План
Введение
1 История
1.1 Программа «Сентинел»
2 Участие и реакция других стран
2.1 Восточная Европа
2.2 Украина
2.3 Закавказье
3 Развёртывание системы ПРО
3.1 Состав ПРО
3.1.1 Спутниковая группировка
4 Испытания боевого лазера воздушного базирования
5 Россия и система НПРО США
5.1 2004—2006
5.2 2007
5.3 2008
5.4 Развитие российской ПВО
7 Источники
Введение
Система противоракетной обороны территории США (НПРО) (англ. National Missile Defense — NMD) создаётся, согласно заявлениям американской администрации, для защиты территории страны от ракетно-ядерного удара со стороны так называемых стран-изгоев, к которым в США относят, в частности, КНДР, Иран и Сирию (ранее также Ирак и Ливию). Российскими политиками[1] и военными[2] неоднократно высказывалось мнение, что в действительности американская ПРО угрожает безопасности России и, возможно, Китая, нарушая тем самым ядерный паритет. Развертывание баз ПРО привело к ухудшению отношений между США и Россией[3].
9 августа 2008 президент Польши Лех Качиньский, заявил, что события в Грузии (ввод российских войск) — это «очень мощный аргумент» за размещение в Польше элементов американской системы ПРО[4].
Создаваемая система ПРО США включает в себя следующие элементы: центр управления, станции дальнего обнаружения и спутники слежения за запусками ракет, станции наведения ракет-перехватчиков, сами ракеты-носители для вывода противоракет в космос с целью уничтожения баллистических ракет противника.
В конце 2006 — начале 2007 намерение США разместить элементы системы ПРО в Восточной Европе, в непосредственной близости от российской территории, натолкнулись на резкое противодействие со стороны российского руководства, что дало повод для мнений о начале очередного витка гонки ракетно-ядерных вооружений и холодной войны.
1. История
Впервые идея создания системы противоракетной обороны США была выдвинута в 1945 году.[5] В конце 1940-х США начали разработку противоракетных систем.[5] В 1960 году радар AN/FPS-49 (разработка Д. К. Бартона) для системы предупреждения о ракетном нападении был принят на вооружение в США (Аляска) и Великобритании (заменены только спустя 40 лет службы на более новые радары)[6].
1.1. Программа «Сентинел»
В 1963 году министр обороны США Роберт Макнамара объявил о начале работ по программе Сентинел (англ. Sentinel — Часовой), которая должна была обеспечить защиту от ракетных атак значительной территории континентальной части Соединенных Штатов. Предполагалось, что система ПРО будет двухэшелонной, состоящей из высотных, дальних перехватчиков LIM-49A Spartan и противоракет ближнего перехвата Sprint, и связанных с ними РЛС «PAR» и «MAR», а также вычислительных систем. Тем не менее, американские военные и политические стратеги признали наличие ряда проблем, связанных с этой системой[7][8][9]:
· Развёртывание даже ограниченного количества противоракет оборонительных систем может повлечь нанесение упреждающего ядерного удара со стороны противника, до того как система ПРО сможет быть задействована.
· Развертывание систем ПРО, скорее всего, приведёт к ещё одной затратной гонке вооружений в области оборонительных систем, в дополнение к существующим высоким издержкам.
· Существовавшие на тот момент технологии не позволяли реализовать полную защиту от тщательно спланированного нападения.
· Ограниченная защищаемая территория из-за сравнительно невысокой дальности используемых противоракет.
· Использование ядерных боеголовок на противоракетах способно ухудшить возможности оборонительных РЛС СПРН и таким образом, возможно, приведёт к неэффективной работе системы ПРО после нескольких первых перехватов.
· Обеспокоенность политиков и общественности из-за возможности детонации защитных ядерных боеголовок над собственной территорией.
· Защита от МБР может поставить под угрозу концепцию ядерного сдерживания, оказывая, таким образом, дестабилизирующее влияние.
26 мая 1972 года США и СССР подписали Договор об ограничении систем ПРО (вступил в силу 3 октября 1972 года). В соответствии с Договором, стороны обязались ограничить свои системы ПРО двумя комплексами (радиусом не более 150 км с количеством пусковых установок противоракет не более 100): вокруг столицы и в одном районе расположения шахт стратегических ядерных ракет. Договор обязывал стороны не создавать и не развёртывать системы или компоненты ПРО космического, воздушного, морского или мобильно-наземного базирования.
23 марта 1983 года президент США Рональд Рейган заявил о начале научно-исследовательских работ, которые ставили своей целью изучение дополнительных мер против межконтинентальных баллистических ракет (МБР). Реализация этих мер (размещение перехватчиков в космосе и т. п.) должна была обеспечить защиту всей территории США от МБР. В 1991 году президент Джордж Буш выдвинул новую концепцию программы модернизации ПРО, которая предполагала перехват ограниченного числа ракет. С этого момента начались попытки США создать национальную систему ПРО (НПРО) в обход договора по ПРО.
23 июля 1999 президент США Билл Клинтон подписал одобренный ранее Конгрессом законопроект о создании НПРО. Закон уполномочивал Министерство обороны США разместить элементы системы ПРО для защиты всей территории страны от баллистических ракет вероятного противника тогда, когда это будет «технически возможно». Разработка НПРО, по мнению президента, вызвана «усиливающейся угрозой возможного создания и размещения странами-изгоями ракет большой дальности, способных нести оружие массового поражения против США и их союзников».
2 октября 1999 США провели первое испытание прототипа НПРО, в ходе которого над водами Тихого океана была сбита баллистическая ракета «Минитмен» с учебной боеголовкой.
Интерес к созданию ПРО на базе ранее проводившихся разработок в рамках программы Стратегической оборонной инициативы (Звёздные войны), объявленной Рональдом Рейганом, усилился с приходом к власти президента Джорджа Буша (младшего) в 2000.
В 2001 году Джордж Буш объявил, что система ПРО будет защищать территорию не только США, но и их союзников и дружественных им стран, не исключив размещения на их территориях элементов системы. Среди первых в этом списке оказалась Великобритания как ближайший союзник США. Ряд стран Восточной Европы, в первую очередь Польша, тоже официально выражали желание разместить на своей территории элементы системы ПРО, включая и противоракеты.
2. Участие и реакция других стран
Как сообщается в докладе помощника министра обороны США по стратегическому планированию Брайана Грина в сенате США, опубликованного 12 апреля 2007, в настоящее время существует 15 государств, которые «участвуют в тех или иных усилиях по противоракетной обороне» США, уже размещая на своей территории «ключевые объекты системы или активно обсуждая такую возможность». К ним относятся Австралия, Великобритания, Германия, Дания, Израиль, Индия, Испания, Италия, Нидерланды, Польша, Тайвань, Франция, Чехия и Япония.
· Британский премьер-министр Тони Блэр в октябре 2004 дал согласие на модернизацию американской РЛС системы раннего предупреждения в Файлингдейлс (Северный Йоркшир) и размещение здесь ракет-перехватчиков. Это был первый шаг по размещению элементов НПРО за пределами американского континента.
· Япония участвует в производстве и закупках противоракет типа Aegis, Patriot и SM-3 (решение содействовать американской системе ПРО и разместить на своей территории элементы этой системы — РЛС передового базирования — было принято после того, как в 1998 году КНДР запустила ракету «Тэп Хо Дон» (дальность 2000 км), перелетевшую территорию Японии и упавшую в Тихий океан). В июле 2007 министерство обороны Японии заявило о намерении создать свою собственную систему ПРО для защиты от возможной ракетной угрозы со стороны КНДР и КНР. Япония, США и Австралия, заключившие в марте 2007 военный союз, ведут трёхсторонние консультации о создании совместной системы ПРО в бассейне Тихого океана.
· Израиль задействован в программе модернизации противоракет Arrow (28 июля 2004 здесь уже были проведены успешные испытания модифицированной системы ПВО Arrow II, созданной при содействии США).
· Австралия заявила о поддержке американских планов.
· Канада ведёт переговоры с США о придании противоракетных функций командованию NORAD, отвечающему за противовоздушную оборону США и Канады.
· Дания в 2004 подписала договор о модернизации американской РЛС системы раннего предупреждения в Туле (Гренландия).
2.1. Восточная Европа
· Польша, Чехия и Венгрия изъявили готовность разместить у себя рабочие противоракетные комплексы. В мае — августе 2006 группа экспертов МО США посетили эти страны для определения местоположения для противоракетных объектов. В Чехии рассматривались три варианта — Болетице (вблизи Чешского Крумлова на юге), Йинце (рядом с городом Пршибрам в 90 км юго-западнее Праги) и Либава (неподалеку от города Оломоуц на западе). Общие расходы по строительству ракетной базы США в одной из стран Центральной Европы, по данным газеты The Washington Post, составят от $1,2 млрд до $1,6 млрд. Рассматривалось несколько вариантов размещения базы — наземный и подземный, в одной стране или в нескольких соседних, с распределением между ними ракетных комплексов, РЛС и остальной инфраструктуры.
· Во время сентябрьского (2006) визита в США премьер-министра Польши Ярослава Качиньского была достигнута договорённость о размещении на территории Польши десяти ракет-перехватчиков в защищённых подземных шахтах к 2011—2012 годам. Дальность действия противоракет GBI составляет 1-5 тыс. км. В качестве боевой части противоракета оснащена заатмосферным перехватчиком, который на большой скорости сталкивается с ракетой-целью, разрушая ее. Возможно оснащение ракет ядерной боевой частью которая, в настоящее время, находится на стадии тестирования. В таком варианте боевого оснащения, ракетный комплекс может использоваться для нанесения молниеносных точечных ударов по защищенным наземным и подземным объектам. По расчётам разработчиковкто?, для гарантированного поражения одной моноблочной баллистической ракеты требуется четыре противоракеты, оснащенной заотмосферным перехватчиком, а в случае применения ложных целей — до двадцати.