Смекни!
smekni.com

Грюнвальдское сражение. Тактика ведения боя тевтонами (стр. 2 из 4)

Армия Тевтонского ордена была уничтожена: убито 18 тыс., ранено до 40 тыс., разбежалось около 27 тыс. Взято 52 знамени, все бомбарды, богатый обоз. Союзники потеряли убитыми 3-4 тыс, ранеными - около 8 тыс.

Союзники преследовали противника на расстояние 25–30 км. Затем в знак победы союзное войско три дня находилось на поле боя. Стратегического преследования организовано не было, и это спасло орден от полного разгрома.

Союзники подошли к Мариенбургу только 25 июля, когда крестоносцы собрали рассеянные войска и сосредоточили в крепости сильный гарнизон. Мариенбург союзникам взять не удалось. Под влиянием интриг Витовт отказался от продолжения войны.

Политическое значение этой победы славян очень велико. Рыцарям-крестоносцам снова был дан отпор. Военная мощь тевтонцев была подорвана. В этой войне прежде всего следует обратить внимание на ее политическую подготовку. Ведением переговоров поляки и литовцы оттянули начало войны и выиграли время, необходимое для подготовки к ней. Наоборот, тевтонцы не использовали своей готовности к войне и упустили момент, выгодный для нападения. Союзники перенесли войну на территорию противника и действовали активно, наступательно. Война по своему характеру была оборонительной, а способ военных действий был наступательным. Союзники реализовали победу в тактическом масштабе, на поле боя, но стратегического преследования не организовали. Поэтому крестоносцы сумели подготовиться к обороне. Здесь особенно четко выявились тесная связь и взаимная зависимость тактики и стратегии, решающая роль стратегии и подчиненность ей тактики. Цель и объект действий союзники наметили правильно и верно рассчитали сосредоточение войска. Рискованным маневром им удалось создать выгодную для боя обстановку. Тевтонцы, начав захватническую войну, фактически вынуждены были перейти к пассивной обороне. Поляки хорошо наладили агентурную разведку, но войсковой разведки не организовали. В бою при Грюнвальде особенно упорно сражалось русское войско. На смоленские полки легла главная тяжесть боя. Русские прикрыли атакуемый фланг боевого порядка и спасли поляков от разгрома, затем подкрепили первую линию поляков и помогли им перейти в контратаку. Исход боя решила последняя атака литовско-русских войск. Тактическая глубина расположения войск определила тот факт, что бой становился упорным и продолжительным. Составные части боевого порядка маневрировали. Снова появился резерв, который в феодальном войске обычно не выделялся. Резерв начал оказывать влияние на ход боя. Применялись укрепления полевого типа. Так, например, в оборонительное состояние была приведена р. Древенца. Бой при Грюнвальде дает представление о развитии кавалерийского боя в средние века. Он показывает особую чувствительность флангов боевого порядка кавалерии. Тевтонцы старались атаковать во фланг, союзники стремились обеспечить свои фланги. Пехота имелась в составе обеих сражавшихся армий, но в бою, по-видимому, деятельного участия не принимала. Она прикрывала обоз.

3. Тактика ведения боя

Впервые задуматься о смене выработанной тактики боя рыцарям пришлось во время крестовых походов на Восток. Там они встретились с противником, не придерживавшимся правил благородной борьбы, избегающим лобовых атак. А рыцари были облачены в тяжелые доспехи, у многих имелись запасные лошади и дополнительное оружие. Арабский способ ведения боя - неожиданные атаки лучников и легкой кавалерии - заставили крестоносцев менять вооружение и тактику сражений. Но разгромить мусульманское войско оказалось непросто. Легкая маневренная кавалерия восточных воинов довольно успешно сражалась с одетыми в броню малоподвижными рыцарями. Подвижные отряды мусульман часто захватывали военные обозы рыцарей-ополченцев. Тем более, что с боевым охранением справляться им было несложно - стрелы воинов-лучников пробивали даже рыцарские латы. Рыцари даже иногда не успевали пустить в ход свои мечи и боевые топоры. Окруженные же рыцарями турецкие воины вырывались из кольца с помощью обычных арканов, которыми они орудовали с величайшим искусством. Кроме того, были и другие трудности, с которыми пришлось столкнуться рыцарям-ополченцам в крестовых походах. Отсутствие какого-либо снабжения, недостаток питьевой воды в сожженных солнцем пустынях и многодневные изматывающие переходы.

Для улучшения защитных свойств были усовершенствованы латы, а шлем стал более глубоким. Металлические пластины закрывали ноги рыцарей до самых колен, а лошади получили дополнительную броню и стали менее уязвимы. Вводились изменения и в тактику ведения боя, в частности, иногда вперед выдвигались пешие воины. Со временем большинство рыцарей-ополченцев стали сражаться именно в пешем строю. Уже при штурме Иерусалима в 1099 г. рыцари учились строить различные осадные приспособления, оборонительные сооружения и устройства для метания каменных глыб.

Для удобства в рыцарских войсках каждый отряд был пронумерован и возглавлялся сеньором (авангард, второй отряд, третий отряд ... арьергард). Это давало следующие преимущества:

а) во время лагерной караульной службы, сменяя друг друга через некоторое время эти отряды могли непрерывно отбивать мелкие вылазки врага, защищать от вредительства осадные сооружения или прикрывать подъем всего войска по тревоге в случае крупного нападения противника.

б) во время штурма укреплений отряды сменяя друг друга непрерывно пытаются закрепиться внутри вражеских стен и дать возможность всем ворваться внутрь.

в) подкопы, ремонты, наведение переправ, постройка укрепленных лагерей - здесь тоже обеспечивается непрерывность, а значит и быстрота работ по принципу сменяемости уставших.

г) нумерация отрядов просто и эффективно помогала избежать беспорядка при проведении марша - люди каждого отряда всегда прекрасно знают после кого им выступать и не толпятся в дефиле напрасно теряя силы.

Одним из основных тактических боевых порядков был “пролом клином” , “свинья” или “кабанья голова”. Схема действия:

  • 1. Конница клином рассекает врага таранным ударом. Прорвавшись во вражеский строй, “раздвигают” острие (как расклепывают заклепку), и враг оказывается зажатым с трех сторон (пусть всего в двух местах, и довольно небольших по протяженности фронта) – этого достаточно для проигрыша .
  • 2. Лучники, построенные клином, могут легко переносить огонь на любую сторону построения, и при этом число ведущих огонь – максимально.

Но лучники должны быть прикрыты с флангов – это не рыцари, их надо уберечь от “прямого контакта”.

Из этого следует:

а) такое построение делило бой на несколько действий, когда проигрыш в столкновении любого эшелона не обязатально приводит к проигрышу всего сражения. Кто победит в конце концов, было неясно до последнего момента.

б) при условии, когда исход боя не решается единичным столкновением даже главных сил, рыцарская тактика могла подниматься до настоящего искусства. Командующие сами определяли «рисунок» боя и от этого во многом зависела победа.

в) бой мог продолжаться довольно долго.

До конца XI века рыцари использовали свои копья как метательное оружие. Приближаясь к противнику, всадник на скаку бросал в него копье. Копье, брошенное не детской рукой, наносило сильный удар, причем на расстоянии. Если конница действовала против пехоты, то бросок копья заставлял вражеского пехотинца закрыться щитом и временно потерять контроль над ситуацией – перестав уверенно грозить надвигающемуся всаднику своим собственным копьем. Не говоря уже о том, что брошенное копье может нанести рану и вообще вывести пехотинца из строя. Значит всадники получали хороший шанс ворваться во вражеский строй и начать разгром пехоты. В действиях против вражеской конницы шансы бросавших друг в друга копья распределялись поровну. В общем позднейшая техника атаки с копьем наперевес не многим была выгоднее, чем бросок копья перед началом рубки на мечах. Превосходство видимо сказывалось только в том, что держа копье наперевес, при столкновении всадников можно до последнего мгновения держать противника в неведении, куда будет направлен удар – в корпус (щит) или в голову. Это заставило рыцарей уже в XII веке особо позаботится о защите лица, и в результате появился глухой шлем.

4. Вооружение рыцарей

Самым благородным и распространенным оружием рыцарей был, как известно, меч. Именно им рыцарь сражался в бою, и это же оружие служило ему верой и правдой в благородном поединке. Во время боевых действий использовались копья, боевые топоры и боевые молоты. В сражении жизнь рыцаря зависела часто от прочности и гибкости меча. Причем, ни длина лезвия, ни масса меча не являлись основными характеристиками, определяющими силу удара. Главное - это расположение центра тяжести и балансировка. Обычно у рыцарского меча XI столетия длина лезвия варьировалась от 60 до 80 см, форма - конусообразная. Хороший меч весил от 1,2 до 1,5 кг и лучше всего, если он был изготовлен из твердой упругой стали. Чтобы изготовить качественную сталь для меча скручивали поочередно мягкие железные и стальные стержни и проковывали их, придавая поковке форму лезвия. Из такого металла (взаимно переплетенных железных и стальных стержней) получался превосходный клинок. Позднее стали изготавливать мечи длинной до 125 см и обрабатывать их на точильном камне. Рукоятка меча практически не менялась, оставалась прямой с длиной поперечиной и выглядела как символ-крест. У некоторых мечей рукоятки были инкрустированы серебром, а в наверешие-противовес помещалась религиозная святыня - амулет. Для ближнего боя рыцарь использовал также норманнский боевой топор и боевой молот, которые могли пробить латы и выбить оружие из рук противника. Кроме того, мощным ударом боевого топора можно было буквально разрубить противника пополам, до самого седла.