представителей. Жители таких поселений должны были производить захоронения трупов людей и животных, уборку нечистот, производить предписанные ремесленные изделия, в первую очередь из кожи, обслуживать местные праздники и пр. Принадлежали такие поселения не только знати, но и буддийским и синтоистским храмам, и располагались, в основном, в районе Киото и Нара.
2. Поселения, находившиеся вдоль дорог, жители которых должны были, помимо деятельности аналогичной жителям поселений первого типа, обеспечивать транспортировку грузов и проезд по дорогам Японии.
3. Поселения, жители которых, помимо стандартных для жителей «сандзё» обязанностей, должны были заниматься рыболовством и охотой, отдавая часть храму или аристократу, которому принадлежало поселение.[7]
Изначально подобные поселения создавались с целью обеспечения сёэна ремесленными товарами, однако, со временем жители этих поселков стали подвергаться сегрегации.
Что же касается «каварамоно», то в связи с тем, что территории, на которых они селились, не были пригодны для земледелия, и они не обладали сырьем для занятий ремеслом, многие из них становились нищими, бродячими артистами или гадателями. Отношение к «каварамоно» с самого начала было гораздо хуже, чем к «сандзё-но тами». Однако со временем различия между этими двумя группами населения стирались: «кавара» расширялись, а их жители приобщались к деятельности, схожей с деятельностью «сандзё-но тами».