МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра политологии
НАУЧНАЯ РАБОТА
по дисциплине: Основы идеологии белорусского государства
на тему: «Национальный менталитет белорусов»
Студентка
ФМЭО, 1 курс, ДАЗ-2 М. Ю. Левкова
Проверил
кандидат А. В. Ерошевич
исторических наук,
доцент
Минск 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………2
1 Предпосылки национального менталитета белорусов………………...4
2 Белорусский национальный менталитет………………………………..7
3 Менталитетный автопортрет современных белорусов………………..10
4 Методика исследования ментальных характеристик………………….12
Заключение…………………………………………………………………15
Список использованных источников……………………………………..16
ВВЕДЕНИЕ
Менталитет представляет собой сильный, в значительной степени неосознанный, эмоционально насыщенный, идущий от поколения к поколению своеобразный «зов предков». Рассматривая структуру общества, следует отметить три базовых уровня: политический, экономический и социокультурный, ментальный. Верхнюю часть социальной пирамиды образуют политические институты, посредством которых реализуется политическая модель общественного обустройства.
Нижнюю же, базовую составляющую, на которую опираются политические и экономические институты, организуют социокультурные, ментальные структуры. Отличительной чертой социокультурной составляющей является ее изначальная этнонациональность. Менталитет является «скрепом», удерживающим этнос от распада в сложных, в том числе и кризисных, социальных условиях, обеспечивает его внутреннюю целостность, во-первых, в пространстве, ибо его базовые характеристики выстраивают систему идентификационных маркеров, определяющих, где заканчивается территория, на которой живем «мы», и начинается территория, на которой живут «не мы», «другие», во-вторых, во времени (какие непреходящие общие ценности для этноса были «вчера», дороги «сегодня», и останутся духовными ориентирами «завтра»). Поэтому поведение не только отдельного человека, но и нации в целом, наряду с экономическими интересами и политическими пристрастиями, в значительной степени определяется сформированными на ментальном уровне социокультурными нормами, традициями, обычаями, предрассудками и суевериями. Известная миру практика подтверждает, что народ может какое-то время существовать, не имея собственной государственности и даже собственной территории, но, лишившись собственной культуры, утратив свои ментальные характеристики, народ растворяется, погибает.
Актуальность исследования истоков, настоящего и перспектив развития белорусского менталитета определяется тем, что системная трансформация белорусского общества, построение собственной государственности, корректировка векторов внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности потребовало инструментально определить как общечеловеческие, так и отличительные особенности менталитета белорусского народа. Процесс этногенеза, формирование белорусской нации и менталитета белорусов протекали в географическом, геополитическом и социокультурном центре Европы, на стыках «Востока» и «Запада», в условиях интенсивного взаимодействия со славянскими этносами – великорусским, малороссийским и польским, балтийскими – литовским и латышским, а также с евреями, татарами, цыганами. Белорусский этнос, будучи родственным как восточнославянским – русскому и украинскому, так и западнославянскому – польскому этносам, является самостоятельным, обладающим собственными оригинальными восточно-западными культурой и менталитетом.
Принципиальным в исследовании менталитета современных белорусов является то, что, начиная со второй трети XX столетия важнейшие этнообразующие факторы подвергались качественному изменению. К таковым изменениям в первую очередь относятся:
- приобретение белорусским народом собственной государственности;
- принципиальное изменение социально-профессиональной структуры населения. Если в 30-е годы прошлого столетия Беларусь имела ярко выраженный аграрно-натуральный тип хозяйствования, то в XXI столетие она вступила с индустриально-промышленным типом хозяйствования, высоким научным потенциалом;
- урбанизация белорусского населения. Если в начале XX столетия в сельских населенных пунктах проживало около 90% белорусского населения, то к началу XXI столетия сельское население составляет около 30%;
- белорусизация городов. В начале XX столетия в полиэтничных городах удельный вес белорусского этноса не соответствовал удельном весу белорусского населения. В условиях динамической урбанистической культуры полиэтничные города явились своеобразными «правильными котлами», в которых во второй половине ХХ столетия осуществлялся интенсивный процесс формирования уникального этногенетического и социокультурного образования, основу которого наряду с белорусскими составили русские, украинские и польские этногенетические и культурные корни.
Вследствие качественного изменения природно-климатических, геополитических, социокультурных, этноконфессиональных условий в течение ХХ столетия произошло формирование этносоциогенотипа современных белорусов, в пределах которого осуществлялся и осуществляется перманентный процесс взаимопроникновения, «переплавления» культур и ментальных характеристик взаимодействующих между собой славянских народов.
3
1 Предпосылки национального менталитета белорусов
Ментальность белорусов формировалась длительное время. Основополагающие черты белорусского менталитета начали формироваться еще в древности, когда в Беларуси господствовали многочисленные оригинальные культы, обычаи и обряды.
До принятия христианства наши предки придерживались языческих верований, поклонялись разным богам, воздавали почести природным стихиям, небесным светилам, а также священным деревьям, камням, холмам и т.д. Ментальность в то время определялась политеизмом, обожествлением, одухотворением всей природы, подсознательным предчувствием тесной взаимосвязи между человеком и землей, всей окружающей средой и Космосом.
На первоначальных этапах своего развития далекие предки белорусов в значительной степени подвергались влиянию таких естественных факторов, как климатические условия, рельеф местности, флора и фауна. Суровый климат заставлял людей объединяться в большие патриархальные общины, роды, племена для совместного возделывания земли, защиты от природных катаклизмов. Незащищенность человека перед природной стихией вызывало страх и преклонение перед силами природы, возникновение и укоренение язычества, которое в последствие было ассимилировано, но не вытеснено христианством.
По мнению исследователей, формирование белорусского этноса началось в VII-VIII веках, в период славянской колонизации Восточной Европы и завершилось примерно в XIII-XIV вв. Начинается это формирование с процесса совместного проживания славян с балтами, когда происходит самозарождение белорусского народа и его саморазвитие.
К XIII-XIV вв. белорусский этнос окончательно складывается, и внутри данного процесса идет становление этнического самосознания белорусов. Этническое самосознание есть понимание людьми своей принадлежности к определенной общности, самобытности данной общности и ее отличий от других общностей. Как правило, это происходит на основе осознания своего общего происхождения, ощущения природно-генетической связанности с родной землей, на основе самобытной культуры, языка, этнического характера, менталитета. Этническое самосознание возникает и развивается постепенно, в процессе этногенеза и является одной из ключевых характеристик каждого этноса.
В эпоху первобытного строя элементы этнического самосознания сообществ Беларуси отражались прежде всего в эмоционально-чувственном осознании людьми своего общего происхождения от одного мифического предка, а также в близости традиций, обрядов, языка. Как правило, самоназвания членов отдельных родов, племен в те времена или совсем отсутствовали, или существовали в невырожденной форме, обычно соответствующей месту проживания.
В дохристианский период передкам белорусов было присуща вера в мистическое, сверхприродное родство между своим родом и так называемым тотемом, прежде всего в образе животных, растений, мифических полулюдей-полуживотных.
На протяжении многих последующих веков ментальность белорусов во многом оставалась дохристианской, языческой. Обусловлено это было относительно медленным распространением христианства на белорусских землях.
С принятием же христианства начинается новая культурно-историческая эпоха. Именно на мировоззренческом фундаменте христианства окончательно сложились этнический менталитет, древняя белорусская культура, литература и искусство.
К IV столетию – веку образования ВКЛ белорусский этнос в основном уже сложился в народность, хотя полностью этот процесс не завершился, продолжался и далее. Практически с момента возникновения Великого Княжества Литовского жители белорусских земель отличали себя от других народов – немцев, поляков, литовцев.
С развитием коммуникационной структуры, появлением национальной государственности и соответствующих институтов, этнический менталитет приобретает новые формы. Опережающими темпами происходит развитие языка и письменности, создаются документы, характеризующие уровень политической и правовой ментальности белорусов. Надо отметить, что осознание белорусами самобытности новой общности и своей принадлежности к ней поначалу происходило в среде наиболее образованной части. Это получило свое отражение в белорусских летописях, произведениях литературы и сочинениях общественно-политического характера.